21
22
,*fllq ПРОЕКТОМ НОВЫХ ПРАВИЛОколо шести лет назад появилась в нашем журнале рубрика «Водителю о новых Правилах движения». Эти материалы, как, вероятно, помнят наши давние подписчики и читатели, рассказывали о предстоящих нововведениях в организации движения на улицах и дорогах еще до вступления в силу официального документа. Думаем, что журнал помог водителям освоиться со своими новыми правами и обязанностями. Но с тех пор, как говорят, немало воды утекло. Минувшие годы отличало столь бурное развитие автомобилестроения, которое существенно изменило обстановку движения, выдвинуло новые проблемы в вопросах управления движением транспорта, предъявило новые требования к людям, которые водят автомобили и другой механический транспорт. Так, когда-то новые, правила стали старыми. Не только в нашей стране. Десятки государств подписали сейчас новые международные конвенции о дорожном движении ио дорожных знаках и сигналах, обязав себя, таким образом, привести свои законы улиц и дорог в соответствие с международными стандартами. О том, что такая работа ведется давно, нашим читателям уже известно. Сейчас она близится к концу. И вот уже по традиции редакция с этого номера начинает публикацию проекта новых Правил. Что мы хотели бы сказать читателям прежде, чем они углубятся в текст документа? Во-первых, подчеркнуть еще раз, что перед вами только его проект. В дальнейшем не исключены исправления и уточнения. Очевидно, не в главных положениях, которые определились достаточно четко, но в каких-нибудь деталях вполне возможно. Так что, если у вас появятся соображения по существу текста Правил, направляйте их по адресу Москва, Г-69, ул. Воровского, 25, ВНИИ МВД СССР, комиссия по Правилам движения. Во-вторых, должны предупредить, что редакция намерена поместить на страницах журнала не весь текст проекта новых Правил, а самые главные их разделы. К тому же нумерации статей мы придерживаемся пока не сквозной, а самостоятельной по каждому разделу. И наконец, последнее. Каждую публикацию будет заключать небольшой комментарий. Он поможет вам сориентироваться в различиях новой и старой редакций Правил, объяснит коротко, с чем они связаны. А теперь, опустив содержащий общие положения Раздел I, сразу предлагаем вашему вниманию Раздел II «Общие обязанности водителей».ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯРАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ г) доверенность, заверенную в нотариальном порядке (при управлении индивидуальным транспортным средством в отсутствие владельца). Статья 3. Водитель обязан: а) перед выездом и при смене на линии проверять исправность транспортного средства и вести за ним наблюдение в пути; б) иметь в пути сигнальные знаки на случай вынужденной остановки; в) при управлении мотоциклом (мотороллером, мопедом) пользоваться защитным шлемом (в том числе и пассажиры); г) предоставлять транспортное средство (в том числе принадСтатья 1. Водитель должен обладать физическими и психическими качествами, знаниями и навыками, позволяющими ему управлять транспортным средством. Документы на право управления выдает Госавтоинспекция или другие уполномоченные на то органы. Статья 2. При управлении любым транспортным средством водитель обязан иметь: а) соответствующий документ на право управления; б) талон технического паспорта (для транспортных средств, состоящих на учете в Госавтоинспекции); в) путевой или маршрутный лист (кроме индивидуальных владельцев);лежащее индивидуальному владельцу) — медицинским работникам для проезда к больным, находящимся в угрожаемом для жизни состоянии ; работникам милиции для выполнения неотложных служебных заданий; медицинским работникам, работникам милиции, дружинникам и общественным автоинспекторам для доставки лиц. нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи, в ближайшее лечебнснпрофилактичеекое учреждение; д) подвозить а попутном направлении работников государственной лесной охраны и направляемых с ними к местам лесных пожаров рабочих со средствами пожаротушения и вывозить их с этих мест; е) передавать работникам милиции, дружинникам и общественным инопекторам для проверки путевой лист, талон технического паспорта, документы на перевозимый груз и удостоверение /водителя; ж) останавливать транспортное средство по сигналу руководителей колонн, а также слепых (рукой, тростью). Примечание: 1. Лица, пользовавшиеся транспортом в соответствии с пунктами «г» и «д», должны выдать водителям талон установленного образца, оправку или сделать запись в путевом листе с указанием своей фамилии, должности, номера служеб ното удостоверения и наименования организации. 