!ветственных моментов гонки. Главное внимание нужно обратить на правильную загрузку заднего колеса и более полное использование тяговой силы. Многое здесь зависит от характера трассы. Ч ем больше загружено заднее колесо и лучше его сцепление с грунтом (каменистая и хорошо укатанная трассы), тем выше можно давать обороты и резче «бросать» сцепление. Н а заболоченных итравянистых трастах старт получится удачнее, если подавать «меньший газ» и плавнее отпускать сцепление. Типичной ошибкой во время троганья является «рывок сцепления» при слишком высоких оборотах двигателя. Чтобы избежать его, рекомендуется поступать так . Отпустив рычаг сцепления по сигналу старта, мгновенно снова немного выжать его. В этот момент произойдет дополнительная загрузка заднего колеса, что поможет быстро, беа излишней пробуксовки тронуться с места. В момент старта возможен высокий отрыв переднего колеса от грунта и потеря равновеоия. Поэтому старайтесь в неполной; слишком «перекрутил» — снова потеря в скорости. В начальный момент ускорения старайтесь, сидя в седле, быстрыми частыми поправками рулем сохранить равновесие и прямолинейность движеии... В середине разгона на первой передаче начинайте переносить корпус назад, а в его конце, — в ыпрямив руки, примите заднюю стойку. Хорошо, если в это время переднее колесо слегк а поднято над грунтом (рис. 2). Момент переключения передач можно определить по звуку выхлопа двигателя. Чтобы научиться быстро и достаточно верно «слышать» число оборотов, полезно проверять себя при помощи тахометра. Этого также можно достичь практическим путем, хронометрируя на тренировках свой разгон после старта. Нужно только помнить общее положение — переключайте передачи, не сбрасывая газ, но с легким выжимом сцепления. Число оборотов не доводите до максимальных, иначе на высших передачах возникнет буксование. Таковы основы правильной техники старта и разгона. Ю. ТРОФИМЕЦ, заслуженный тренер РСФСР г. КиевО тредакции . Более подробно о технике старта можно прочитать в книге Ю. И. Трофимца «Мотоциклетный спорт», которая готовится к выпуску в издательстве ДОСААФ.Вести спартакиадыМОСКВА. Ярким спортивным праздником, посвященным 25-летию победы над фашистской Германией, открылась в московском парке культуры и отдыха имени Горького спартакиада столицы по военно-техническим видам спорта. Многочисленные зрители с интересом наблюдали за финишем массовой мотоциклетной эстафеты, за показательными выступлениями мотоциклистов, картингистов, автомоделистов. А через несколько дней мотоциклисты встретились на площадке у стадиона имени В. И. Ленина. Среди 62 участников соревнований по фигурному вождению — люди, давно уже полюбившие спорт, и те, кто приобщился к нему в период подготовки к пятой, юбилейной спартакиаде. Тут юноши и девушки, уже имеющие спортивные разряды, но немало и таких, кто намерен завоевать право на их получение. Один за другим, с небольшими интервалами пересекают линию старта соревнующиеся. Перед ними десять фигур, которые кажутся на первый взгляд не очень сложными. Но для того, чтобы выполнить упражнения, требуется известный опыт, умение рассчитать свои силы, выдержка. В этом убеждаются спортсмены вскоре после старта. Первый, второй, третий участники возвращаются с дистанции, не «вписавшись» либо в «круг», либо в «восьмерку». Но вот на старте представитель Тимирязевского района тракторист сельскохозяйственной академии А. .