Москва сегодня. Развилка Ленинградского и Волоколамского шоссе. Фото В. БазылеваИ. ТРОФИМОВ, заведующий сектором автомобильного транспорта и шоссейных дорог Отдела транспорта и связи ЦК КПСС портных происшествий. Этому в немаБезопасность дорожного движения во лой степени способствуют систематичевсех ее аспектах — социальном, эконоские инструктажи шоферов об особенмическом, научно-техническом выросла ностях эксплуатации машин в различв наше время в проблему значительной ных климатических и дорожных условигосударственной важности. Ей уделяют ях, коллективные разборы нарушений серьезное и постоянное внимание Центправил движения и дорожных происшеральный Комитет КПСС и Совет Министвий, различные усовершенствования в стров СССР. Конкретные пути в достиорганизации технического обслуживажении этой цели намечены рядом пония и ремонта автомобилей. становлений Правительства. Как известно, безопасность движения В большой работе по повышению эфв значительной степени зависит от техфективности использования автомобилей, нического состояния автомобильных добезопасности движения за последние рог. В этом направлении мы также загоды достигнуты заметные успехи в Беметно продвинулись вперед. На больших лоруссии, Литве, Грузии, Куйбышевской автомагистралях выполняется поверхнообласти, Хабаровском крае, во многих стная обработка покрытий, что обеспедругих районах нашей необъятной страчивает им необходимую шероховатость, ны. ЦК компартий союзных республик, устраиваются разделительные полосы. крайкомы и обкомы КПСС, министерства Автомобильные дороги с интенсивным и ведомства на широких совещаниях и движением сооружаются сейчас, как семинарах с автотранспортниками и доправило, с пересечениями в разных рожниками, специалистами Госавтоинсуровнях. Будущие трассы проектировщипекции, работниками промышленности и ки прокладывают вообще в обход крупстроительства подробно и систематиченых населенных пунктов. Несколько ски рассматривают мероприятия по улучшилось зимнее содержание дорог. борьбе с авариями и другими происНаконец, значительно возросло влияшествиями в городах и на автомобильние на организацию работы транспорта ных дорогах. Они настойчиво ищут и наи безопасность движения со стороны ходят новые возможности в улучшении органов Госавтоинспекции Министерствоспитательной работы среди шоферов и ва внутренних дел СССР. Работники ГАИ населения, в распространении безопасных приемов вождения. Путепроводы и тоннели, ограждение За нашу Советскую Родину! тротуаров и посадочные площадки, комплексные транспортные схемы городов и технические средства регулирования движения — все это прочно осваивается градостроительной теорией и практикой. Многое делается для укрепления дисциплины и повышения квалификации № 7 - июль - 1970 водителей, контроля за использованием ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ автомобилей. В автомобильных хозяйСПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССР ствах более эффективно ведется работа по • предупреждению дорожно-трансИадаатся с I92I года•Чарулолй Москва сегодня. Проспект Калинина. Фото В. Кошевого (ТАСС)стали глубже анализировать причины дорожных, происшествий, усилили контроль за техническим состоянием и использованием машин, стали полнее применять в организации движения последние достижения науки и техники. Министерство внутренних дел СССР совместно с Государственными комитетами по печати, кинематографии, радиовещанию и телевидению наметило и осуществляет широкий план, предусматривающий дальнейшее улучшение пропаганды правил движения транспорта и пешеходов. Увеличивается выпуск специальных кинофильмов и научно-популярной литературы по проблемам безопасности на автомобильном транспорте, методических пособий для изучения правил движения в школах. Тем не менее аварийность на автотранспорте остается высокой, а необходимые меры для предупреждениядо ­ рожно-транспортных происшествий использованы еще далеко не полностью. В этом смысле крайне неблагополучно обстоят дела в Киргизской, Казахской, Молдавской, Армянской союзных рес ­ публиках, в ряде областей РСФСР. З а наведение образцового порядка на автомобильных дорогах и улицах горо ­ дов, р езкое сокращение аварий следует взяться самым решительным обра ­ зом. Нельзя дальше мириться стем , что по сути дела из-за беспечности не ­ которых водителей и пешеходов, просчетов в строительстве уличной идо ­ р ожной сети мы несем тяжелые потери в различных дорожных происшествиях. Анализ причин аварий показывает, что они в