14
15
ОТСЮДА НАЧИНАЕТСЯ РАБОЧИЙСистеме профессионально-технического образования — 30 лет Мы видим их часто, в ыбегающих стайк ами из подъездов светлых просторныхзданий , в форменныхкостюмах , с эмблемами на погончиках или головных уборах. То шумные , то озабоченные, они спешат либо в свои общежития , либо н станкам на производственнуюпрактику . Мы встречаем их на стадионах, с портивных площадках, на мотокроссах , в автомотопробегах. Это юношиидевушки из профессионально-технических училищ . За партами, в учебно-производственных мастерских , в цехах предприятий под руководством опытных педагогов, мастеровп роизводственников осваивают они рабочие профессии. Образованная воктябре 1940 года государственная система трудовых резервов — н ыне система профессиональнот ехнического образования — стала подл иннойкузницей молодых рабочих. За тридцать лет здесь получили путевкувжизньсвыше 23 миллионов специалистов для различных отраслей народного хозяйства, в том числе сотни тысяч — для предприятийиорганизаций автомобильного транспорта . В настоящее время в стране действует около 5,5 тысячи профессиональнотехнических и технических училищ, в которых более двух миллионов юношейидевушек овладевают с отн ями профессий. Только шоферов училищавыпускают десятки тысяч в год. 300 тысяч механизаторов готовят, кроме того. сельские училища . В 410 профтехучили ­ щах страны наряду со специальностьюучащиесяполучают среднее образование. -5»-*SH-СПУСТЯ ЩШ"•>;ЛЕТВсесоюзные соревнования школьнинов-автомобилистов на призы „За рулем"Как-то непривычно слышать веселье в затихающих на лето помещзниях огромного Дворца пионеров и школьников столицы. Но в тот июньский день оно, что называется, било через край. Взрывы смеха, аплодисменты. На прощальный вечер собрались юные автоспортсмены. Вот они все здесь — герои и неудачники, участники прошлых встреч и дебютанты. Сейчас, когда все позади, трудно различить счастливцев и тех, кому не повезло. В этот вечер у всех ребят отменное настроение. И мы, глядя на их веселье, тоже радуемся. Радуемся тому, что полку юных автомобилистов все прибывает, что эти мальчики и девочки нашли серь езное занятие по душе ив свои пятнадцать—семнадцать лет водят машины, словно залравекие шоферы. Как все изменилось в школьном автоспорте за последнез время! Вспоминается тот же зал, та лее трасса Дворца пионеров .пять лет назад. Выли еоревнова ния и был прощальный вечер, но собралось намного меньше ребят — только москвичи и ленинградцы, А сегодня вместе с ними юные автоспортсмены из Иркутска, Харькова, Оренбурга, Ижевска, Московской области — всего восемь команд. И это уже не матчевая встреча Москва—Ленинград, а Всесоюзные соревнования школьников-автомобилистов на призы журнала «За рулем». По сравнению с прошлогодней программа встречи сокращена. По просьбе тренеров отменили смену колеса. Для самых младших, семиклассников, она требует слишком большого физического напряжения. Но и без четвертого компонента школьное автомногоборье достаточно насыщено. Скоростное маневрирование («фигурка»), разгон и торможение, метание гранаты в цель. Правда, непосвященному может показаться, что в этих соревнованиях мало необходимой юношам экспрессии, динамики. Да так ли это? Постойте час-полтора возле трассы, вникните в то, что происходит на ней, и поймете: здесь также все решают мгновенья, одно удачное или неудачное движение рулем, здесь бушуют спортивные страсти, идет борьба воли и мастерства. Понаблюдайте за ребятами перед стартом. Каждый стремится подавить волнение, но легко ли это, если тебе пятнадцать и если это первый ответственный старт в твоей жизни? Восьмиклассник Сережа Дедзионок из Московской области безукоризненно справился со всеми трудностями «фигурки» и только на какой-то миг раньше, чем это требовалось, повел машину к последнему препятствию. Он финишировал за 1,4 секунды до контрольного времени, и это стоило его команде двух очков и потери второго призового места. Все же злополучные полторы секунды не смогли повлиять на исход выступления Сергея в личном зачете. Тут он стал подлинным героем дня. И не только потому, что набранная им сумма — 143 очка из 145 возможных — оказалась наивысшей. Дедзионок из новичков сразу шагнул в чемпионы. Среди девочек отличилась Люба Соколова — представительница Московского клуба юных автомобилистов, набравшая 134 очка. Можно было предположить, что за переходящий приз журнала развернется соперничество между командой Ленинграда — прошлогодними победителями — и москвичами, которым Положение предоставляло право выставить две команды — Московского клуба юных автомобилистов (МКЮА) и Московского Дворца пионеров и школьников (МДПШ). Все карты, однако, смешали ребята из Подмосковья — воспитанники Детокой автомобильной дороги Министерства автомобильного транспорта РСФСР (МДАД). Они вмешались в спор лидеров и не только потеснили ленинградцев, но и