ЗДЕСЬ ЛЮБЯТ СПОРТ И ТУРИЗМВ августе исполняется тридцать лет со дня образования Молдавской Советской Социалистической республики. Позади три десятилетия, ставших славной летописью трудовых побед Молдавии в коммунистическом строительстве. Неузнаваемо изменились за эти годы города и села республики. Выросли новые жилые массивы, промышленные предприятия, колхозы и совхозы. Только в столице Молдавии —Кишиневе насчитывается более девяноста промышленных предприятий: насосный завод имени Котовского, «Виброприбор», тракторостроительный, «Электромашина», завод бытовых холодильников, трикотажная фирма и многие другие. Красива Молдавия, и особенно ее столица. История Кишинева богата волнующими событиями. Здесь встречался с друзьями-декабристами Пушкин. В Кишиневе печатались номера ленинской «Искры». С историей города связаны имена прославленных полководцев гражданской войны ||\ Котовского, С. Лазо, И. Якира. Немеркнущие боевые подвиги совершили патриоты Молдавии в годы борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Солнечную Молдавию по праву можно назвать республикой туризма. Тысячи автомобилистов и мотоциклистов ежегодно приезжают в этот край, чтобы познакомиться с замечательными успехами трудящихся республики, отдохнуть, набраться сил. Большой популярностью пользуются туристские маршруты по Молдавии, разработанные Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС. В республике побывали и многие участники заочных соревнований под девизом «Идеи Ленина торжествуют!» на призы журнала «За рулем». 'В Молдавии очень любят спорт. Особенно популярны здесь мотоциклетные кроссы. На известных трассах в Кишиневе и близ города Бельцы не раз проходили чемпионаты мира. Смотреть соревнования приезжали десятки тысяч зрителей из всех уголков республики. Конечно, особым вниманием пользуются выступления кишиневских гонщиков — А. Мандриченко и В. Овчинникова. Оба спортсмена по праву считаются одними из сильнейших в стране, они входят в состав сборной команды Советского Союза. Сейчас в Молдавии повсюду проходят массовые соревнования, сооружаются новые спортивные трассы. Тридцатилетие своей республики автомобилисты .и мотоциклисты знаменуют ростом мастерства, новыми спортивными успехами.К»СТАРИФельетонАвтомобиль — вещь в хозяйстве полезная. Сколько ни выпускает .их промышленность, все равно надо бы больше. Руководители заводов и колхозов, фабрик и комбинатов бытового обслуживания пишут в вышестоящие инстанции жалобные письма-заявки, наполненные тоской по автомобилю. И никого до сих пор не осенила идея: не ждать милостей ют автопромышленности, делать автомобили своими руками! М ежду прочим, ничего несбыточного в такой идее нет. Взять, например, тракторный завод, произвести кое-какие капвложения на дооборудование, не выпустить тысячу . — другую тракторов, и пожалуйста — сотня доморощенных автомобилей для собственных нужд готова. Д ажев заготконторе типа «Рога и копыта» нет оснований для безысходного отчаяния. Если оформить на штатную должность кустаря-одиночку с мотором, то он, з а какие-нибудь пару лет, по винтику, по гаечке соберет из ничего самобеглую коляску. О днако подобные идеи никому не при ­ ходят в голову. Д аже самые зачаточные понятия об экономике глушат их на кор ­ ню. К аждому ясно, что делать самосвал на трубопрокатном заводе невыгодно, что только три хорошо налаженном централизованном, массовом производстве автомобили будут недорогими и более надежными, чем кустарная самобеглая коляока. Так обстоит дело со взглядами на производство автомобилей. К сожалению, во взглядах на их использование стройные законы экономики принимаются порой далеко не так безоговорочно. Казалось бы, никому не нужно доказывать, что автомобили выгоднее эксплуатировать в централизованном порядке. Всем ясно, что толыко 'крупным транспортным предприятиям, где сконцентрированы сотни машин, под силу наладить их четк ую плановую работу, организовать централизованные перевозки, широко использовать контейнеры, механизировать погрузку и выгрузку, успешно бороться с пор ожними пробегами. Автомобили здесь лучше ухожены, живут дольше и работают с большей отдачей, ч емв карликовом «однолошадном» автохозяйстве. Тут все возможности для технического обслуживания и профилактического ремонта. А ка ­ ково приходится шоферу-одиночке с его мотором? О н сам себе и .главный механик и диспетчер, а все ремонтное оборудование у него состоит из набора гаечных ключей и .монтажной лопатки. Поэтому раздробленные карликовые автохозяйства сводятся воедино. Целесообразность такой разумной меры понимают все, но... Расскажем, как выглядит это «но» в крупнейшем индустриальном городе на Каспии солнечном Баку. Речь о нем пойдет потому, что свыше трех четвертей могучего автомобильного парка этого города рассредоточено по мелким хозяйствам и конторам, насчитывающим меньше чем по десятку машин. Объединить их почему-то никак не удается. М ожет быть, местные руководители .не хотят идти проторенным путем оттого, что сумели опровергнуть известные законы экономики и приспособились так, что автомобили у них л одиночку больше тонна^километров вырабатывают и сохраняются лучше? Не похоже. Суровая действительность говорит совсем о другом. Карликовые автохозяйства здесь, как и везде, отличаются удручающей экономической неэффективностью. Водители, как кустари-одиночки, сами раздобывают запасные части, комбинируют, изворачиваются, что при малейшем искривлении совести ведет к совсем непорядочным результатам. Госавтоинспекция неустанно подтверждает это животрепещущими фактами. ,.JB ОДИН из воскресных дней на рассвете возле бакинского вокзала был задержан автобус, ведомый шофером Ш. багировым. Машина принадлежала Педагогическому институту языков, однако салон автобуса был завален внушительным груз ом яблок. Трое владельцев сопровождали его на колхозный рынок. Коммерсанты, объясняясь с автоинспекцией, и .не пытались доказывать свою причастность кпе ­ дагогике и языкознанию. Они 4 напирали на то, что, раз шофер сторговался с ними, получил наличными, пусть теперь хоть .на себе тащит яблоки на базар. Документы у водителя были оформлены на редкость правильно. Согласно путевому листу, он с часу ночи, без сна и отдьыю, не считаясь с выходным днем, обеспечивал выполнение неотложных институтских заданий. В чем состояли эти задания, энтузиаст объяснить так ине смог. Бакинская автоинспекция ежемесячно задерживает сотни машин на таком отх ожем промысле. Их водители обслуживают овадьбы и похороны, перевозят дроваЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ КрАЗыНесколько интересных опытных образцов мощных трехосных грузовиков создано на 'Кременчугском автомобильном заводе. Один из них, КрАЗ-250, представляет собой дальнейшее развитие конструкции 12-тонного КрАЗа-257, серийно выпускаемого в настоящее время. На модели «250» установлен четырехтактный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с. Рулевой механизм снабжен не пневма. тическим, а гидравлическим усилителем. Кабина цельнометаллическая. Сиденье водителя регулируется по высоте, наклону спинки и расстоянию, до педалей. Грузовая платформа сделана металличесной, а не деревянной. Собственный вес НрАЗ-250 по сравнению с КрАЗ-257 снижен с 11,3 до 9,97 т, а грузоподъемность при этом возросла до 13 т. На базе модели «250» разработана модификация — самосвал КрАЗ-251.14