основном являются следствие м нарушений водителями правил движ ения , плохих дорожных условий, эксплуатации неисправных автомобилей. Немалая доля происшествий приходится на мотоциклистов. Число владельцев двух- и трехколесных транспортных средств быстро и неуклонно растет, многие из них малоопытны. И на эту категорию водителей надо обратить особое внимание. Более чем в одной трети всех происшествий — вина пешеходов. К слову сказать, в настоящее время принимаются дополнительные меры по усилению их ответственности за нарушение установленных правил. Значительная часть аварий все еще вызывается неудовлетворительными дорожными условиями. Как уже говорилось, за последнее время несколько улучшилось строительство и содержание автомобильных дорог. В РСФСР, У кра ­ инской, Казахской, Узбекской и других союзных республиках созданы министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог, что, несомненно, скажется на развитии нашего дорожно ­ го хозяйства. В целом по стране за кончающееся в этом году пятилетие будет построено и реконструировано более 70 тысяч километров автомобильных до ­ рог. На Украине только в прошлом году введено в строй более 5 тысяч ки ­ лометров дорог с твердым покрытием, в Казахстане — около 2,5 тысячи километров. Д оброго слова заслуживают идорожники Ставрополья. За последние 10 лет протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием увеличилась здесь более чем вдвое. Однако еще не везде наведен долж ­ ный порядок в строительстве и содержании автомобильных дорог. Некоторые из них находятся в запущенном состоянии, не отвечают требованиям без ­ опасности. Часто дороги сооружаются без учета перспектив в развитии автомобильного транспорта, с покрытиями облегченного типа. При повышении интенсивности движения они, конечно, быстро разрушаются, что приводит порой к тяжелым авариям. В то же время чрезвычайно важно улучшить использование существующей сети автомобильных дорог. М ногие из них даже при небольшой реконструкции могли бы и значительно увеличить пропускную способность и обеспечить лучшие условия для безопасности движения. Не секрет, что скорости за последние годы практически не выросли и остаются довольно низкими. Ограничивать их заставляет качество дорог. А нам вовсе не безразлично, какой ценой достигается безопасность движения. Если это идет за счет отказа от главных преимуществ автомобиля — маневренности и скорости, такая практика заслуживает только осуждения. Безопасность плюс скорость — вот двуединая задача, вот что должно быть основным в организации движения транспорта. Поэтому, к ак никогда, сейчас повышаются требования к проектировщикам, строителям, всем службам эксплуатации автомобильных дорог. Производительная и безопасная работа транспорта в немалой степени зависит от конструкции автомобилей. Технический уровень большинства отечественных машин последних моделей, без всякого сомнения, значительно повысился. Их отличают не только увеличение грузоподъемности и мощности двигателей, но и целый ряд устройств, к о ­ торые облегчают управление, обеспечивают безопасность движения. Вместе с тем при эксплуатации машин требования безопасности зачастую предаются забвению. Некоторые автомобили выходят на линию с неполадками втормоз ­ ной системе, в приборах освещения и сигнализации. Все это — следствие низкого качества технического обслуживания и ремонта автомобилей. И здесь у автотранспортных предприятий огром ­ ное поле деятельности, значительные резервы для повышения безопасности движения. П римеромможет служить опыт Украины и Латвии, где большое внимание уделяется внедрению диагностики технического состояния автомобилей. Комплексы специальных приборов, позволяющие объективно выявлять де ­ фекты, а стало быть, своевременно проводить профилактические работы и поддерживать исправность автомобилей, необходимы вкаждом автохозяйстве. Причиной многих дорожно-транспортных происшествий, как подтверждает статистика, является недостаточная квалификация или низкая трудовая дисциплина водителей. В этой связи требует дальнейшего совершенствования и система их подготовки. За последнее время учебные заведения укрепили связи с производством, получили современные автомобили. Больше внимания стали уделять практике вождения при обучении шоферов-любителей. Но этого ма ­ ло. Условия работы водителей значительно усложнились, повысились требования к мастерству управления автомобилем. Однако методика и содержание обучения шоферов практически не изменились. Сейчас специалисты все бо-