заставили поволноваться москвичей. Всего на очко отстали они от команды МКЮА и заняли почетное третье место. А обладателями приза стали хозяева трассы — юные автомобилисты Дворца пионеров. Они выступали ровно, без срывов. Даже самое коварное упражнение — разгон и торможение — все пять мальчиков (каждая команда состояла из шести человек, в том числе одной девочки) выполнили без единой потери и внесли в общекомандную копилку по 30 очков. Соревнования этого года отличались от прошлых не только широким представительством, измененной программой, но еще и тем, что на них впервые было разыграно два новых почетных трофея: переходящий Кубок ЦК комсомола за высшие показатели в технической подготовке и приз Министерства автомобильного транспорта РСФСР за лучший результат в фигурном вождении. Само по себе это говорит о том, какое значение приобретает сегодня популяризация автодела среди школьников. Первыми обладателями этих наград стгли КСМЕЛГДЫ Детской автомобильной дороги и Московского клуба юных автомобилистов. Арбитрам (их и .на этот раз, как ив прошлом году, возглавлял председатель Всесоюзной коллегии судей по автоспорту Николай Васильевич Глумов) пришлось немало потрудиться и выверить результаты с точностью до десятой доли секунды, чтобы определить победителей. Борьба среди лидеров шла очко в очко. Впрочем, в данном случае очки, выражаемые сухими цифрами, не могут служить точной оценкой выступления команд. Наверное, 404 очка оренбургских ребят, тренировавшихся на грузовике, или очки также впервые стартовавших в МосквеКАЖДОМУ КУРСАНТУ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯНовые программные требования по изучению автомобиля Всемерное улучшениеподготовки специалистов для Вооруженных Сил — одна из главных задач учебныхорганизаций оборонного Общества. Особое вниманиев ее решениидолжнобыть уделено практи ­ ч ескимнавыкам по специальности , в час тности , по вождениюитехническому обс луживанию автомобиля. На военного водителя, действует ли он водиночку или в составе подразделения, возлагается большая ответственность за своевременнуюдоставкугрузов , боевой техники . И вка ­ к ую бы сложнуюситуацию ни попал шофер, если он технически подготовлен, маш ина его никогда не подведет. З нающего водителя не преследуют случайные неполадки. Вот почему особо важно еще в период учебы приобрестипрочныенавыкипообслуживанию автомобиля, у метьнайтии устранить возможные неисправности. Как показалипроверни , в период экза ­ менов далеко не все выпускники автомот оклубовготовыкэтому — не укладыва ­ ются внормативныесроки для устране ­ ния того или иного дефекта, и ные просто не могут его обнаружить . Это объясняется отчасти тем , что квалификаци ­ онная характеристика военного водителя третьего класса, определенная програм ­ мой 1968 года, не предусматривала обязательного выполнения работ по первомутехническомуобслуживанию автомобиля без квалифицированнойпомощи . Не требовалось иумения разбирать отдельные агрегатыв полевых условиях , ч тобы на месте самостоятельно устранить неисправность. Сейчас, с учетом возросших требований впрограмму внесены необходимые поправкии добавления, к оторыеуточня ­ ют квалификационную характеристику. Теперь в этом документе , в частности , с казано : «Водитель автомобиля 3-го класса должен уметь самостоятельно выполн ятьв полном объеме контрольный осм отр , ежедневное и первое техническоеобслуживание автомобиля». . З анятия , о рганизованныес учетом этих новых требований программы, помогут будущимвоенным водителям приобрести прочные практические навыки .14 харьковчан и ижевцев (последним был вручен специальный приз за лучший результат среди гостей-дебютантов) не менее ценны, чем 657 очков победителей. В конце концов, спорт не самоцель. Его влияние мы измеряем прежде всего тем, как он помогает воспитанию и развитию юношества. И в этом смысле нас меньше интересуют очки, чем, скажем, те открытия, которые дарит каждая новая встреча юных автомобилистов. В прошлом году таким открытием стали воспитанники Н. Шаткова из иркутского Дворца пионеров и школьников. В нынешнем открытий было больше. Это водители упоминавшейся уже Детской автомобильной дороги из Одинцова, которую возглавляет Г. Родевальд. Это ребята, занимающиеся в автотракторном кружке харьковского Дворца пионеров под руководством офицера-отставника Е. Андрющенко. Это представители автомотоклуба, созданного А. Новиковым при одной из ижевских школ. Это, наконец, члены автосекции Юношеского спорттехклуба ДОСААФ города Оренбурга, которой руководит Г. Кильметьев. О каждом из таких очагов автодела, где спорт является высшей формой их деятельности, можно написать много интересного. Но здесь хотелось бы сказать о другом, о том, что на пути этих внешкольных организаций немало трудностей, которых могло бы и не быть. В автоспорт школьники входят через разные двери. Сегодня подготовкой юных