ПЕРВЕНЕЦ ВОЛЖСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГОв. ЯРЫГИН, заместитель Генерального директора Волжского автомобильного завода чает ВАЗ внешне от ФИАТа-124? Прежде всего, «посадка» — дорожный просвет увеличен со 140 до 170 мм; клыки с резиновыми вставками на переднем и заднем буферах, утопленные дверные ручки и, конечно, эмблемы.Четыре года назад было принято решение о строительстве нового автомобильного завода на Волге, в городе Тольятти. Этому предприятию предстоит освоить массовый выпуск малолитражного легкового автомобиля, занимающего по классу промежуточное положение между «Запорожцем» и «Москвичом». Уже в мае 1966 года с итальянской фирмой ФИАТ был подписан договор о техническом сотрудничестве. В качестве базовой модели приняли малолитражку ФИАТ-'Ш {см. «За рулем», 1966, № 8). Эта машина была признана ведущими автомобильными специалистами Европы наиболее удачной моделью 1966 года. Ее отличают рациональная компоновка, целый ряд передовых конструктивных решений, высокая надежность, неприхотливость в обслуживании, хорошая приспособленность к условиям массового выпуска. Однако конструкция требовала некоторого пересмотра, чтобы как можно лучше приспособить автомобиль к дорожным и климатическим условиям нашей страны. Поэтому фирма ФИАТ с участием советских специалистов разработала новый двигатель и модернизировала отдельные узлы. Проектирование, постройка опытных образцов, их испытания и доводка велись заводом ФИАТ совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом {НАМИ) и Отделом главного конструктора волжского автозавода с учетом последних требований и достижений мирового и отечественного автостроения. Примерно год назад конструкция машины окончательно определилась, и в настоящее время завод приступает к ее производству. Что же представляет собой автомобиль ВАЗ, каковы его конструктивные особенносги и эксплуатационные данные? Сразу обо всем рассказать невозможно. Для этого потребуется целая серия обстоятельных статей. Сегодня же — общее знакомство с первенцем Волжского автомобильного. Вот он перед нами. Такой же высоты, как всем знакомый «Москвич». На 17 мм короче, зато на 61 мм шире. Что отлиПервенец Волжского автозавода — ВАЗ. Внешне от прототипа ся клыками бампера, утопленными дверными ручками, отверстием рукоятки в переднем бампере.он отличаетдля пусковой4 Вы знаете, что несущий кузов воспринимает все нагрузки, возникающие при движении автомобиля. С учетом более значительных ударных нагрузок, неизбежных при эксплуатации в наших условиях, пришлось ввести дополнительные усилители деталей кузова, а в некоторых случаях утолстить их (так поступили с полом). Заглянем под капот. Там находится совершенно новый мотор. У него чугунный блок цилиндров с «сухими» короткими гильзами, пятиопорный, жесткий коленчатый вал, алюминиевая головка с распределительным валом, приводимым во вращение двухрядной цепью. Этот двигатель долговечен и вынослив, как показали испытания, и перспективен по конструкции. Короткий ход (66 мм ) обеспечил небольшую скорость поршня (1.2,3 м/сек). Малая скорость поршня, рациональный выбор материалов, большая площадь подшипников коленчатого вала гарантировали 60-сильному сердцу ВАЗа долгую жизнь. Срок его службы (с заменой одного комплекта поршневых колец и вкладышей коленчатого вала) не менее 100 тысяч километров пробега машины. Но продолжим осмотр. Н а двигателе применен вертикальный, с последовательным включением двух смесительных камер карбюратор. Он обеспечивает высокую экономичность автомобиля, делает работу двигателя более плавной и значительно улучшает его пуск в холодную погоду. Все вместе — карбюратор, мощные генератор (500 вт) и аккумулятор (емкостью 55а-ч), наконец, выбор смазочных масел — позволяет уверенно пускать двигатель в 25-градусный мороз после того, как машина несколько часов простоит на улице. А теперь осмотрим автомобиль снизу. Сцепление — диафрагменного типа. Его нажимной диск увеличен в диаметре со 184 до 200 мм , а механический привод выключения уступил место гидравлическому. Коробка передач — четырехступенчатая, полностью синхронизированная. Ее картер отлит из алюминия. Рычаг переключения помещается на туннеле пола. Передние колеса имеют независимую пружинную подвеску на поперечных рычагах и телескопические амортизаторы. Задняя же подвеска — зависимая. Не-У машины чегырехдвер ный кузов типа «седан». Он вмещает пять человек.