ВАМ, МОТОЦИКЛИСТЫОчень любят мотоциклы в Латвии. Свидетельство тому — многие тысячи зрителей, собирающиеся на гонки, большое число машин на дорогах республики. И не случайно научно-популярный журнал «Наука и техника», издаваемый в Риге, помещает материалы для мотоциклистов. Несколько опубликованных на его страницах советов инженера А. Рибовсного мы предлагаем читателям. При помощи карандаша Из-за частого ввертывания ивыверты ­ вания свечи зажигания изнашивается резьбав отверстии головки цилиндра, о собенно сильно, если онаизалюминие ­ вого сплава. В результате приходитсяза ­ менять * л иремонтироватьголовку . Чтобы избежать преждевременного износа, с оветуемрезьбу на свече «смазать» м ягкимграфитовымстержнем (от карандаша). Тонкий слой графита защи ­ тит ее от пригоранияи облегчит вверты ­ вание свечи.участок распиливают ножовкой на четыр е части ( р ис . 1). В ершины первых ниток резьбынемного спиливают — и «метчик» готов. Смазав резьбужидким масл ом , вворачивают еговголовкуприпо ­ м ощи «свечного» к люча . Разумеется, делать это можнотолько на снятойголовке , чтобы стружкаи нагар не попали вцилиндр . Охлаждение цилиндра Задняя часть цилиндрамотоциклетно ­ г о двигателя недостаточно обдувается потоком воздуха. Д лялучшего ее охл аждения имеет смысл изготовить два щитка из жестииукрепить их, к акпо ­ к азано на рис. 2. Щ иткидолжнысоот ­ ветствовать цилиндру по высоте. У даром молотка Небольшие вмятины на топливномба ­ к еможно выправить следующимобра ­ з ом . Бак снимаютсмотоцикла и, з акрыв сливной кран , наполняют водойдокра ­ ев горловины , в которую затем вставляют хорошо подогнанную по внутреннем у ее диаметру деревянную пробку (рис. 3). З атем надо резкимудароммо ­ лотка загнать пробкув бак. В момент удара внутри бака возникает большое давление, и вмятины устраняются. Не за ­ будьте поместить между баком и пов ерхностью верстака упругуюпрокладку . Простой прием Немало трудностеймотоциклистамдо ­ ставляет установка пружин тормозных колодок. Для облегчения монтажа колодок советуем воспользоваться таким приемом . Сперва вставьте в их отверстия отогнутые концы пружин, затем концы колодокупритев палец диска и разжимный кулачок и обеими руками приж митектормозному диску, как показано на рис. 4. «Индикатор» высокого напряженияСвеча-«метчик»Для калибровки поврежденной резьбы в отверстии головки для свечи или очист ­ ки от нагара применяютметчик . Н о , п о ­ с кольку резьба специальная ( 1 4X1 , 2 5 ) , найти подходящий метчик нелегко. В этих случаях егосуспехом заменит старая свеча сдлиннымрезьбовымконцом . Из нее удаляют изолятор , а резьбовойATfVРиг.. 1. С»еча-«метчик».к иапракение 1 дбиженияiРис. 2. Установка щиткоп на цилиндр: 1 — цилиндр 2 — щитки.Рис. 3. Правка бака: 1 — пробка; 2 — мягкая проклад ка.iРис. 4. Так колодки. устанавливают<Рис. 5. «Индикатор» высокого напряжения: 1 — провод высокого напряжения; 2 — стеклянная трубка; 3 — концы проводов: 4 — окрашенная часть трубки.И ногдаприрегулировке или ремонте двигателя нужно знать, подается ли на центральный электрод свечи зажиганиявысокоенапряжение . Д ля этой цели ли ­ б оприменяют различные индикаторы, либо, отсоединив проводвысокого нап ряжения от свечи, п риближаютегок массе, чтобы убедиться, п роскакивает ли искра междуконцом провода и массой. П роверку эту можно облегчить. Р азрежь ­ те проводвысокогонапряженияв5 — 6 сантиметрах от свечи, зачистите концыи вставьте их встекляннуютрубочкудли ­ н ой 30—35 мм так, ч тобымеждуними оставался зазор от 0,5 до 1,0 мм (рис. 5). Д лянаблюдения за искрой стеклянн уютрубкупокрасьтевчерный цвет, о с ­ тавив светлую полоскуширинойв2 — 3 мм , через которуюискра будет хорошо просматриваться. Места соединенияпро ­ вода струбкой обмотайте изоляционной лентой — так концыпровода будут надежнее закреплены в трубке.ЧТОБ НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯНа дорогах запада порой увидишь так уюкартину : м чится автомобиль, а водитель одну рукудержит на руле, друг ую — на плече соседки. Недавно один американскийинженер взял патент на специальное приспособление, которое не позволит водителю отвлекаться во время движения . Его сиденье изолируется специальной электрической системой, которая моментально выключает двигатель автомобиля, к актолько водитель попытается придвинуться поближе н своей попутчице или протянет к ней руку.ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ— Послушай, Жервеза, вот уже год, к акты окончила курсы водителей, а я до сих пор не видел тебя за рулем. — Э-э, я стаким трудом получила права, что не хочу их так быстро потерять.РЕКОРДЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕАмериканец Фэрри Кейт установил своеобразный рекорд среди владельцев автомобилей. За различныенарушения правил движения его штрафовали 342 раза. Он заплатил в общей сложности 12 тысяч долларов штрафа.УВЫ, НЕ ОШИБСЯ!В автоинспекции идет экзамен : — Когда пешеход имеет преимущества в движении? — Когда сидит в автомобиле!25