ДОРГигантским каменным уступом обрывается трасса будущей автомобильной дороги Ереван — Аштарак — Апаран. Отвесная стена этой «ступеньки» на десятки метров уходит вниз, а дальше — ровная долина. Скалы, составляющие вертикаль уступа, растрескались, обомшели. Но это только поверхностный слой, корочка, поддавшаяся действию времени. Стена, как ив незапамятные века, — крепчайший каменный монолит, трудный орешек для самых современных инструментов. И всетаки дни ее, даже минуты, сочтены. Тревожно завывает сирена, предупреждая об опасности, бдительно охраняет подступы к району оцепление, кругом — напряженное ожидание. Наконец, оно завершается могучим взрывом. Земля вздрагивает, как под ударом исполинского молота. В воздух вздымается темный бугор дыма, нашпигованный камнями. Когда дым и пыль рассеиваются, перед подрывниками предстает пробитая в стене пологая выемка, плавно спускающаяся в долину... Так строятся дороги в Армении. Трудно переоценить значение их для горной республики, где даже котловины находятся на высоте около километра над уровнем моря, а знаменитое озеро Севан — вдвое выше. Ни воздушный, ни речной, ни железнодорожный виды транспорта не могут здесь конкурировать с автомобильным. На его плечи ложится почти весь объем народнохозяйственных перевозок, связь с отдаленными районами. В дореволюционной Армении не было<0ни одного километра дорог с усовершенствованным покрытием. Имевшиеся 625 километров немудреных дорог государственного и губернского значения за недолгие годы господства дашнаков почти полностью стали непроезжими: никто их не ремонтировал, не поддерживал. По горным тропам шли вьючные караваны — это был единственный надежный вид транспорта. Сейчас в республике протяженность только дорог с усовершенствованным покрытием составляет около 6000 километров. Общая длина мостов за годы советской власти увеличилась почти в 15 раз. Сделацр очень много. Но жизнь не стоит на месте. Бурно развиваются промышленность и земледелие, стремительно растет парк автомобилей, их мощность, неуклонно повышаются скорость и интенсивность движения. И то, что было хорошо вчера, уже не устраивает сегодня. Нужно строить новые и совершенствовать старые дороги. Эта задача получила четкие очертания в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии дорожного строительства в СССР», принятом в августе 1968 года. Она конкретизировалась в генеральной схеме развития сети автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения и, в частности, в схеме развития автомобильных дорог в Армении. После окончательного утверждения эти основополагающие документы станут технически и экономически обоснованной программой действий на ближайшие десять лет.Мост через реку Касах (фото слева). Участок дороги Ереван—Эчмиадзин.а01о.SS20Программа эта велика. Чтобы успешно ее выполнить, нужна мощная производственная база. Сейчас в строительных организациях Гушосдора республики действует ряд асфальтобетонных заводов, в основном автоматизированных. Завод мостовых железобетонных конструкций выпускает в год тысячи кубометров готовой продукции для искусственных сооружений на дорогах. Изготавливаем мы и дорожные знаки, указатели, в том чиеле и со светоотражающей поверхностью. Эта производствеиная база будет систематически расширяться и обновляться. Что же предстоит построить? Уже полным ходом идет прокладка туристской автомагистрали первой категории, на цементобетонном основании с зеленой разделительной полосой и укрепленными кромками, которая соединит кратчайшим путем столицу республики с живописными берегами озера Севан. Время пути по новой 50-километровой трассе сократится почти вдвое. В текущем году закончится строительство усовершенствованной дороги между Горисом и Кафаном протяженностью 60 километров. Она обеспечит удобную транспортную связь Еревана с горным районом Каджарана. Действующая автомагистраль общегосударственного значения, ведущая от Еревана через Севан и Дилижан к границе Азербайджана, будет полностью реконструирована до 1975 года. Сейчас, через Севанский перевал, она вьется замысловатыми петлями серпантина, отнимая время и удлиняя пробег машин. Зимой, при снежных заносах, она становится особенно опасной. На этом месте сквозь перевал будет пробит тоннель, который значительно сократит путь и обезопасит движение. Уже в нынешнем году будет введен в строй автодорожный тоннель под Пушкинским перевалом. Он сократит путь между Кироваканом и Степанаваном на 13 километров, обезопасит движение здесь в любое время года и избавит дорожников от уборки снега.