РАЛЛИдляВСЕХСлово берет тренер Как сочетать сложность и доступность Три „ р ецепта "Оговорюсь сразу: единого мнения о положении дел в нашем ралли пока не существует. Иные оптимисты заявляют: чего ради бить тревогу о неблагополучии в этом виде соревнований? Посмотрите, мол, календарь, там только одних стартов, официально зарегистрированных автомобильной федерацией, около двадцати плюс еще международные встречи. Так что беспокойство напрасно — раллисты у нас не обижены. Что же касается меня, как, впрочем, и многих других людей, связанных с автоспортом, то у нас другое мнение. Нельзя не брать во внимание тот факт, что в последнее время среди спортсменов-автомобилистов все чаще возникают споры о будущем ралли. Дискуссии на эту тему велись и во время первой Всесоюзной спартакиады автотранспортников и на прошлых чемпионатах страны. Серьезную озабоченность дальнейшей судьбой ралли высказал на страницах январского номера журнала «За рулем» (1970) министр автомобильного транспорта Белорусской ССР председатель республиканской федерации автоспорта А. Е. Андреев. Этой же теме была посвящена статья («Три неразыгранных медали») чемпиона страны Л. Потапчика и заместителя председателя комитета авторалли ФАС СССР К. Сочнова. К чему же сводятся доводы сторонников реформы внутрисоюзных соревнований? Действительно, календарь у нас обширный. Но общих рекомендации к составлению программы ралли практически не существует. Действующие сейчас рекомендации устарели, новые еще не изданы. Вот и получается, что организаторы соревнований в меру своей фантазии либо непомерно усложняют их программу, либо, в погоне за числом участников, делают состязания слишком легкими и неинтересными. Так или иначе, наши нынешние ралли, на мой взгляд, «е способны решить проблему массовости, они недоступны широким слоям автомобилистов. Взять хотя бы последний чемпионат страны. В нем стартовало 106 экипажей, но только 15 выдержали труднейшее испытание и успешно закончили всю дистанцию. Многие команды выбыли из борьбы чуть ли не на первых километрах трассы. Затратив большие средства на доставку машин к месту соревнований, эти спортсмены вынуждены были вернуться домой, не успев даже приблизительно разобраться в огрехах своего мастерства. В трудном положении оказалась и судейская коллегия: как определить для таких экипажей занятое место? Не идти же на трассу и выяснять, на каком километре — 50-м или 60-м они сошли. Казалось бы, вывод напрашивается сам собой: надо облегчать программу ралли. Но делать этого нельзя. Программа наших чемпионатов составляется с учетом международных требований. Только в условиях сложных испытаний можно подготовить высококлассных гонщиков, способных с успехом выступать в таких ралли, как Лондон—Сидней, Лондон — Мехико и других. Сейчас у нас есть целый ряд спортсменов, обладающих высоким мастерством. Основная масса наших раллистов, к сожалению, явно им уступает. Большинство раллистов просто не способно выдержать столь трудный экзамен, каким является чемпионат страны. К тому же возможности в подготовке машин у гонщиков, представляющих заводы, автохозяйства и автомотоклубы, далеко не одинаковы. Словом, первенство страны должно быть и доступным и сложным одновременно. Попытаюсь дать рецепты для подобных соревнований. Вот один из них — двухэтапный чемпионат. Первая его часть не насыщена сложными скоростными испытаниями и большим ко-. личеством спецучастков. Короче, программа ралли составляется с таким расчетом, чтобы трассу могла пройти основная масса участников. На этом этапе определяются командные места. Затем судейская коллегия называет (к примеру, половину) сильнейших спортсменов, которые продолжают борьбу уже в личном зачете. На этом этапе мастерство гонщиков испытывается по большому счету. Жесткий график, высокие скорости, сложные спецучастки помогут определить действительно сильнейших. Чем, на мой взгляд, хороша эта формула чемпионата? Она дает возможность всем участникам пройти хоНа трассе. Фото И. Бахтинатя бы половину трассы, проверить степень своей подготовки, приобрести необходимый опыт. Все коллективы получат перспективу занять какое-то командное место. В то же время и интересы сильных гонщиков не пострадают. На втором этапе они уже в по-настоящему сложной обстановке выявят победителей в личном зачете. Мне кажется, что существуют, по крайней мере, еще два варианта, способные решить проблему массовости в тех масштабах, в каких это возможно в ралли. Почему, к примеру, мы не проводим у себя в стране ралли-марафоны? Ведь эти соревнования привлекли бы множество участников. В качестве дополнительных испытаний можно ввести экономию горючего на больших расстояниях. Здесь не нужно будет мчаться на бешеных скоростях. Средние режимы движения, интересный маршрут привлекут владельцев личных автомобилей. Наконец, третий вариант — введение в программу ралли соревнований по ориентированию, других военно-прикладных элементов. Движение при помощи карты предъявит особые требования к штурманскому мастерству каждого участника. А это очень важно: ведь даже в сборной команде страны ощущается нехватка опытных штурманов. Я не ставлю себе целью дать точный и окончательный перечень условий каждого ралли. Это уже дело организаторов соревнований. Главное заключается в том, чтобы состязания были разнообразными, рассчитанными на разные слои автомобилистов. Возможно, для республик Прибалтики подойдет первый тип ралли, в Казахстане же привьются марафоны, где-нибудь ещетретий тип состязаний. Вот тогда каждый спортсмен сможет выбирать в зависимости от степени своего мастерства и своих интересов то или иное ралли. Будет знать, как готовиться самому и как готовить к испытанию машину. В. ЛАПИН, заслуженный тренер РСФСР12