Через десятки городов и сел семи сою зныхреспубликидвадцатитрех областей пролег маршрут мотоэстафеты «Победа», с тартовавшей9маяи финиш ировавшей 16 июняв Москве. Участн ики этого похода, п ротяженность которого составила около 7тысяч километров, п рошли по местам , где вВеликую Отечественную войну гремели бои, по дорогам подвигов советских воинов. Н афотографияхобозначенылишь города-герои, через которыепроследовала эстафета. Объектив запечатлел эти города, ставшие символом воинской славы, в разные годы. Вот озаренный огнями праздничного салюта Киеввнаши дни, а рядомкадры военных лет — танки, о тремонтированныенаКировском заводе вЛенинграде , о тправляются на фронт, и сковерканнаямощными ударами нашейартиллериифашистская техн ика на улицах Одессы. Давно уже залечены раны войны. Не узнать теперь мест, р азрушенных немецко-фашистскими захватчиками. Восстановлены, а вернее, п очти заново отстроены Волгоград, Севастополь, Одесса, Киев. Е щекрашеи больше стали эти города. И лишьпамятники , установленные в честь павших советских воинов, н апоминаютогрозныхгодах . Молодое поколение нашей страны свято чтит память тех, кто 25 лет наз адв смертельной схватке с врагом отстоял свободу и независимость Родины . М отоциклетная эстафета «Победа», орг анизованнаяЦК ДОСААФ, и стала одн им из массовых патриотических мероп риятий , которое способствовало пропаганде ленинских заветов по защите социалистического Отечества, легендарн ых побед Советской Армиивгоды Вел икой Отечественной войны , т рудовых успехов нашего народа, о знакомлениюс деятельностью оборонного Общества. Вместе сучастниками этого похода — л учшимимотоциклистами областей эстафету несли ветеранывойны . Волнующие минутыпережили они, п роезжая по местам, где сражались во имя счастливой и свободной жизни тех, к то сейчас вместе снимишелдорогами воинской славы . Надолго останутсяв пам ятиучастниковэстафеты многотысячные митинги , р ассказы почетного граж ­ д анина города Одессы Героя Советского Союза Я. Бреуса, у частника освобожд енияДжанкоя Героя Советского Союза В. Потапова, к авалера трех орденов Славы П. Ф аринаидругих ветеранов Великой Отечественной. Мотоциклисты, н есшие эстафету, поб ываливКаховке — н а месте известного плацдармаПервойконнойармии , где сейчас стоит памятниклегендарной тачанке, у памятника Неизвестному матросу в Одессе иназнаменитых Мек ензиевых горах, где 28 лет назадшликровопролитные бои наподступахк Севастополю. У частникиэстафеты приним алирапорты об успехах, достигнутых организациями оборонного Общества в соревновании, п освященном 100-летию со днярождения В. И. Л енина , п амят ­ ные подаркии бесценные реликвии-капсулы с землей, в зятойна Сапун-горе, М алаховомкурганеивдругих местах, дорогих сердцу каждого советского человека. Торжественно встретили эстафету «Победа» в Москве. С успешным завершением похода его участников тепло поздравил заместитель председателя ПК ДОСААФ С. И. Грачев.Первая очередь строител ьства Камского автозапода.КШМЯ"DO"Д ля читателей стало привычным сокращенное имя ВАЗ. Но еще до того как успели сойти с конвейера автомобили этой марки, были вынуты первые кубометры грунта на строительстве нового автомобильного гиганта — Камского автозавода в Татарии. И вот новое название входит в наш обиход — К амАЗ . Кажется, недавно журнал опубликовал первые строчки о предстоящем сооружении этого комплекса заводов, а с тех пор уже многое изменилось. Стройка началась. В редакцию приходят письма с вопросом: нужны ли рабочие руки! Да, нужны. На берегах Камы возводится новый комплекс заводов и близ него новый город. К амАЗ превосходит Волжский автозавод по объему строительства. Ведет работы Министерство — Прежде всего, Михаил Иосифович, — о назначении гигантского автомобильного комплекса. — Начнем сцифр . По расчетам планирующих органов, автомобильный транспорт к 1.980 году увеличит в сравнении с 1965-м свой грузооборотв 4,2 раза, и удельный вес еговперевоз ­ ках грузов сильно возрастет. Этого тре ­ б уютгеография производства, численность населения, быстрый рост народно ­ го хозяйства. Справится ли сновыми задачами существующийв стране гру ­ з овой автомобильный парк? Установлено, что выпускаемых сейчас нашей промышленностью