релому профиля, привстаньте на подножках. Это дает возможность своевременно увидеть встречную машину. Особенно труден на узкой дороге обгон. Приходится долго выбирать участок, где можно было бы выйти вперед. Найдя такое место, включайте сигнал и, убедившись, что ваше намерение другим водителем понято, решительно обгоняйте. При обгоне в таких случаях опытные мотоциклисты переходят с прямой передачи на более низкую, например, с четвертой на третью, на которой можно с большим успехом использовать приемистость мотоцикла и тем самым сократить время обгона.обгон. На «грейдере» в центре образуется холмик из рыхлой щебенки. Помня об этом, во время обгона выбирайте место, где холмик сглажен колесами автомобилей, иначе ваше переднее колесо может увести в сторону. Кстати, неплохо защитить фару от мелких камней, летящих из-под колес других машин, наклеив на стекло полоски изоляционной ленты, как это делают раллисты. Правда, такие полоски не гарантируют целости стекла, но если оно и будет разбито, то останется в фаре и защитит рефлектор и лампы. У грейдерных дорог есть существенный недостаток — они пылят. При пол- | ном безветрии или если ветер в лицо, за пылью, поднимаемой автомобилями, не видно ни дороги, ни встречных машин. Чтобы не глотать пыль, на такой дороге все обычно стараются вырваться вперед. Мотоциклисты по понятным причинам особенно горят этим желанием. Обгоняйте на участках, где дорога изменяет направление — там ветер относит в сторону шлейф пыли и можно видеть, что делается впереди. Но если дорога прямая, а машина, которую хотите обогнать, упорно не уступает дорогу, не лезьте на рожон, а поотстаньте и ждите момента, когда она притормозит, скажем, переезжая плохой участок. Пользуясь тормозами, помните, что щебенка или грунт под колесами при этом легко сдвигается. Поэтому в основном тормозите двигателем и задним тормозом, а передним — «вполсилы» и только на прямых участках. Очень специфична езда по грунтовым дорогам с длинными «языками» глубокого песка — она обычно отнимает много сил. Если дорога изобилует такими «сюрпризами», выясните, нет ли другого пути. Всегда лучше «отмахать» лишних полсотни километров, чем на тяжело груженном мотоцикле преодолевать десятки метров глубокого песка. Ну, а если иного выхода нет — тогда вперед. Ищите места, покрытые травой, — здесь песок не так сыпуч и колеса будут меньше зарываться. Если есть рулевой демпфер — подтяните его. Короткие песчаные участки преодолевайте с хода, на одной из высших передач, крепко держа руль и сжав бак мотоцикла коленями. Двигаться следует по прямой; повороты руля повлекут резкую остановку мотоцикла, а то и падение. Перед длинным участком глубокого песка, если вы едете с пассажиром, попросите его сойти. Сами же включите низшую передачу и старайтесь преодолеть песок на больших оборотах. Как только почувствуете, что машина теряет скорость и заднее колесо зарывается, быстро соскочите и, держась за руль, бегите рядом, сохраняя постоянный «газ» и прямолинейность движения мотоцикла. Конечно, пассажир тоже должен вовремя придти на помощь, подталкивая мотоцикл сзади. Выбирая маршрут, твердо помните: всякая длинная дорога с хорошим покрытием всегда быстрее приведет к цели, чем короткая, но плохая. Не забывайте, что вы путешествуете на обычном дорожном мотоцикле, отягощенном багажом, на котором по плохой дороге придется ехать медленно, а то и тащить машину на себе.w Сто строк 11БЕЗ ВИНЫ[ р*Ьг JВИНОВАТЫЕ Ьь^О том , что ездить на мотоцикле или мотороллере в шлеме хорошо , у же весь мир наслышан . И не надо думать, что эта_ мера для каких - т овысоких скоростей: даже поскользнувшись на асфальте, м ожно стать инвалидом. А свалиться с двухколесного коня иуда опаснее. Короче, агитировать сегодня за шлемы — зря время переводить. Да и поздно. Почти повсеместно езда на мотоэкипажах без защитных шлемов запрещена. Увы, этот порядок иногда нарушается. В одних случаях виной несознательность водителей, иные из которыхрассуждают примерно тан : «Своей голове я сам хоз яин — х очурискую , х очу нет!» В друг их — н арушать приходится поневоле: не найдешь в продаже спасительного головного убора. В поселне Шамалды-Сай Ошсной области инспентор сержант Усумбаев остановил водителя мотороллера М. Пестова, и между ними состоялся приблизительно такой разговор: — Значит, нарушаете, — констатировал сержант. — Едете с пассажиром и оба без касок... — А где же взять, если в продаже нет? — Это ваше дело! Инспентор задумчиво посмотрел на талон предупреждений, прицелился компостером и... — Зачем