К 50-летию речи Владимира( 249Ильича,Ленина__ ими «"«"•t»l вжвмюда» 1Ь"*ТПО-ЛЕНИНСКИ РАБОТАТЬ,В. Р АМУСЬ , ш оферпервого класса, лауреат XVI съезда ВЛКСМ Вот необыкновенноемкая ленинская формула : «Учиться коммунизму » , о пре ­ делившая плавные задачи комсомола. Вот призывк труду, к активному участию всоциалистическом строительстве: «Только втруде вместе срабочимии крестьянами можно стать настоящими коммунистами » . И еще : «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали» ...Это лишь отдельные, ставшие крылатыми , ленинские заветы. С колько силы, к акоеогромноетеоре ­ тическое наследие заложенов этой ре ­ чи! И хотя она обращенаккомсомолии тех лет, к молодежи , с ражавшейся за Советскую власть вгоды гражданской войны, к аждое новое поколение училось и учится бороться, работать и жить так, как завещал Ильич воктябре тысяча девятьсот двадцатого года . Я представляю мысленно тех ребят, к оторые разъезжались со съезда на пе ­ р едовыепозиции , туда, где ещевспы ­ хивали вооруженные выступления контр ­ р еволюции , где шла опасная инапря ­ женная борьба с голодом, разрухой. Я представляю энтузиазммолодыхстрои ­ телей Днепрогэса , М агнитки , Турксиба, Комсомольска^на-Амуре. Преклоняюсь передподвигами тех, к то сломил хре ­ бет фашистскому зверю под Москвой, Курском, Сталинградом. Невольно думаюомоих товарищах премии Ленинскогокомсомола , делегат За окномуже ночь. С ижу за школь ­ н ымиучебниками . В соседней комнате спят женаи пятилетняя дочурка — легли сегодняпораньше , чтобы не мешать мне готовить уроки . Цель — закончить среднюю школу, — в роде бы, з апозда ­ лая. Д а что поделать? Говорят, человек начинается с детства. И если это «послевоенное» детство, то многоев нем от взрослой жизни. Так произошло со мной . Появился на свет через две недели после того , как началась война. Отца уже не было дома — у шелв танк овой части на фронти не вернулся. Мать много хлебнула горя со мной , с грудным , о собеннов военное лихолетье. К огда стал подрастать, р ешил : б удура ­ ботать, чтобы легче было матери . П ри ­ страстился кколхозной технике, к автомобилю. Перед службой в армии поступил вавтомотоклубДОСААФ . Так с тех пор , вот уже десять лет, за рулем . В технике разбираюсь , а недостаток об ­ щ егообразования приходится восполнять сейчас. Вот исижу за учебника ­ ми. З наю , этот вечер так же , как и я, п роводятмногиемои сверстники. ...Свет от настольной лампы падает на маленькуюкнижечку . На обложке надпись: «Задачи союзовмолодежи » . Это отдельное издание речи Владимира Ильича Ленина на ill съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи. К оторыйуже раз, страница за страни ­ цей, вчитываюсь вмудрые завещания.июли" * —..-2SSSUS»ЙУ^ЗЗ»»11и И. ЯсШ , в * „ и пмСМ « вК маю 1970 года Всесоюзный Ленин ­ с кийКоммунистический Союз Молодеж и насчитывал в своих рядах 27 02S 301 комсомольца — ю ношейи девушек более ста национальностей и народностей СССР. В 1970 году ЦК ВЛКСМ объявил шефство над 100 ударныминовостройками , в том числе строительством Камского автомобильного завода. На предприятиях всех видов транспорта трудится 483 451 комсомолец. На 1 января 1970 года среди специалистов народного хозяйства насчитывается комсомольцев — и нженерови техн иков — 899 121 человек. В 800 вузах страны обучается 4S48 ты ­ сяч студентов, в том числе на дневных отделениях 2138 тысяч . В 4191 среднем специальном учебном заведении — 4302 тысячиучащихся , в том числе на стационаре — 2418 тысяч . Д есятки тысяч молодых рабочих иком ­ сомольцев предприятий автомобильной промышленности учатся без отрыва от производства в средних школах , т ехнику ­ мах, вузах, заводах-втузах. На Московском автомобильном заводе имени И. А. Лихачева — 7758 человек, на горьков ском автомобильном — 9176 человек, на Ульяновском автомобильном — свыше 1000 молодых тружеников . В течение трех последних лет около 3 миллионов комсомольцев стали членами ДОСААФ. Ныне более чем в 2000 лагерей юноши допризывного и призывного возраста приобретают навыки военной жизни , углубляют знания , полученные вкружкахисекциях ДОСААФ. 90 процентов призывников имеют значки ГТО, «Готов к защите Родины», 60 процентов — с портсмены - р азрядники . 70 процентов комсомольцев Советской Армиии Военно-Морского Флота — отл ичники боевой иполитической подготовки. на IIIсъездекомсомолаУж*мобиль. Это наши обязательства к XXIV съезду партии. Знаю, что ребята с честью их выполнят. Коллектив наш закалился в нелегком труде. Можно рассказать много о дружбе, взаимовыручке, которые помогают нам в выполнении сложных заданий. Так было прошлым летом — в ответственнейший момент перекрытия Ангары. Особенно памятен день 13 августа, когда своенравная река в третий раз, после Иркутска и Братска, покорилась воле и разуму человека. Перекрытие завершилось в рекордно короткие сроки — за 44 часа, на трое суток раньше намеченного. И сделал это молодежный коллектив Всесоюзной ударной комсомольской стройки Усть-Илимской ГЭС имени Ленинского комсомола. Никогда не забыть, как пять месяцев мы, шоферы, жили на острове Лосенок, возили диабаз .