тяжелых гру ­ з овиков завтра уже будет недостаточно. О ни не смогут удовлетворить потребно ­ сти в перевозках массовых грузов , о со ­ бенно на большие расстояния. Н ужна новая модель крупнотоннажногогрузо ­ вого автомобиля, в седорожного , со сравнительно малой осевой нагрузкой. У жеопределено , что оптимальный вариант — дизельная восьмитонная трехосная машина, к отораясодним - д вумяэнергетики и электрификации СССР, воздвигавшее ВАЗ. Проектированием комплекса руководит институт «Гипроаотопром» Министерства автомобильной промышленности СССР. Чтобы рассказать читателям, пока, разумеется, в общих чертах, о будущ ем комплексе, мы публикуем сегодня беседу нашего корреспондента с главным инженером проекта КамАЗаМ . И. СИЦИНСКИМ. прицепами сможет перевозить 16—20 тонн груза . П роизводство как раз такого автомобиля инеобходимоорганизо ­ вать в самых широких масштабах. К этом у выводу пришли на основе глубокого изучения всех сторон дела Министерство автомобильной промышленности СССР, Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР и Госплан СССР втворческомсодруже ­ стве с научно-исследовательскими отраслевыми институтами. Значит, надо строить не просто новый автозавод, а целый комплекс заводов невиданных доЗа нашу Советскую Родину!Чару.ilia№ 9 - сентябрь - 1970ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССР Издается с 1928 года Ремонтно-инстру ментальны и завод КамАЗа. Рисунки архитектора Г. Плотниковасих пор масштабов, чтобы вкороткийсрок дать народному хозяйству больше высокопроизводительных грузовиков. Камский комплекс — крупнейшая, ударная стройка. Узел заводов такого масштаба — п ервыйв Европе. КамАЗ будет выпускать десятки тысяч автомобилей вгод . Но дело тут не только в количестве, а йв типе автомобиля. Западноевропейские фирмы, выпускающие грузовые автомобили, по сей день лом ают голову над тем, как унифициро ­ вать все многообразие типов иразме ­ ров большегрузныхмашини их двигателей, — ведь это позволяет в полтора-два раза сократить трудоемкостьи себестоимость производства. Но достичь этой цели невозможно без взаимопо ­ г лощенияфирм или объединения кон ­ к урентов . Вот почемув Европе пока нет такого завода, к акой строится у нас на Каме. Социалистическая экономикапозволя ­ ет нам организовать новоепроизводст ­ во, с проектироватьсложныйкомплекс , применить наиболее современныеи эффективные технические решения . К огда открылась Международная авт омобильная выставка во Франкфурте на-Майне, м ы имели возможность не только осмотреть ее экспонаты, но и посетить лучшиезаводыгрузовых автом обилей Западной Германии. Х арактер ­ на реакциякрупного специалиста из ­ вестной западногерманской фирмы, п роизводящей автомобили, на сообще ­ ние министра автомобильной промыш ­ ленности СССР А. М . Тарасова острои ­ тельстве КамАЗа . Вот буквально его слова: «Для нас такие масштабы, о ко ­ торых вы нам сообщили , г осподинми ­ нистр, являются «новой землей » , нами еще не открытой . Ваш план строительства такогокомплекса превосходит возм ожности всех автозаводов, п роизводя ­ щих грузовыемашиныв Западной Германии. Н асколько нам известно, н ичегоподобного нет ив Соединенных Штатах Америки».вечает всем условиям, к оторые предъявляет крупное промышленное строительство. Во-первых, — центральное по ­ л ожение по отношениюк территории страны, недалеко — мощеные энергети ­ ч ескиересурсы Волги, зд^Ьь расположе ­ ны удобныеидешевые транспортные магистрали — водные, железнодорожные, ш оссейные ; доставка сырья и отправка готовой продукции по Камеи Волге потребует минимальных расходов . Во-вторых, р ядомбольшиегородасред ­ него Поволжья . В этом районесложи ­ лись мощные строительные организации , о бладающиебольшимопытом , автомобильные заводыГорького , Ульяновска, Тольятти. Наконец, благоприятные при ­ р одныеи климатические условия гаран ­ т ируютприток квалифицированных спе ­ циалистов и рабочих. Хочу особенноподчеркнуть , как цен ­ но соседство Тольятти, ВАЗа. Оттуда на Каму ужеприбыли специалисты, и их большой опыт, безусловно, очень помо ­ ж етв строительно-монтажных работах. В районе Тольятти была богатая техническая база плюс квалифицированные кадр ы . На Каме строительная база слабее. И