28
29
ОДИН ЭТАП НА ДВУХ ТРАССАХКавалькада автомобилей с номерными знаками многих стран, пропутешествовав по Испании, Франции, Бельгии, Югославии и Италии, прибыла в город Львов. И сразу же на холмах известной кроссовой трассы Майоровка возник интернациональный палаточный городок, в котором разместились участники шестого этапа чемпионата мира в классе мотоциклов 3 250 см . Здесь можно было встретить всех главных соискателей чемпионского титула. Спокойно отдыхали в удобных походных креслах чуть-чуть располневший и оттого казавшийся почти квадратнымбельгиец Жоэль Робер и его рыжеволосый соотечественник Сильвен Гебейерс. Подготовка машин к старту их, как, впрочем, и шведа Олле Петерссона, не интересовала. Это дело четырех механиков-японцев — представителей фирмы «Сузуки». Другая конкурирующая фирма — шведская «Хускварна» тоже полна надежд на успех. На ее экспериментальных мотоциклах выступают очень сильные гонщики Уно Пальм, Торлейф Хансен, Хакаан Андерссон и финн Хейкки Миккола. Чуть в стороне расположились наши ребята. В отличие от своих зарубежных соперников они стартуют на серийных спортивных «Чезетах», и поэтому работы с подготовкой машин у них хватает. Палаточный городок так же многолик, как и разнообразны цели, приведшие участников соревнований на чемпионат. Честная спортивная борьба, понятное каждому спортсмену желание выиграть звание чемпиона здесь тесно переплелись с интересами конкурирующих фирм, создающих рекламу своей продукции, стремлением завоевать новые рынки сбыта. О благородстве борьбы между некоторыми фирмами не может быть иречи. Здесь все методы хороши. И «лидером» в этом соревновании является «Сузуки». Ее представители, задавшиеся несколько лет назад целью создать лучшую в мире кроссовую машину, взяли все наи-. более ценное, что было уже создано. Японские конструкторы особое внимание уделили компоновке узлов, тщательному изготовлению деталей, облегчению машины, И вот на свет появились кроссовые «Сузуки». Их вес около 86 килограммов, мощность двигателей — 36 л. с. Успешно была решена и вторая половина задачи — оптом за большие деньги приобретены сильнейшие гонщики мира Робер, Гебейерс и Петер'ссон. А для того чтобы у этого трио появился еще дополнительный интерес к выступлению ни «Сузуки» и обострился вкус к борьбе, представители фирмы выплачивают каждому из них огромные гонорары за победу на этапе. В этой обстановке нашим спортсменам предстоял сложный экзамен. Сборная страны претерпела в нынешнем году серьезную реконструкцию. Теперь ее костяк составляют молодые ленинградские гонщики. К руководству командой вме-СПОРТСПОРТСПОРТЛЕНИНГРАД-ХЕЛЬСИНКИПервый матч автогонщиковЛучшим на гоночных автомобилях был советский спортсмен В. Греков. «Невское кольцо» — старейшая, самая «обжитая» автомобильная трасса в стране. Здесь зрители услышали впервые имена, ставшие потом известными в автоспорте, увидели немало побед признанных чемпионов. На «Невском кольце» многие соревнования стали традиционными. С 1960 года проводится на трассе первенство СССР. Несколько лет подряд разыгрывается приз молодежной газеты «Смена». С этого года традиционными стали и междугородные соревнования на приз имени Ю. А. Гагарина. А на открытии нынешнего спортивного сезона зрителей ожидал сюрприз: новые международные соревнования. Это была первая встреча автогонщиков двух городов — Ленинграда и Хельсинки. Дружба Ленинграда и Хельсинки имеет уже давние традиции, в том числе и спортивные. Регулярно проводились на -Неве матчевые встречи в