2. Работники милиции, дружинники, общественные автоинспекторы обязаны по требованию водителей предъявлять соответствующие удостоверения. Статья 4. Водители транспортных средств, оборудованных специальными звуковыми и световыми сигналами («сирена», «мигающий маяк» и др.), при выполнении заданий могут отступать от предписаний разделов V, VI (исключая сигналы регулировщиков движения), VII и VIII настоящих Правил при условии, что не будут поставлены под угрозу другие участники движения. Другие водители обязаны обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств, падающих специальные звуковые и световые' сигналы, освободив для них место на проезжей части, а при необходимости — остановившись. Водители и другой персонал, занятый на строительстве, ремонте или обслуживании улиц и дорог, могут при условии принятия необходимых мер предосторожности отступать во время работы от предписаний разделов V, VII и VIH настоящих Правил. Статья 5. Водителю запрещается: а) управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотиков, в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая21 I 11ЯВщ • I 'м ожет повлиять на безопасность движения ; б) передавать управление транопортным средством лицам , нах одящимсяв нетрезвом состоя нииили под воздействием нар котиков; в) передавать управление транспортным средством лицам , не имеющим соответствующего док умента на право управления , либо имеющим его, но не указ аннымв путевом листе.Статья 6. Н а пешеходных переходах, где движение не регулируется, водители имеют преимущественное право проезда, а там , где движ ение регулируется, водители нерельсошых транспортных средств обязаны пропустить пешеходов, пер еходящих улицу (дорогу) при раз ­ решающих сигналах. П ересекая любой обозначенный пешеходный переход, водитель долж ен вести транспортное средство так, чтобы не подвергать опасности пешеходов, не успевших перейтип роезжую часть или достичь остр овка безопасности. П оворачиваяна другую улицу (дорогу), водитель обязан пропуск ать пешеходов, н аходящихся на проезжей части этой улицы (дороги). Статья 7. П ри проезде мимо трамв ая , троллейбуса или автобуса общего пользования , стоящих на обоз наченной остановке, расположенной посредине улицы (дороги), водители обязаны пропустить пешеходов, и дущихк месту посадкиили от него. Статья 8. По мокрой или грязной проезжей части водитель обяз ан вести транспортное средство так, чтобы не обрызгать пешеходов, н аходящихся на тротуаре или перех одящихулицу (дорогу) в обозначенном месте. Статья 9. П ри дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему, о бязаны : а) без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство или другие шлемов водителями и пассажирами мотоциклов, мотороллеров и мопедов приобретает теперь характер и силу единого и обязательного для всех закона. Новым по сравнению с прежней статьей 20-й является обязанность предоставлять транспортное средство медицинским работникам, следующим для оказания экстренной помощи, вообще во всех случаях, а не только в попутном вам направлении. Дополнение о работниках лесной охраны было еще раньше включено в действующие правила движения. К статье 4. Здесь точнее и определеннее сформулированы условия, при соблюдении которых водители спецмашин могут отступить от некоторых предписаний правил, а другие водители — обеспечить их беспрепятственный проезд. Ведь безопасность движения зависит от действий всех водителей, а стало быть, справедливее требовать от водителей специальных автомобилей мер предосторожности и не более. В то же время остальные водители должны понимать, что для проезда без помех автомобилей со специальными звуковыми и световыми сигналами иной раз надо не просто остановиться, а уйти влево или вправо (а может быть, и сдать назад), освободив им дорогу,предметы, и меющие отношение к происшествию, до прибытияработниковмилицииили следственных органов ; б) в ызвать «:Окорук> медицинскую помощь», а если это нев озможно , то отправить пострад авшихна попутном транспортн ом средстве или самому доставить их вближайшее лечебное учреждение, где сообщить медицинскому работнику свою фамилию , номерной знак транспортного средства (с предъяв ­ л ением путевого листаили тал она технического паспорта), после чего возвратитьсяк мест упроисшествияили направ итьсявближайшее отделение милиции; в) сообщить о случившемся ближайшему постовому милиц ионеруили отделению мили ­ ц ии , после чего действовать по их распоряжению ; г) освободить дорогу, если нев озможен проезд других трансп ортных средств. Кроме того, подтверждено официально право водителей и персонала дорожных, коммунальных, строительных