вот нз помощьКамАЗупридетмощ ­ ная строительная индустрия с Волги: сборные железобетонные конструкции, металлические настилы для кровли, стеновые панели, о блицовочные материалы, о конные переплеты имногоедругое строители Камскогокомплекса получат от строителей Волжского автомобильного. Кроме того, в Набережных Челнах намечены десятки сооружений1 временного назначения: бетонно-раств орные узлы, асфальтовый завод, армат урные мастерские, базы механизации и гаражи, административные здания и столовые. Таковы нуждыстройки . К ам ­ ский комплексвобщем требует более высоких темпов строительно-монтажных работ по сравнению сВАЗом . Это тре ­ бование экономики : к аждыймесяц , удл иняющийсрок пуска комплекса , д оро ­ го обойдется народному хозяйству. М ыприлагаем все усилия, чтобы как мож ­ но полнее использовать опыт проектиро ­ вания и строительства автозавода в Тольятти.прессово-рамный заводы, а также заво' д ы двигателей, ведущих мостов иперед ­ них „осей, ремонтно-инструме-нтальный и, наконец, собственно автомобильный, с борочный . К аждый из основных заво ­ дов будет иметь свои службысреднегоитекущегоремонтаоборудования , изготовления оснастки и инструмента. Все части комплекса разместятся водномпромышленном узле (лишь отдельные, так называемые смежныепредприятия будут расположенывдругих городах Татарии и за ее пределами). Это позво ­ лит сэкономить многие десятки миллио ­ нов рублей на строительстве общих соо руженийислужб , снизить транспортно складские расходы. Я уж не говорю об улучшении иупрощениисамой сис темы управления. Объединение предприятий водном узле создаст хорошие условия для координации их работы . Руководить ими будет генеральная ди ­ р екцияавтомобильногокомплекса . Такова общаяструктураКамАЗа . В то время как на берегуКамыпол ­ н ымходом идет подготовкак строительству, тысячи проектировщиков ищут наилучшие технические решения ком ­ плекса. «Гипроавтопром» — генеральная организация , где осуществляется техническое руководство и координируется работа многих десятков специализированных институтов, участвующих в проекте КамАЗа. «Промстройниипроект» разрабатывает варианты архитектурно-планировочных решений, «Промт рансниипроект » выдает рабочие черте ­ ж и на строительство железныхи автом обильны * д орог , «.Союзводоканалпроект», львовский «Теплоэнергопроект», о рганизации «Гидропроекта» и многиедругиеуже представили свои рабочиечертежи . Это, к онечно , еще только «первая очередь » п роектирования . Вносятся поправки , уточнения, разрабатываются и новые варианты.— А что стройке?сейчаспроисходитна— Почему КамАЗ решили строить именно в Татарии, в Набережных Челнах?— Это был очень важный вопрос — где строить автомобильный комплекс . Надо учесть, что для каждой советской республики, для любойкрупной области такая стройка была бы крайне же ­ лательна по многимэкономическими социальным причинам . О нии выдвигали свои предложения . После жарких дискуссий, всесторонних оценоки сопоставлений выбор был сделан. Район городаНабережные Челны от— Что же представляет собой Камский автомобильный? Наши читатели два года назад знакомились с эскизами ВАЗа, пытались себе представить будущее предприятие, которое теперь они уже видят на фотографиях. А каким видят сегодня проектировщики Камский комплекс?— Структура КамАЗа гораздо сложнее, ч ем автозавода в Тольятти. Ее сложность выраженавсамом слове: комплекс. Основные предприятиясо ­ средоточатся на главной производствен ­ ной площадке . Это литейный, к узнечный ,— Стройка началась за несколько дней до наступления 1970 года. К этому временисюда уже. поступила новей ­ шая строительная техника. Сейчас, естественно, интенсивнее, ч емзимой , идут земляные работы. В отдел кадров «Камгэсэнергостроя» п рибывают все новые люди со всех концов страны, но рабо ­ чих рук все же не хватает. У жепроло ­ ж ена ветка железнойдороги , строится шоссейная, возводятся все временные сети исооружения , ж илье для строителей, идет подготовка строительной баз ы . Чтобы читатели журналамоглипред ­ ставить себе масштабы, п риведу одну лишь цифру . П риобъектная база обой ­ дется более чем в 40 миллионов руб ­ лей. Это стоимость солидного завода. Первое, что предстоит соорудить