гаревых и ледяных гонках, но автомобилисты этих двух городов командами еще ни разу не соревновались, хотя вообще финские гонщики не новички на «Невсном кольце». В 1961 году они выступали здесь в международных состязаниях, и Курт Линкольн на автомобиле «Купер-Монако» установил абсолютный рекорд трассы, который удалось обновить лишь в 1966 году спортсмену из ГДР Гейнцу Мелькусу, а затем советскому кольцевику Энну Гриффелю. На этот раз защищать спортивную честь Хельсинки приехали гонщики, еще не знакомые с ленинградской трассой, за исключением руководителя команды Сеппо Риккиля, выступавшего здесь девять лет назад.СПОРТСПОРТСПОРТСПОРТСПОРТСПОРТ«ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТОТ дом?Днем и ночью, зимой и летом мчатся по улицам Москвы машины с шашечками на борту. Их сейчас в столице около четырнадцати тысяч. Несколько сот километров приходится проезжать ежедневно водителю. Кто же из таксистов обладает самым высоким профессиональным мастерством, кто лучше знает свой город7 Ежегодно на эти вопросы отвечают соревнования московских таксистов, получившие название «Где эта улица, где этот дом?» Свыше пятидесяти «волг» выстроились на площадке у Центрального стадиона имени В. И. Ленина. Своих лучших водителей выставили все таксомоторные пар-ни Москвы. Судьи проверяют, есть ли у участников разменные деньги, не забыли ли они захватить ключ от телефона. Это входит в зачет «конкурса вежливости», который сегодня проводится впервые. Но вот наступает время старта. Один за другим подъезжают водители к судейскому столику и получают карточку с указанием адреса, по которому нужно доставить условного пассажира. Включаются тансометры — и в путь! Общая длина маршрута более 80 километров. А пока курс н первому пуннту контроля времени — Севастопольский проспект, дом 12. Время на дорогу — всего 12 минут. Давайте вместе проедем весь маршрут с одним из участников соревнований Рустамом Сафаралиееым. Это опытный шофер, машину он ведет уверенно, видно, привык двигаться в огромном потоке транспорта, заполнившего магистрали столицы. Промелькнули дома на Профсоюзной улице и Нахимовском проспекте. Чтобы не терять времени у светофоров, Рустам иногда едет по переулкам. Вот и Севастопольский проспект. Но где же дом 12? Новые жилые массивы раскинулись по правую и левую стороны от шоссе. И тут в спешке Рустам сворачивает вправо, а дом-то находится совсем в другой стороне. Пока водитель ищет его, время идет, таксометр работает. И за каждую минуту сверх положенных двенадцати полагается «штраф» в пять копеек.Скоро старт Наконец нужный дом найден, вместе с ним и контрольный пуннт, на котором отмечается время прибытия и вручается28 сте с Ю. Т рофимцом был приглашен К. Д емянский , воспитавший вЛенингра ­ де целуюгруппу талантливых спортсме ­ нов. Оба тренера провели со сборной очень большую работу, к оманда выглядит теперь дружной , м онолитной , правда, она не обладает достаточным опы ­ том выступлений акрупнейшихсоревно ­ ваниях. В этом году новая сборная для начала стартует лишь в пяти этапах. Так случилось, что участники шестого этапа чемпионата мирав один день со ­ ревновались как бы на двух совершенно разных трассах. Первый заезд прошел под лучами палящего солнца, а второй — в потоках низвергающейсяс небес воды, на почти непроходимойскользкой дистанции. Н еожиданности начались сразу жепо ­ сле старта. В «завал» попал первый ном ер нашей сборной Геннадий Моисеев , от которого все ждалиуспешноговы ­ ступления во Львове. А ещечерез нес