автомобилистов занимаются внешкольные организации министерств просвещения (главным образом Дворцы пионеров и школьников), юношеские спортивно-технические школы и клубы ДОСААФ, детские автомобильные дороги Министерства автомобильного транспорта. Это вовсе не означает, что в данном случае делу наносит вред раздробленность или разобщенность, но в каждой такой ячейке своя система подготовки, тренировки, к которой ее создатели пришли эмпирическим путем. Вероятно, не только можно, но и нужно обобщать опыт, выработать единые наиболее рациональные принципы обучения юных водителей. А главное — нужно решить организационные вопросы, чтобы время энтузиастов не уходило на штурм кабинетов и другую непроизводительную работу. Какой должна быть секция (школа, клуб, кружок) юных автомобилистов? С каким штатом и оснащением, кто должен ее финансировать, снабжать автомобилями, учебными пособиями, какими, наконец, должны быть «аправа юного автомобилиста»? Эти и другие вопросы ждут овоего решения. Если исходить из задач трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников, если прикинуть, сколько потребуется в ближайшие годы водителей, то станет понятным, насколько важно сегодня при все возрастающих масштабах автомобилизации приобщать к автоделу наших ребят. И здесь усилиями отдельных энтузиастов дело далеко не двинешь. Нужны совместные действия всех заинтересованных организаций и ведомств — министерств, комсомола, ДОСААФ. Сейчас клубы и секции юных автомобилистов можно пересчитать по пальцам. Да и те, что функционируют, не всегда в состоянии развернуть свою деятельность так, как, например, в Москве, где городской отдел народного образования оказывает им всемерную помощь. Видимо, не без веских причин не смогли прислать на Всесоюзные соревнования школьников-автомобилистов свои команды киевский, минский, ереванский Дворцы пионеров. По всей стране ждут появления новых юношеских клубов, кружков. Ждут ребята, которые рвутся к трудным делам, стремятся идти в ногу с веком, овладевать техникой: И наш общий долг взрослых — помочь им в этом. М. ТИЛЕВИЧРезультаты соревнованийТИПОВОЙ ПРОЕКТ КЕМПИНГАКиевский зональный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования разработал типовой проект современного кемпинга на 200 автотуристов. Новый туристский комплекс включает общественный и спальный корпуса, кухню с верандой-столовой, станцию технического обслуживания автомобилей. На его территории предусмотрены такж е площадки для отдыха и спорта, детский городок.Так будет выглядеть корпус кемпинга.общественныйВ общественном корпусе расположены кафе, камера хранения вещей, бытовые помещения, медицинский пункт и другие службы, обеспечивающие высокий уровень сервиса. Там же находится администрация. В спальном корпусе номера на два, три и четыре места. Такой набор комнат позволяет наилучшим образом размещать туристов, предоставляя экипажу каждого автомобиля отдельную комнату.Спальный корпус прост и удобен.Архитектурное решение зданий отличается простотой и привлекательностью; спальный корпус сборный, деревянный заводского изготовления, остальные сооружения из кирпича. В общем, авторы проекта Сумели создать кемпинг, отвечающий современным требованиям. Проектное задание утверждено Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР. В недалеком времени кемпинги, построенные по новому типовому проекту, примут туристов. М.БАРАНОВСКИЙ, архитекторКомандные: 1. Москва (МДПШ) — 657 очков; 2. Москва (МКЮА) — 652; 3. Одинцова (МДАД) — 651. Личные. Мальчики: 1. С. Дедзионок (Одинцово); 2. В. Фролов (Москве); 3. Р. Сергеев (Москва). Девочки; 1. Л. Соколова (Москпа); 2. И. Худякова (Москва); 3. О. Арюлина (Одинцово).г. КиевВДНХ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЯМВ двух павильонах ВДНХ с большим успехом демонстрировалась отраслевая выставка «Технология автостроения». Интересная экспозиция, в создании которой наряду с НИИ технологии автомобильной промышленности приняло участие более 30 предприятий, внлючала 3168 образцов от накатного стана для изготовления конических зубчатых колес методом пластической деформации до макета кузнечного цеха. Выставка — своеобразный рапорт НИИТавтопрома о двадцатипятилетней деятельности. Почти в каждом из 12 основных разделов выставки представлены разработки института. Это процесс и оборудование для отливки коленчатых валов, кузнечная оснастка повышенной стойкости, многослойная лента, сделанная методом порошковой металлургии, для подшипников сухого трения, многое другое. Специалисты заводов и научно-исследовательских организаций, инженерытехнологи, ремонтники и механизаторы получили большую практическую помощь, посетив выставку «Технология автостроения». В книге отзывов можно увидеть благодарности посетителей, в том числе и из многих зарубежных стран.JПобедили! Члены команды Московского Дворца пионеров и школьников, выигравшей соревнования.15