разрезная балка ведущего моста подвешена на пружинах, а не на рессорах. Система рычагов, передающих усилия на кузов, дополнена двумя продольными реактивными штангами. Задние амортизаторы размещены не внутри пружин подвески, а рядом с ними. Тормоза передних колес сделаны дисковыми, а на задних установлены колодочные тормоза с алюминиевыми барабанами и чугунным внутренним кольцом. Современным и прогрессивным конструктивным решением является и раздельный (для передних и задних колес) гидравлический привод тормозов, как это предписывают требования по безопасности автомобилей. О том, какое большое внимание уделяется сегодня ведущими автозаводами мира сокращению трудоемкости обслуживания легковых автомобилей, сказано и написано немало. Что сделано с этой точки зрения на машине ВАЗ? Система охлаждения рассчитана на специальную незамерзающую жидкость, которая не выкипает и не вспенивается. Эту жидкость надо заменять через 60 тысяч километров пробега, но не реже чем через два года. Шарниры подвески, рулевого управления и карданной передачи в течение всего срока службы автомобиля вовсе не нуждаются в пополнении смазки. Периодичность же смены масла в двигателе составляет 10 тысяч, а в коробке передач — 30 тысяч километ-Запасное колесо и топливный бак (справа) расположены так, что обеспечивают наивыгоднейший объем багажника.Моторный отсек. Распределитель зажигания, свечи, карбюратор, бачки гидравлических цилиндров тормоза и сцепления — всегда под рукой.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ ВАЗЧисло мест Сухой вес, кг Собственный вес (с заправкой, инструментом, запасным колесом, но без нагрузки), кг Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Ваза, мм Колея, мм: •', спереди сзади Дорожный просвет, мм Скорость, км/час Контрольный расход топлива, л/100 км Число и размеры цилиндров двигателя, мм Рабочий объем, см 8 Степень сжатия и применяемый бензин Мощность, л. с. — при об/мин Крутящий момент, кгм — при об/мин Передаточные числа трансмиссии Размер шин Запас топлива, л 5 (включая водигеля; 890 945 4073 1611 1440 2434 1345 1304 170 140 не более 8 4—76Х66 1198 8,8—АИ-93 60—5600 8,9—3400 Коробка передач: I — 3,75; II — 2,30; UX — 1,49; IV — 1,00; задний ход 3,87: главная передача (гипоидная) — 4,3 155—13 39Строгое оформление щитка приборов, мягкая обивка, рычаг коробки передач, установленный в полу, — вот характерные черты пульта управления ВАЗа. Фото В. Стрелкова ров пробега. Полнопоточный масляный фильтр и сменный бумажный элемент воздушного фильтра требуют замены не чаще чем через 10 тысяч. Таким образом, пробег, в течение которого у водигеля вообще иет нужды а техническом обслуживании, для машины ВАЗ составпяет при средних условиях эксплуатации 10 тысяч километров.В интересах будущих владельцев на автомобиле применен двухскоростной стеклоочиститель, предусмотрено гнездо для радиоприемника, который планируется устанавливать за отдельную плату, появился электрический прикуриватель. Передние сиденья сделаны индивидуальными с откидными спинками, позволяющими оборудовать в машине постель. В отношении безопасности немаловажное значение имеет тот факт, что на автомобиле ВАЗ предусмотрены места крепления предохранительных ремней, трехслойные (типа «триплекс») стекла, мягкая обивка щитка приборов. Об оформлении автомобиля, его линиях и пропорциях расскажут фотографии.НашкомментарийЧугун или алюминий, дешевизна или малый вес? На ВАЗ головка цилиндров отлита из алюминия, а блок из чугуна. Так же сделано на ФИАТ и «Датсуне». У «Рено» же обе эти детали из алюминиевого сплава. Консервативными оказались «Воксхолл», «Остии», - «Триумф», «Форд», «Опель». Они все еще изготовляют блоки и головки из чугуна. Синхронизаторы на всех передачах и рычаг коробки передач, установленный на полу, сегодня стали правилом. Машина Волжского завода не является из него исключением. Новинку последних лет — дисковые тормоза — пять представителей «десятки» («Остин», «Рено», «Триумф», ФИАТ-128, «Датсун») сейчас приняли на вооружение частично — только для передних колес. Так же сделано и на ВАЗ. Но на «Воксхолле» и «Форде» дисковые тормоза ставят лишь за дополнительную плату, на других же моделях не применяют вовсе. ' Колеса и дорожный просвет в значительной мере определяют проходимость автомобиля. К этому обстоятельству нельзя относиться безразлично, если новая модель рассчитывается на эксплуатацию в самых разных дорожных условиях. Учтя возможности сбыта своих машин на рынках Азии, Африки, Южной Америки, конструкторы ФИАТа-128, «Датсуна», «Триумфа-геральда» и «Рено-12» снабдили свои машины 13-дюймовыми колесами и обеспечили им удовлетворительный дорожный просвет (160—170 мм). В ногу с этими