колькосекунд выяснилось, что очеред ­ ной дуэли междуРоберомиГебейерсом на этот раз не будет: на крутом повороте Робер столкнулся содним из участников и сошел с трассы. Удачно начал заезд наш Владимир Ка-винов, следовавший сразу же за лидер ом Хансеном. Остальные советские гон ­ щ ики оказались в середине цепочки вместе сГебейерсом . Бельгиец не спешил форсировать события. Только дождав ­ шись, когда кончится сутолока на трассе и образуется оперативный простор , он включил полнуюскорость . Л егкость , с которой он приблизился к финну Микко ле, ставшему к тому временилидером , поразительна. К десятому кругу бельгиец отыграл разделявшие их двадцать секунд, а на финише был раньше своего соперника почти на полминуты. Наши гонщики , хотя и потеряли на старте довольно много , м ужественно вели борьбу . Д ебютантысборнойюниоры П. Рулёв и А. Бочков демонстрировали отличную технику езды . Все советские спортсмены финишировали плотной груп ­ пой, а лучший результат — с едьмоеме ­ сто оказался у В. Кэвинова. Во втором заезде картина повторилась. Снова гонку возглавил Хансен, снова наши гонщики вместе с Гебейерсом где-то в середине. И опять рывок бельгийца быстро вывел его на первое ме ­ сто. С кользкая трасса оказалась больше по душе техничным советским спортс-менам. Один за другим сходили заруб ежные мотоциклисты, а наши ребята скаждымкругом все ближе продвигались к лидеру. Третьим вслед за Гебейерсом и Хальмом дистанцию закончил Кавинов, что дало ему в итоге почетное второе место на этапе. В десятку сильнейших вошли также В. К раснощекое , М. Растворцев и А. М андриченко . Б. ЛОГИНОВ г. Львов Результаты соревнований Пятый этап (Италия): 1. Ж. Робер; 2. С. Гебейерс (оба — Бельгия, «Сузуки»); 3. М. Хальм (ЧССР, «Чезет»); 4. У. Пальм (Швеция. «Хускварна»); 5. X. Миккола (Финляндия. «Хускварна»); 6. М. Дэвис (Англия, АЖС). Шестой этап (СССР): 1. С. Гебейерс: 2. В. Кавинов (СССР, «Чезет»); 3. М. Хальм; 4. X. Миккола; 5. О. Петерссон (Швеция, «Сузуки»); 6. В. Краснощеков (СССР, «Чезет»). Седьмой этап (Польша): 1. С. Гебейерс; 2. Р. Де Костер (Бельгия, «Чезет»); 3. У. Пальм; 4. М. Хальм; 5. И. Стодулка (ЧССР, «Чезет»); 6. Г. Моисеев (СССР, «Чезет»). Сумма очков после семи этапов: 1. Гебейерс — 85; 2. Хальм — 60; 3. Робер — 57; 4. Де Костер — 37; 5. Петерссов — 30; 6. Пальм — 27... 11. Кавинов — 12: 12. Моисеев — 11. ' Советские гонщики выступали лишь в трех этапах из первых семи.ФСПОРТфСПОРТСПОРТфСПОРТ#СПОРТфСПОРТфИ вот состязания на «Москвичах-412» — между хозяевами «Невского кольца» и их гостями из Хельсинки . Г онку сразу повели молодой ленинградец Вячеслав Смелков и Энсио Микандер, но Смелков допустил оплошность на одном из поворотов ив итоге сумел занять лишь шестое место. В результате первым закончил тонну Микандер, вторым и третьим финишировали ленинградцы ф. Смуров и В. Генералов. Первая встреча автоспортсменов Ленинграда иХельсинки показала, что гости тщательнее подготовили машины (лен инградцы сделали для себя из этого необходимые выводы), в психологическом же настрое на борьбу хозяева не уступали гостям. Чем чаще будут такие встречи, тем больше возможностей унаших спортсменов проверить свои силы, накопить опыт. Матч принес пользу и финс кимгонщикам . Недаром они выразили пожелание, чтобы соревнования эти зак репитьв спортивном календаре. Вот их высказывания : «Желательно выступать на «Москвичах-412»; «Невское кольцо» для этих машин — великолепная трасса»;«Надо почаще приезжатьдругкдругу » . Кстати, почти все финские гости были представителями фирмы «Конела», занимающейся продажей вФинляндии советс ких автомобилей, в том числе «Москвичей-412». Станут ли такие встречи трад иционными — п окажет время. Второй частью была гонка на машин ах формулы 3, в которой вне конкурса приняли участие советские спортсменыиз семи городов. Победил здесь в упорном поединке с финном Пекна Вилппоненсм краснодарец В. Греков, в ыигравшийусоперника всего 0,1 секунды . Третьим финишировал Энсио Микандер, считающийся сильнейшим в финской команде. М.