Демократической РеспубликеВьетнам — 2 5 летНад городами и селами ДРВ реют алые стяги с золотой звездой, впервые они взвились над древними стенами столицы Республики Ханоя в памятные дни 194S года, возвестив о победе народной революции. Патриоты Вьетнама пошли на штурм старых порядков, воодушевленные стремительным продвижением Советской Армии, которая нанесла сокрушительные удары по основной военной группировке японских милитаристов. Августовская революция увенчалась успехом. 2 сентября 1945 года было провозглашено образование ДРВ. С тех пор эта дата отмечается как день рождения первого в Юго-Восточной Азии государства, высоко поднявшего факел социализма.Этот снимок сделан в Хайфонском порту. У причала — советский теплоход «Игнатий Сергеев»; Он доставил в Демократическую Республику Вьетнам партию грузовых автомобилей. Фого В. Кошевого (ТАСС)АРТЕРИИ ЖИЗНИМне довелось не раз за последние годы бывать в Северном Вьетнаме. И куда бы я ни приезжал, люди спрашивали об одном: пр какому праву американские агрессоры разрушают наши города и села, жгут нашу землю, уничтожают население? Цель империалистов США понятна — сорвать социалистическое строительство в ДРВ, уничтожить свободолюбивое государство. Потому-то еще пять лет назад — в 19*5 году американская авиация начала бомбардировки Северного Вьетнама. За четыре года воздушной войны американские стервятники совершили 100 тысяч налетов на ДРВ и сбросили более миллиона тонн бомб. Но США не добились желаемого результата и вынуждены были сделать заявление о прекращении бомбардировок Северного Вьетнама с ноября 1968 года. Я бывал в подразделениях героической Народной армии, среди воинов, видел, как население единодушно встало на защиту свободы и независимости своей социалистической родины.Демократическая Республика Вьетнам опирается при этом на всестороннюю политическую, экономическую и военную поддержку СССР и других стран социализма, на солидарность и помощь многомиллионных народных масс всех континентов земного шара. Это вдохновляет вьетнамских патриотов на новые и новые подвиги. Американские бомбардировщики принесли немало разрушений и жертв. До сих пор не разобраны еще руины. Бомбы падали на электростанции и школы, на заводы и плотины. Но, пожалуй, больше всего их было сброшено на дороги. Ведь на автомобильный транспорт в эти годы легла основная задача по обеспечению всем необходимым зенитчиков и ракетчиков, по доставке оборудования на предприятия, оставшиеся в городах или эвакуированные в джунгли, по вывозке их продукции, по снабжению воинов и населения продовольствием, одеждой, медикаментами. Недаром во Вьетнаме человек за рулем пользуется самым глубоким уважением. В городе Винь нас познакомили с батареей зенитчиков, которой командовал лейтенант Зыон Ван Дон. Батарея одной из первых вступила в бой с американскими самолетами в февральские дни 1965 года. Она сражалась в провинции Куенгбинь, а затем ее перевели в Нгеан. Батарея сбила шесть самолетов. — Эффективность наших действий зависит не только от огня орудий, но и от нашей маневренности, — говорил лейтенант Дон. — Чтобы прикрыть автоколонну или переправу, мы должны в считанные часы преодолеть десятки километров, И это ночью, без света, по узким проселочным дорогам. На батарее нам рассказали, как однажды пришлось в течение суток семь раз вступать в бой с самолетами, трижды менять позиции. Первый налет американская авиация предприняла на рассвете, но он был отбит. Часа через два появилась четверка истребителей-бомбардировщиков Ф-105. Они атаковали зенитчиков. В бою один вражеский самолет был сбит. Но и батарея понесла урон. Нужно было срочно менять позицию. Первым вывел из укрытия орудие шофер Хо вьет Тан. За ним двинулась вся батарея. Вот и новая позиция, подготовленная заранее. Едва последняя машина подвезла орудие, какпрозвучал сигнал боевой тревоги. Снова зенитчики вступили в бой с американскими самолетами, пытавшимися нанести точный бомбовый удар по одному из объектов. К вечеру пришел срочный приказ: выйти в район переправы, прикрыть продвижение колонны с боеприпасами. Время оставалось в обрез. Было решено двигаться по шоссе, которое особенно часто подвергалось налетам. Самолеты появились неожиданно. Хо Вьет Тан увидел их прямо впереди себя. Они разворачивались для атаки. Он крепче сжал руль, плавно развернул прицепленное к грузовику орудие. Два американских самолета стремительно приближались. Почти одновременно с воздуха ис земли вырвались красные молнии пулеметных и орудийных очередей. Огненная трасса 20-миллиметрового пулемета прошила верх кабины над самой головой Тана. — Подай орудие вправо! — приказал командир. Тан двинул машину к самой обочине. И снова к земле летели свинцовые струи. Вновь и вновь вздрагивала машина от скороговорки орудия. Один из самолетов задымил. Пилот направил его в сторону моря. За ним повернул второй. Тан включил скорость, и машина лег. ко покатила орудие к переправе... Тысячи тонн грузов перевозят ежедневно по вьетнамским дорогам отважные шоферы. Страна залечивает раны войны, и от их самоотверженного труда во многом зависит ход восстановительных работ. А в южных районах республики их и сейчас иногда поджидает опасность. Ведь «американская авиация время от времени наносит новые удары по территории ДРВ. Уже после официального сообщения о прекращении бомбардировок Северного Вьетнама над его территорией сбито свыше ста самолетов. Идут и идут машины по вьетнамским дорогам. Артерии жизни не замирали даже в самые трудные дни воздушной войны США против Северного Вьетнама. Отлично действуют они и сейчас. Не знаю, слышали ли вьетнамские водители нашу песню фронтового шофера о путях-дорогах боевых. Но я слышал, как они пели свою песню, где говорилось, что им не страшны бомбежки любые, что у них еще много лел, которые они должны сделать, чтобы их родина стала еще сильнее и краше. В. ШАРАПОВ, корреспондент «Правды»10