же сразу талон пробивать! — всполошился водитель. — Это наше дело. — И при чем здесь шестой пункт ? — К аскив талоне не оговорены, т ак что могу в любом пуннтепросечку сделать! — Я буду жаловаться! — Это ваше дело... Редакция, получив такое письмо, обратилась по поводу случившегося сразу в два адреса — в Управление внутренних дел Ошского облисполкома и областное Управление торговли. Первыми ответили работники торговли. «Ввиду того, что поставщикизащитных шлемов не удовлетворяют заявни Ошс кой областной базы « К иргизкульттор га», в настоящее время местные торги не могут полностью удовлетворить спрос населения на уназанное изделие». Таким образом, слова автора письма вредакцию подтвердились. А слова инспектора Усумбаеаа? Нет. Не может он, оказывается, в подобных случаях пробивать талон предупреждений не только в любом пункте , но вообще ни в одном. «...Согласно Постановлению Совета Министров Киргизской ССР № 63 езда на мотоциклах без защитных шлемов запрещена и за нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа, — сообщил нам заместитель начальника УВД тов. Чолушев. — Усумбаев предупрежден о недопущении подобных фактов . Гр-ну Пестову будет произведена замена талона предупреждений». Казалось бы, инцидент исчерпан. Инс пектора поправили, претензии мотолюбителя удовлетворили. Но подобные письма продолжают приходить из других мест. П ишут не злостные нарушители , не желающие надевать шлем, не легкомысленные люди, полагающие, что шлем им не к лицу, к акженснийчепчик Пишут без вины виноватые. И вот какиевозникают здесь соображения. Конечно, правительственные постановления для всех закон . Конечно, автои нспектор не может и не должен заходить, с кажем , каждое утро в магазин и интересоваться, поступили в продажу шлемы или нет. У него своих забот хватает. Но ведь имотоциклисты не виноваты втом , что работники торговли оказались нерасторопными или поставщикинеаккуратными . Что делать? Поставить Мотоциклы на прикол? Неразумно и незаконно. Выход, нам кажется , прост. Если в той или иной области нет условий для выполнения предписаний, правиль. нее всего сделать отсрочку , причем вполне официально. На сколько — мы судить не беремся. Это надо решать на месте. И дать контролирующим органам соответствующие установки . Иначе забота о людях, которая и продиктовала запрещение езды без шлемов, обернется конф ликтамии жалобами.Там, где кончается асфальтДля мототуриста дороги без бетонного или асфальтового покрытия создают дополнительные трудности, даже если они из брусчатки или булыжника. Правда, брусчатка теперь встречается редко, в основном в городах Прибалтики и Западной Украины, а вот булыжник не так уж редок на дорогах местного значения. Движение по брусчатке (она редко бывает ровной) неприятно тем, что машина сильно раскачивается, а во время торможения (на отполированной шинами за многие годы брусчатке) скорее наступает занос. Езда по булыжнику еще более неприятна. Повышенная нагрузка на колеса, подвески колеса, рулевую колонку вызывает вибрацию ходовой части, которая утомляет водителя. Чтобы сгладить влияние неровностей дороги, иногда применяют старый испытанный прием: « больше скорость — меньше ям». Но тут приходится смотреть в оба, иначе можно влететь в выбоину — на булыжных дорогах (это дороги старые) их предостаточно. Если выбоину увидели в последнее мгновенье — привстаньте на подножках и рваните руль на себя. Этим вы разгрузите переднюю вилку мотоцикла и сбережете обода колес. Перед глубокими выбоинами или вспучинами на дороге старайтесь своевременно замедлять ход, применяя оба тормоза. Ручной отпускайте до встречи с препятствием. Иначе не избежать удара в передней вилке, а то и вмятины на ободе. Намного облегчает управление мотоциклом на булыжных дорогах рулевой демпфер. Не забудьте подтянуть его — тогда руки будут меньше уставать. При езде по такой дороге периодически проверяйте крепление багажа, болтовых соединений и осматривайте покрышки. Проколы на булыжнике случаются чаще: здесь попадаются подковные гвозди, торчащие между камней острием вверх. Поэтому лучше двигаться ближе к середине (где меньше ездят конные повозки), хотя там и больше бросает машину. В отличие от булыжных, грейдерные дороги — более ровные. И если состояние их хорошее, двигаться здесь можно .с довольно большой скоростью. Но и такая дорога требует повышенного внимания, особенно на поворотах, где автомобили колесами разбрасывают щебенку, и, чтобы не упасть, мотоциклист всегда должен быть начеку. Имеет свои особенности на таких дорогах иI29