АДРЕС ИЗВЕСТЕНМногих наших читателей заинтересовало строительство комплекса автомобильных заводов в районе города Набережные Челны Татарской АССР. Первой вестью об этой новостройке была статья А. Невелева «Автогигант на Каме» в № 12 нашего журнала за 1969 год. С тех пор редакция постоянно получает письма от водителей, механиков, слесарей, которые хотят поехать в Набережные Челны, чтобы стать строителями нового автозавода. Н. И. Николаев из поселка Яровое Алтайского края, группы товарищей из Донецка, УстьКаменогорска и других городов спрашивают, куда обратиться. Дорогие товарищи! Новостройка на Каме ждет вас. По всем вопросам трудоустройства на строительстве нового завода надо обращаться по адресу: г. Набережные Челны Татарской АССР, поселок Гидростроителей, Управление «Камгэсэнергострой», отдел кадров. По вопросам трудоустройства на Камском автомобильном заводе надо обращаться по этому же адресу в Генеральную дирекцию строящегося автозавода, а также по адресу: г. Казань, 10, улица Каюма Насыри, д. 25. Отдел кадров Камского автозавода.ГОСТЯМ МОСКВЫМногих приезжающих в Москву автолюбителей и мотоциклистов интересуют адреса мастерских по ремонту аккумуляторов и оборудования автомобиля. Если вам потребовалась техническая "ом-ощь, звоните по телефону 274-17-68. К вам приедут, устранят на месте мелкие неисправности, а при необходимости отбуксируют машину на ближайшую станцию технического обслуживания. Зарядить или отремонтировать аккумулятор вы можете в одной из специальных мастерских: Аккумуляторная ремонтная станция АРЗ-6 — Фили, Поклонная гора, 2; Мастерская № 10 УБКО Киевского района — 1-й Можайский тупик, 4; Мастерская № 7 УБКО Москворецкого района — Волхонка-ЗИЛ, Нагорная, 17. Запасные части, оборудование, инструмент можно приобрести в магазине «Автомобили». Адрес его: Бакунинская, 21 (вблизи станции метро, «Бауманская»), Магазин «Москвич» (Симферопольский бульвар, 26) продает запасные части для «москвичей» и «запорожцев», там же можно купить оборудование, инструмент и краски.гид и акролеин). Соотношение этих компонентов зависит в основном от состава рабочей смеси, способов образования и воспламенения ее, режима работы и технического состояния двигателя. Больше всего углекислого газа выделяется при работе двигателя на режиме холостого хода, а также на малых и максимальных нагрузках. Смесь в этих случаях богатая и топливо сгорает неполностью. Количество углекислого газа увеличивается при неправильной регулировке карбюратора и системы зажигания, применении низкооктанового бензина и ухудшении компрессии в цилиндре (вследствие износа поршня, его колец, зеркала цилиндра). Поэтому, проводя ежегодно технический осмотр автомобилей и мотоциклов, органы ГАИ проверяют состояние цилиндро-поршневой группы двигателя, оценивая его по количеству и дымности отработавших газов. Отработавшие газы быстроходных дизелей содержат в два-три раза меньше окиси углерода, чем карбюраторных двигателей, поскольку у дизелей больше коэффициент избытка воздуха и ниже температура сгорания топлива. Самым эффективным способом борьбы с токсичностью отработавших газов в настоящее время признано дожигание. Дожигатели бывают каталитические и пламенные. Катализатор, изготовленный из платино-алюминиевого сплава, ванадия или окиси кобальта, наносят тонким слоем на керамические стержни, шарики или решетки. Отработавшие газы вместе с засасываемым воздухом проходят через катализатор, который обеспечивает догорание горючих токсических веществ, находящихся в газах. Пламенные дожигатели применяют на дизелях. Более холодные, чем в карбюраторных двигателях, их отработавшие газы подогревают специальной горелкой на жидком топливе, обеспечивая сгорание токсических примесей. Способ дожигания еще недостаточно совершенен, из-за чего он не нашел пока широкого применения в автомобилестроении. Более подробно о проблемах очистки отработавших газов можно прочесть в июньском номере нашего журнала за 1967 год.ПЯТНАДЦАТЬ ЗАВОДОВ МИРАХарьковчанин С. Костенко интересуется, какие заводы в настоящее время выпускают легковые автомобили с двигателями воздушного охлаждения. Легковые машины с моторами воздушного охлаждения сегодня строят 15 автозаводов СССР, ГДР, Чехословакии, Италии, Франции, Японии, ФРГ, Австрии, Голландии. Например, «Фольксваген» производит в год более полутора миллионов автомобилей с такими двигателями. Одна из массовых итальянских моделей — ФИАТ-500 также имеет воздушное охлаждение. Наш запорожский автозавод, японские заводы «Хонда», «Субару», «Сузуки», «Дайхацу», голландский ДАФ, французский «Ситроен», «Порше» и НСУ из ФРГ, «Штейер» (Австрия), «Аутобьянки» (Италия), «Татра» (Чехословакия), «Заксенринг» (ГДР) — вот перечень предприятий, отдающих предпочтение двигателям с воздушным охлаждением.