на продольную перемычку, три месяца подряд почти не глушили моторы, потому что разогревать их было негде и некогда. Отработаешь восемь часов — заступает сменщик, а через восемь — опять в кабину, и пошел! От этой перемычки зависело перекрытие Ангары, и мы отсьетали ее в срок. Да, это были нелегкие дни. Но в таких вот делах и закаляется коллектив. Когда вместе пройдено столько, товарищу веришь, как самому себе. На стройке каждый прошел замечательную школу, стал убежденным борцом за рабочее дело. Сначала в бригаде не было ни одного члена партии. Сейчас почти половина бригады — члены КПСС. Мы, молодые строители Усть-Илимской ГЭС, гордимся тем, что воплощаем ленинские заветы об электрификации страны. Ведь, выступая перед делегатами III съезда РКСМ пятьдесят лет назад, Владимир Ильич провозгласил: «Перед вами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке и технике, на электричестве». В 1973 году первые агрегаты УстьИлимокой ГЭС дадут промышленный ток. Свет над тайгой станет еще ярче. Но до этого мы должны убрать сотни тысяч кубометров скал; уложить миллионы кубометров бетона, пройти многие километры таежных дорог. И молодые строители заверяют родную партию, Ленинский комсомол: мы продолжим трудовые подвиги всех комсомольских поколений, будем работать, учиться и жить так, как завещал нам великий Ленин! Иркутская Усть-Илим область,УЧИТЬСЯ И ЖИТЬВасилия Рамуся наш корреспондент сфотографировал у гостиницы «Москва» в дни работы XVI съеада ВЛКСМ — в мае 1970 года. по труду, о комсомольцах шестидесятых годов. В их биографиях тоже есть немало героических страниц. В памяти проносится событие, ставшее одним из решающих в моей жизни. Это было семь лет назад. Нас, пятерых сослуживцев, пятерых армейских шоферов, отличников боевой и политической подготовки — Александра Гриненко, Николая Коневца, Петра Ященко, Ивана Правдивца и меня вызвали перед окончанием службы в политотдел и сказали, что получено письмо от строителей Братской ГЭС, которые просят водителей, увольняющихся в запас, пожаловать на стройку. Мы молча переглянулись. У каждого возник вопрос: как быть? Ведь обещали вернуться в родные места, на Черниговщину, откуда призывались. Там тоже нужны рабочие руки. Начальник политотдела, заметив наше замешательство, сказал: — Подумайте. Неволить не станем. Но Братск сейчас строит вся страна. Там передний край трудового фронта, а вы — комсомольцы, и ваше место впереди. I Через несколько дней мы попросили командование части оформить проездные документы до Братска, написали домашним письма и, как говорят, махнули в Сибирь. У грозных Падунских порогов на Ангаре среди дремучей тайпи уже развернулось гигантское строительство. Скрежетали бульдозеры, сновали мощные самосвалы, словно нефтяные вышки, маячили подъемные краны. У мыса Пурсей пестрело жилье. Тут были палатки, сооружались домики. Теперь там, где ревел седой Падун, возвышается 127-^метровая плотина Братской ГЭС. Энергия Братска питает огромный район, став важнейшим звеном в создании Единой энергетической системы в Сибири. В сооружении Братской ГЭС, железной дороги Абакан — Тайшет, алюминиевых заводов в Шелехове и Братске, мощных химических и лесопромышленных комплексов на Ангаре большая заслуга комсомольцев. И не только здесь. Тысячи молодых патриотов-добровольцев едут по путевкам в Сибирь, на Дальний Восток, на Крайний Север, чтобы строить там новые города, важнейшие народнохозяйственные объекты, вносить свою лепту в создание общества, о ко ­ тором мечтал Владимир Ильич Ленин. Что же помогло комсомолу вырасти в такую созидательную силу, завоевать признание, авторитет и уважение у народа? Чтобы ответить на этот вопрос, снова обращаюсь к ленинской речи, возвращаюсь мысленно к тем дням, когда комсомол создавался. Владимир Ильич Ленин стоял у истоков комсомола. Это он указал молодежи единственно верный путь для успешной борьбы за благородные идеалы. В. И. Ленин выдвинул идею создания единой молодежной организации — коммунистической по своим целям и задачам, массовой и самодеятельной по своему характеру, прочно стоящей на марксистских позициях, работающей под руководством партии. Мысли мои прерывают отдаленные шумы работающих механизмов, глухие удары пневматического молота, урчание автомобильных двигателей. Сквозь занавески просачиваются всплески огненных очажков электросварки. Это дыхание Усть-Илима, большой стройки, не замирающее ни днем ни ночью. УстьИлим для меня теперь вторая родина. Ранним утром бегу в гараж. Там уже наш неуемный бригадир Володя Ульковский. Подходят Петя Кондратов, два Николая — Дьячок и Шушкевич, Валерий Козырянцев, Игорь Притула, Иван Калистратов. В бригаде у нас 22 машины — все КрАЗы. Володя четко, немногословно — армейская школа — дает распоряжения, распределяет задания. Мы, тоже без лишних слов, принимаемся за дело. Ребята в бригаде дружные, исполнительные, трудолюбивые, большинство пришло сюда по комсомольским путевкам после военной службы. Армейский опыт, хватка, ох, как здесь пригодились! Теперь у нас задача дать не меньше 110120 процентов к норме на каждый авто5