моделями идет ВАЗ. На «Форде-эскорте», «Остине» и «Воксхолле-вива» применены даже 12-дюймовые колеса. Благодаря ним машины стали компактнее и легче, сократились неподрессоренные массы, но в то же время резко понизился (до 125 мм у «Воксхолла») дорожный просвет. Очень важна при эксплуатации автомобиля его неприхотливость к обслуживанию. Сегодня на многих машинах узлы шасси (как и на машине Волжского завода) за весь срок службы не нуждаются в смазке. Однако двигатель, трансмиссия, рулевое управление еще требуют периодических регулировок и дозаправки маслом. Правда, на последних моделях машин эти операции приходится выполнять не часто. Так, для ВАЗа, например, так называемый «межсервисный пробег» составляет 10 тысяч километров — • столько же, сколько для «Опеля-кадетт», ФИАТа-128, «Воксхолла», «Фольксвагена», «Триумфа-геральда». У «Форда-эскорта» он несколько меньше — 8 тысяч, а у «Рено», «Датсуна» и «Остина» — 5 тысяч километров пробега. У малолитражных автомобилей рассматриваемого класса в большинстве случаев («Опель», «Рено», «Датсун», «Остин», «Воксхолл-вива», ФИАТ128), как иу ВАЗа, четырехдверные кузова, причем последние три модели имеют и двухдверные модификации. Двухдверный кузов несколько легче (на 15—20 кг), жестче и дешевле четырехдверного. Поэтому «Триумф», «Фольксваген» и «Фордэскорт» склонились в его пользу, хотя такой кузов для четырех пассажиров не всегда удобен. Какой вывод можно сделать на основе нашего анализа? Что ВАЗ сегодня по многим важным показателям находится на уровне лучших зарубежных образцов и превосходит некоторые из «их. Мы Думаем, что наша новая машина завоюет симпатии автолюбителей и долгие годы будет служить им верой и правдой.Полностью оценить новый автомобиль можно лишь в сравнении. Как же выглядит ВАЗ на фоне других, близких ему по классу легковых машин? Для сопоставления мы выбрали девять современных массовых моделей (см. таблицу), имеющих примерно такой же объем кузова и внутренний размеры салона, как автомобиль Волжского завода. Они снабжены двигателями рабочим объемом от 1100 до 1300 см 3и вмещают четыре-пять человек. ВАЗ и еще пять других моделей («Воксхолл-вива», «Форд-эскорт», «Триумф-геральд», «Датсун», «Опель») сделаны по классической компоновочной схеме. У «Остина», ФИАТа-128 и «Рено-12» — передние ведущие колеса, на «Фольксвагене» мотор установлен сзади. Сравнение начнем с двигателей. Восемь из них в соответствии с современными тенденциями имеют степень сжатия от 8,5 до 9,2. Мотор ВАЗа находится в «золотой середине» (8,8) и может работать на бензине с октановым числом 93, в то время как для «Воксхолла», «Остина» и «Форда» требуется более высокосортное топливо. Распределительный вал в головке цилиндров применяют на своих моторах еще не все заводы. Помимо автомобиля ВАЗ такое же передовое конструктивное решение среди представителей «избранной десятки» встречается лишь на ФИАТе-128 и «Датсуне». Если говорить об удельной мощности двигателя, то есть мощности, приходящейся на 1 литр его рабочего объема, нельзя не обратить внимания на высокое «значение ее (50,2 л.с./л) у мотора ВАЗа. Этот показатель, характеризующий форсировку двигателя, у других моделей колеблется от 31 л.с./л («Фольксваген») до 49,4 л.с./л («Форд-эскорт») и лишь у «Датсуна» он выше — 54 л.с./л. Моторы восьми моделей из десяти имеют жидкостное охлаждение (как и на ВАЗ), лишь у «Фольксвагена» — охлаждение воздушное. Несколько слов о долговечности двигателя и важнейшей его детали — коленчатом вале. Практика показала, что четырехцилиндровый мотор с пятиопорным валом служит дольше, чем с трех опорным. Поэтому на двигателе Волжского завода применен коленчатый вал с пятью опорами. К такому же решению пришли конструкторы «Датсуна», ФИАТа-128, «Форда-эскорта», «Рено-12». У других пяти машин из «десятки» — двигатели с трехопорным валом.« о XМодель автомобиля и страна«К VоА fО ОXи я 0,Сs« 0) К С 3,5 ЙSBД -я соОa оо Ко оЯ оЭX юоо ОЙя'}РкА оВАЗ (СССР) «Воксхолл-вива» (Англия) «Датсун-1300» (Япония) «Опель-кадетт» (ФРГ) «Остин-1300» (Англия) «Рено-12» (Франция) «Триумф-геральд» (Англия) ФИАТ-128 (Италия) «Фольксваген-1300» (ФРГ) «Форд-эскорт-1300 ГТ» (Англия) 1198 1159 1296 1078 1275 1289 1296 1116 1285 12983ft8,8 8,5 8,5 7,8 88 8,5 8,5 8,8 2424 2430 2420 2420 2360 2441 2320 2450 2400 2400 945 773 940 770 836 880 850 805 820 815а-г:о<я)СОoS«с.20,0 19,7 26,0 20,5 17,0 20,0 19,1 25,4 12,5 8,0 8,2 8,8 6,7 8,0 8.2 9,9 7,9 8,3 8,960 48 70 45 Ь0 Ь4 Ыьь 40 64Р140 126 140 li22 140 140 104 135 121 •14712,0 12,4 12,2 13,6 11,7—— — 15,211,3 8,86