Смирнов. Он уверенно проходит трассу за 55 секунд, не получив ни одного штрафного очка. Хороший результат! Никому из спортсменов не удалось добиться большего успеха. Две секунды проиграл победителю В. Дунских из Киевского района. Без штрафных очков прошли М. Стрельцов — представитель того же района, Е. Анисимов (Первомайский район). В командном зачете победили спортсмены Ленинского района, на втором ме сте — Тушинского и на третьем — Красногвардейского. ВОРОШИЛОВГРАД. В городах и поселках области успешно проходят соревнования по программе V Спартакиады, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Позади остались областная и республиканская спартакиады, но массовые старты в первичных организациях продолжаются. Особенно популярны здесь соревнования по автодвоеборью. Многие сотни водителей из автохозяйств, колхозов и совхозов, промышленных предприятий и учреждений Марковского, Коммунарского, Старобельского и других районов состязаются на трассах двоеборья. Только Краснодонский горком ДОСААФ, например, провел такие соревнования в 26 первичных организациях города. Большой интерес вызвали областные однодневные ралли. И хотя участие в них приняло всего 12 экипажей, первый опыт проведения подобных состязаний можно считать удачным. В будущем ралли. несомненно, привлечет значительно больше участников. Центральным событием в спортивной жизни области стал традиционный мотокросс в Краснодоне — «Молодая гвардия». На него прибыло 36 команд не только с Украины, но и из многих областей страны. На трассе Краснодона одновременно разыгрывалось первенство республики среди юношей. Молодые гонщики Ворошиловградской области заняли седьмое место. В программе областной спартакиадывсе виды автомобильных и мотоциклетных соревнований, за исключением шоссейно-кольцевых и ипподромных гонок. КИШИНЕВ. Большую помощь в организации и проведении автомотосоревнований оказывают первичным организациям автомотоклубы республики. Тренеры, инструкторы и спортсмены Бельцкого, Оргеевского, Кишиневского и других клубов постоянно выезжают в поселки, совхозы и колхозы, где проводят показательные выступления, а затем организуют старты для местных автомобилистов и мотоциклистов. Полюбились молдавским автомобилистам соревнования по автомногоборью. К обычным испытаниям — фигурному вождению, экономии горючего, гранатометанию и стрельбе здесь добавляют экзамен по правилам уличного движения. Активное участие в судействе многоборья принимают работники ГАИ. Обширная спартакиадная программа иу мотоциклистов. Они уже соревновались в республиканском мотокроссе в честь 25-летия победы советского народа над фашистской Германией, в традиционных кроссовых соревнованиях на приз имени Ю. Гагарина. СВЕРДЛОВСК. Жители этой индустриальной области любят состязания по военно-техническим видам спорта. Тысячи зрителей наблюдали борьбу лучших мотогонщиков, соревновавшихся на кроссовых трассах в Свердловске, Краснотурьинске, Белоярске, Серове и других городах. Областная спартакиада включает также старты картингистов, которые выступили в Нижнем Тагиле, автокроссменов и автомногоборцев, состязавшихся в Свердловске, мотогонки по ипподромной дорожке, мотомногоборье и мотобол. Многие соревнования привлекали спортсменов из других областей. Так, в автомобильных ралли вместе со свердловчанами стартовали водители из Челябинска и ряда других городов Урала.первые секунды немного наклониться вперед, не забывая , однако, о загрузке заднего колеса, и перемещением корпуса и поворотами руля сохранить центр тяжести точно над следом машины . Не бойтесь небольшого отрыва переднего колеса. В этом случае удержать равновесие будет, конечно, труднее, но зато эффективнее получится старт, так как весь вес придется на заднее колесо и тяговая сила используется полностью. Ноги в начальный момент движения держите на весу и несколько отставляйте назад, как это показано пунктиром на рис. 1. К концу разгона на первой передаче возвращайте ноги на подножки. Однако этот рецепт неприменим для выступления на «ковровцах», так как первая передача у них «короткая».РАЗГОН Что же необходимо для быстрого разгона? Требования к загрузке заднего колеса и сохранению равновесия остаются прежними. Но в этот момент особенно важно быстро и своевременно включать нужные передачи. Успех здесь во многом зависит от знаний гон- шика, его опыта, умения «слышать» мотор, интуиции. Ведь наивысшая мощность двигателя на каждой передаче достигается при определенных оборотах. Не «добрал» до нужных оборотов — значит, мощность на следующей передаче в начальный период будет19