АЛЮМИНИЕВЫЕ ПОРШНИВ. Спиридонов из Челябинска хочет знать, когда в автомобильных двигателях впервые стали применять алюминиевые поршни. На серийных легковых автомобилях двигатели с такими поршнями появились в 1911 году. Это машины французской фирмы «Шенар-Валькер». К тому же времени относятся и работы по применению алюминиевых поршней на РусскоБалтийском заводе в Риге. Один из его автомобилей, снабженный 5-литровым четырехцилиндровым (107X140 мм) мотором с алюминиевыми поршнями, не раз успешно стартовал в автомобильных соревнованиях. В двадцатые годы поршни из алюминиевого сплава нашли применение в гоночных двигателях, а с середины тридцатых годов стали получать широкое распространение и на массовых легковых машинах.ТОЛЬКО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙРедакция получает письма, в которых автолюбители спрашивают, к а ­ кие книгии брошюры выпускает издательство «Транспорт» и как их приобрести. Издательство «Транспорт» имеет свои магазины и отделения в разных городах, «ни распространяют книги, брошюры, плакаты по автомобильному делу, выпускаемые только этим издательством — по технической эксплуатации и ремонту автомобилей, по экономике автомобильного транспорта. Они высылают литературу наложенным платежом, а также принимают предварительные заказы. Книги по автомобилестроению, по мотоциклам и мопедам, <по автомотоспорту т этих магазинах заказывать неследует. Не поступает сюда и литература местных издательств, за получением которой рекомендуем обращаться в тот город, где книга или брошюра вышла из печати. Отделения .издательства «Транспорт» к магазины «Транспортная книга»: Алма-Ата, 72, ул. Интернациональная, д. 137, тел. 2-02-86, 9-19-28 (Казахское отделение издательства); Баку, ул. им. 28 Апреля, д. 25а, комн. 118, тел. 93-22-04 (филиал Закавказского отделения издательства); Вильнюс, ул. Даумши, д. 3 (магазин): Воронеж, ул. Чайковского, д. 5, тел. 82-33-08 (магазин); Г орький , К-110; ул. Чкалова, д. 9а, тел. 49-37-62 (магазин); Д нетротетровен - 2, ул. Фрунзе, д. 6, тел. 4-94-40-110, 4-94-20-57 (Приднепровское отделение издательства); Д омец к, ул. Университетская, д. 32, тел. 3-71-63 (магазин); И ркутск , |ул. |К. Маркса, д . 5, тел. 9-42-60, 9-42-61 (Восточно-Сибирское отделение издательства); ( К азань , ;ул. Чернышевского, д. 36, тел. 9-32-07 (магазин); |К|Иев-34, ул. Лысенко, д.- 6, тел. Б 3-67-32, Б 3-56-93 (Юго-Западное отделение издательства); Куйбышев, Комсомольская пл., здание (управления Куйбышевской же ­ лезной дороги, KOMIH. 339, тел. 9-31-48, 9-35-05 (Куйбышевское отделение издательства); Л енин rip а д, С-36, Гончарная ул., д. 6, тел. А1-39-78 (магазин); Л е iH и iH ir ра д, Д-11, пл. Островского, д. 2, тел. А 9-62-18 (магазин); Л ьвов - 1 6 , ул. Первого Мая, Д. 50, тел. 25-41-61 (магазин); М ине к, ул. Свердлова, 28, комм. 2, 545, 547, тел. 2-97-48-92, 2-97-27-29, 2-97-47-28 (Белорусское отделение); М осква , Б-78, Садово-Спасская ул., д. 21 (Центральный магазин издательства); Москва, Киевский вокзал, товарный двор, д. 2, тел. 240-71-29, 240-75-62, 240-72-67 (магазин Московского отделения издательства); Новосибирск, ул. Владимирская, д. 2ж, тел. 29-22-27 (магазин); О десса , ул. Чижикова, д. 19, комн. 194, 195, 48а, тел. 294-40-41, 294-40-42 (Одесско-Кишиневское отделение издательства); Р ига , ул. Гоголя, д. 3, комн. 34, тел. 23-46-15, 23-41-02, 23-49-09 (Прибалтийское отделение издательства); Р осто в-н а-Д он у, Театральная пл., д. 4, тел. 94-22-18, 94-20-90 (Северо-Кавказское отделение издательства); С аратов - 1 3 , проспект Ленина, д. 8, комн. 250, 56 (Приволжское отделение издательства); С вердловск . Ж-13, ул. Челюскинцев, д. 1 1 , комн. 359, 3 61 , тел. 58-23-64, 58-23-12, 58-47-75 (Свердловское отделение издательства): Т аллин , ул. Пикк, д. 36, тел. 6-40-36 (магазин); Т ашкент , ул. Гоголя, д. 94, комн. 77 (Среднеазиатское отделение издательстТ билиси - 1 2 , ул. Челюскинцев, 15, комн. 325, тел. 99-40-39, 99-40-41 (Закавказское отделение издательства); Х абаровск , ул. Ленинградская, д. 566 (магазин); Х аюкков - 1 , Красноармейская, д. 6, ком. 320, тел. 20-36-36. 20-30-31 (Южное отделение издательства); Целиноград, ул. Ленина, д. 49, комн. 167 (магазин); Ч елябинс к-5, ул. Свободы, д 104, тел. 387-44-68 (магазин); Ч и та-14, ул. Береговая, д. 56, тег 94-38-79 (магазин); Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 242 (магазин); Я роел а'вл ь, ул. Свободы, д. 78, тел. 7-25-12 (магазин).О токсичностиОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ«Расскажите, пожалуйста, о вредности выхлопных газов мотоциклов и автомобилей ио том, к ак борются с ней», — просит 3. Ловчиков из Ленинграда. В отработавших газах, выбрасываемых в атмосферу двигателями внутреннего сгорания, кроме углекислого газа, водяного пара и кислорода, содержатся токсические вещества — окись углерода, окислы азота и альдегиды (формальде27