ЗАСЕДАНИЕ СЕМЬДЕСЯТ ПЯТОЕСтрогая медицинская комиссия обследует будущих водителей. За руль могут сесть только совершенно здоровые люди. Проверяются зрение, нервы, руки, ноги... Стоп! А как же быть довольно многочисленной группе людей, потерявших, в основном в результате ранений на фронтах Отечественной войны, руку или ногу, а иногда и то и другое! Неужели они лишены возможности водить машину! Нет! Для этих людей Запорожский автозавод выпускает автомобили, которыми можно управлять, даже когда нет руки и ноги, — ЗАЗ-965АР и ЗАЗ-966ВР. На сегодняшнем заседании «Клуба» мы расскажем об одном из агрегатов этого автомобиля, который не встречался раньше на отечественных машинах,— автоматическом электромагнитном сцеплении. Эта конструкция позволила при сравнительно невысокой стоимости свести количество педалей до двух, управлять которыми можно одной ногой. Слово — инженерам Мелитопольского моторного завода Ф. Ф. АПАРОВИЧУ и Б. Н. ПЯТКО.АВТОМАТИКА НА МИКРОЛИТРАЖКЕИтак, электромагнитное порошковое сцепление — ЭМС. На рис. 1 вы видите, как оно устроено. Схема действия проста: крутящий момент от двигател як трансмиссии передается за счет сил трения между частицами специального ферромагнитного порошка в электромагнитном поле, создаваемом обмоткой 10. В зазор между ведущим 2и ведомым 18 магнитопроводами помещены сферические частицы диаметром 0,04—0,1 мм, полученные методом распыливакия расплавленного химически чистого железа струей газа. Чтобы порошок не высыпался, между ступицей ведомого магнитопровода 18 и крышками 3 установлены упорные кольца 4и кольца постоянных магнитов 6. Удерживают его и конусные отражатели лабиринтного уплотнения. Снаружи ведущего установлен неподвижный магнитопровод с обмоткой 10. Ток подводится к ней по проводу 16. Как работает ЭМС? Когда коленчатый вал двигателя, а вместе с ним и ведущий магнитопровод 2, вращается без подачи тока в обмотку сцепления, ферромагнитные шарики за счет центробежных сил равномерно распределяются в зазоре между ведущим 2и ведомым 18 магнитопроводами. При этом последний не вращается. Но вот по обмотке пошел ток. Вокруг нее образуется магнитный поток, проходящий через всю систему. Частички ферромагнитного порошка намагничиваются, образуют цепочки (рис. 2) и связывают ведущий магнитопровод с ведомым — начинается передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии. При этом величина передаваемого момента будет зависеть от магнитного потока, то есть величины тока в обмотке сцепления. Управляют работой сцепления два микропереключателя под педалью привода дросселя, механизм выключения сцепления, расположенный между рычагом и коробкой передач, и реле управления сцеплением (РУС-1). При трогании автомобиля ток в обмотке невелик, сцепление передает момент меньший, чем развиваемый двигателем, и пробуксовывает, в результате машина трогается с места плавно. После разгона автомобиля обороты двигателя возрастают, и блок управления автоматически увеличивает ток в обмотке сцепления. Увеличивается магнитный поток, прекращается пробуксовка сцепления. Такая конструкция позволяет использовать весь арсенал приемов вождения — как обычное сцепление. Если при движении автомобиля полностью отпустить педаль дросселя, система начинает работать в режиме «торможения двигателем». Для движения накатом педаль «газа» отпускают до того момента, когда сраРис. 2. Так располагаются частицы ферромагнитного порошка в рабочем зазоре электромагнитного сцепления.Ю II 12 13 и, /5Рис. 1. Электромагнитное сцепление: 1 — маховик в сборе; 2 — ведущий магнитопровод; 3 — крышка защитная; 4 — кольцо упорное; 5 — болт крепления маховика; в — магнит постоянный; 7 — винт крепления защитной крышки; 8 — болт крепления ведущего магнитопровода; 9 — картер сцепления; 10 — обмотка с неподвижным магнитопроводом в сборе; 11 — втулка изоляционная; 12 — шайба; 13 — провод; 14 — шайба; 15 — шайба изоляционная; 16 — провод в сборе; 17 — крышка; 18 — ведомый магнитопровод со ступицей в сборе; 19—вал сцепления ведомый; 20 — прокладка защитной крышки.батывает реле сцепления. Можно дви1гаться накатом и не выключая передачу. Нужно только отпустить педаль дросселя я , слегка нажав на рычаг коробки передач, разомкнуть контакты микропереключателя. Специальные тумблеры, расположенные на панели приборов, дают возможность пустить двигатель буксировкой автомобиля и использовать аккумулятор для привода сцепления (если генератор вышел из строя). Конструкция ЭМС позволяет при стоянке и остановке на склоне удерживать машину двигателем на низшей передаче. Правда, не больше чем 4 часа — иначе разрядится аккумулятор. Несколько слов о специфике обслуживания электромагнитного сцепления. Если двигатель резко увеличивает обороты, а скорость машины растет медленно (особенно при разгоне) — значит, сцепление буксует. Причин может быть две: уменьшение тока питания муфты или износ порошка. В первом случае дополнительным симптомом служат показания амперметра на панели приборов. Ток меньше 3а при больших оборотах—проверьте надежность соединений проводов, зачистите контакты реле управления сцеплением, убедитесь, что хорошо натянут ремень генератора. Ток больше 3 а, а сцепление буксует — пора менять ферромагнитный порошок. Его частицы со временем теряют форму, ухудшается их магнитная проницаемость. Обычно замену приходится делать после 25—30 тысяч километров пробега. Главное в этой операции — чистота и аккуратность. Запас порошка входит в комплект автомобиля. На одну «заправку» сцепления нужно 80—90 г. Насыпете больше — сцепление будет «вести», меньше — автомобиль станет буксовать.14