СТОЛЯРСКИЙ начальник Ленинградского городского спортивного автомотоклуба ЛенинградНа дистанции финский гонщик Э. Микандер (№ 1). Фото А. Войчука#СПОРТ#СПОРТфСПОРТф• н роиштейнах , так, чтобы она, упав, не свалила кегли , которые установлены в 20 см от кронштейнов . Расстояние между кеглями 2,5 м. Называется это испытание «Осторожное торможение». И хотя Сафаралиев на смену колеса и скоростное маневрирование затратил совсем немного времени, выйти в число лидеров ему уже не удалось: с лишком тяжелым грузом висело опоздание во время пробега по городу к первому пункту . Заканчивались соревнования отдельным « к онкурсом вежливости». Но вот подведены итоги многоборья. Первое место в личном зачете завоевал водитель 2-го таксомоторного парка Сергей Мозжухин . На таксометре его машины после пробега по городу было 8 рублей 34 копейки . Неплохо выступил он в скоростном маневрировании и смене колеса. Общая сумма у него оказалась 9 рублей 45 копеек. Он награжден призом «Недели» — одного из организаторов этих соревнований. Командное первенство завоевал 2-й тансомоторный парк. Ему вручен приз Управления таксомоторного транспорта и легковых автомобилей г. Москвы. Переходящий приз, учрежденн ыйв этом году журналом «За рулем» за лучшие показатели в ралли по городу, заслужила команда 11-го таксомоторного парка. Г. АГАРКОВновый маршрут — Государственный биол огический музей имени К. А. Тимирязева. На дорогу отводится 18 минут . Рустам хорошо знает Москвуи сразу же вспоминает, что музей находится на Малой Грузинской улице. Отсюда машина мчится кпамятнику лесоводу >М. К. Т урскому . В карточкеуказано , что на поездку дается 17 минут . Где же этот памятник? Можно заглянутьв путеводитель по Москве, Идет «конкурс вежливости». Фото В.Ширшовано в этом нет необходимости. Шофер не раз бывал на территории сельскохозяйственной академии им. Тимирязева и знает, что памятник находится там. Для мног ихже водителей найти этот пункт было довольно трудно. Отсюда за 33 минуты предстояло проехать на улицу имени Ивана Бабушнина к дому 14. И этот маршрут был успешно пройден. Теперь водителю вручили кар ­ т очкус записью «Выставка граждансной обороны», время — 25 минут. «Это, вероятно, на Красноармейской улице, недалеко от стадиона «Динамо», — решил Рустам. Он не ошибся и вовремя прибыл на контрольныйпункт . А отсюда за полож енные 15 минут доехал от выставки к месту финиша. Здесь водителей ждет второе испытание — кто быстрее заменит левое переднее колесо запасным. За каждые 10 сек унд , затраченные на выполнение упраж ­ нения. начисляется «штраф» в 1 копейк у , но в итоге не более рубля. После этого идут состязания по скоростному маневрированию. Рустам в высоком темпе проезжает «ворота» ш ириной3 м, затем — «пеньки», потом трехметровые «ворота» только задним ходом, разворачивается в «тупике» размером 10x10 м, правыми колесами проходит по «колее» ш ириной 15 см. А теперь, п ожалуй , самое сложное. Передним бампером автомобиля надо толкнутьпланку , л ежащую на29