и тому подобных машин и механизмов при производстве работ на проезжей части улиц и дорог отступать от некоторых предписаний Пра^ вил. Н статье 5. Опущен пункт «б» статьи 22 не потому, что поименованные в нем действия теперь разрешены. Просто на безопасность движения это не влияет, а правила внутреннего распорядка и трудовой дисциплины на предприятиях определяются другими документами. К статьям 6—8. В общие обязанности водителей вошли теперь и обязанности по отношению к пешеходам, «потерявшиеся» прежде в большом разделе о порядке движения транспортных средств. Вместо общих слов об особой осторожности, которые каждый понимал по-своему (кстати, особую осторожность за рулем надо проявлять всегда!), в этих статьях перечислены конкретные действия и обязанности водителей в той или иной обстановке — на пешеходном переходе, у маршрутной остановки городского транспорта, на мокрой проезжей части, при поворотах с одной улицы или дороги на другую.Коммент ариМК статье 1. Здесь в общих словах определяется, кто может стать водителем транспортных средств. Подробнее излагать эти требования нет смысла, так как существует специальное положение о порядке присвоения квалификации водителя. К статье 2. Слова «любым транспортным средством» надо понимать как категорическое указание на то. что четко знать Правила движения обязаны водители не только механических транспортных средств, но и велосипедов, мопедов, гужевых повозок и др. При этом они должны иметь соответствующий документ, удостоверяющий их знания. К статье 3. Отныне на каждом транспортном средстве (исключая мопеды и велосипеды) должен быть специальный знак в виде треугольника со стороной не менее 40 см, который водитель обязан при вынужденной остановке на проезжей части улицы (дороги) в любое время суток выставить на достаточном для безопасного маневра расстоянии, чтобы предупредить об опасности других водителей. Требование о применении защитныхПо письму приняты мерыНЕ ЭКЗАМЕН, А СОБЕСЕДОВАНИЕРедакция получила письмо с далекого Сахалина. Читатель В. Колываенко из г. Холмска написал нам о том, что местная ГАИ поместила в газете объявление, в котором предлагает всем автолюбителям и мотоциклистам, имеющим права, сдать экзамен по Правилам движения и получить справки «установленного образца». В ответ на просьбу редакции разъяснить непонятную установку начальник ГАИ УВД Сахалинского облисполкома Г. Кузнецов сообщил, что работникам ГАИ дано указание провести с водителями собеседование, чтобы выявить, как они знают Правила. Если выяснится, что у того или иного водителя знания непрочные, — предлагать руководителям автотранспортных предприятий организовать дополнительные занятия, а владельцам индивидуальных машин — со-ветовать повторить Правила. Старший госавтоинспектор Холмского ОВД неправильно понял задание ГАИ УВД, на что ему указано. Экзамены и выдача справок отменены.ставлен. Старший госавтоннспектор Меркулов строго предупрежден. Случай этот обсуждался на совещании работников ГАИ Сахалинской области.ПОМОГЛА ОБЛАСТНАЯ ГАИ«Купил себе мотоцикл, и начались мои мытарства, — пишет в редакцию А. Кочуков из пос. Мгачи (о. Сахалин).— Не могу получить номерной знак. Все необходимые документы у меня есть, но беда в том. что у районного инспектора ГАИ тов. Меркулова нет времени для приема граждан. На вопрос, как же мне быть, он ответил, что это дело не государственной важности и может ждать год, и может два... И вот мы, т. е. владельцы новых мотоциклов, не знаем, когда же сможем получить номерные знаки. Просим помочь». Пришлось обратиться за помощью в Госавтоинспекциш УВД Сахалинского облисполкома. Начальник областной ГАИ тов. Кузнецов сообщил редакции, что факты при проверке подтвердились и что мотоцикл тов. Кочукова на учет по-ПОМЕЩЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНО«Посоветуйте, как создать у нас в мотосекцин нормальные условия для занятий мотоспортом», — писали в редакцию тт. Кокорин, Руссу и другие из г. Еендеры Молдавской ССР. Спортсмены сообщали, что единственная в городе мотосекция не может наладить работу: здесь не хватает спортивной техники, нет помещения, где бы можно было готовить к соревнованиям и ремонтировать машины. Председатель Молдавского республиканского комитета ДОСААФ Г. Сидорин, которому редакция направила письмо, сообщил, что факты, изложенные спортсменами, подтвердились. Сейчас автомотоклуб г. Бендеры выделил и оборудовал помещение для ремонта и обслуживания спортивной техники. Совместно с авторами письма намечен план тренировок и спортивных мероприятий. Инструктором по автомотоспорту утвержден опытный методист А. Люльченко.22