ГАРАЖ НА ЛЮБОЙ ВКУСНикто не сомневается в том, что гаражи нужны и что с развитием автомобилизации потребность в них будет все острее. Какие строить гаражи? На этот счет мнения могут расходиться. Удобно, если гараж расположен возле самого жилья, отапливается, хорошо оборудован, но в таком случае он будет стоить дороже. Место в многоэтажном кооперативном гараже обойдется дешевле, но расстояние до него для большинства владельцев машин увеличится. В чем выход? Этому и другим вопросам перспектив гаражного строительства посвящено выступление аспиранта Центрального научно-исследовательского и проектного института по гражданскому строительству В. В, ЩЕГЛОВА. Начнем с цифр. Известно, что из 24 часов, составляющих сутки, непосредственно в движении индивидуальный автомобиль находится в среднем не больше... двух часов. Остальное время он где-то стоит. Вместе с тем в Москве, например, лишь 15 процентов таких машин имеют место в благоустроенном гараже, в Ленинграде — 20, в Риге и Таллине — 25. Примерно так же обШ стоят дела в других городах. Отсюда понятен тот интерес, который проявляют к решению гаражной проблемы и автомобилисты и градостроители. Первый шаг в этом направлении сделан: нормы проектирования и застройки населенных мест сегодня исходят уже из 150—180 автомобилей на каждую тысячу жителей, тогда как десять лет назад в расчет брались 10—12 автомобилей. Теперь на очереди вопрос о типе гаражей. Градостроительная практика предлагает гаражи одноэтажные и многоэтажные, боксовые и манежные,' наземные и подземные, встроенные и отдельно стоящие, рамповые, где автомобили поднимаются с этажа на этаж своим ходом, механизированные и другие. Из всего этого многообразия отобрать для массового строительства надо то, что соответствует климатическим и другим условиям в наших городах, позволяет применить типовые детали индустриального изготовления, наиболее экономичные в строительстве и эксплуатации. Важно, чтобы гараIU жи эти были удобны и городу, и автомобилистам. Какого мнения на этот счет придерживаются сами владельцы машин, показала анкета, проведенная в снов < время журналом «За рулем» (1968, № 5). Большинство ее участников проголосовало за одноэтажный отапливаемый гараж боксового типа, расположенный рядом с домом. Что ж, действительно, такой гараж удобен, особенно при частом пользовании автомобилем. Но давайте, как говорят, выслушаем и другую сторону, доводы градостроителей. Прежде всего, сооружение гаража такого типа приводит к самому большому расходу территории — с учетом въезда и выезда при2 мерно 35—45 м на одну машину. Почти такой же показатель у коллективных одноэтажных гаражей возле жилых домов. А городская территория, как известно, ва вес золота. Для экономии места строить гаражи можно под землей, размещая над ними озелененные, спортивные и другие площадки, встраивать в подвалы жилых домов. Но здесь машино-место в полтора-два раза дороже, чем в наземном. Препятствие для массового строительства весьма существенное. Гаражи под зданиями также не могут найти широкого применения. Архитектурно-планировочные параметры жилого дома очень неудобны для размещения в подвале или цокольном этаже автомобилей. Поместится здесь их мало, разъезд будет затруднен, останется много пустых труднодоступных мест. А превращать дом в надстройку над хорошо спланированным гаражом тоже не годится. Конечно, городу выгодно строить коллективные гаражи большой вместимости. Затраты площади в2 таком случае невелики — 10—12 м на автомобиль, а стоимость строительства и эксплуатации — наименьшая. Однако такой гараж удобен лишь для живущих •вблизи. Инженеры, конструкторы и проектировщики-градостроители ищут, естественно, оптимальные варианты. Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству подготовлены указания по размещению гаражей и стоянок автомобилей в городах. «Моспроект», «Ленпроект», ЦНИИЭЛ торговых зданий и другие организации ведут работы по созданию и экспериментальной проверке новых типов гаражей. Например, в Ленинграде строятся и пользуются большой популярностью пятиэтажные гаражи, вмещающие до 300 автомобилей. Думаю, что по мере насыщения города автомобилями этот тип гаража будет устраивать нас все больше. Ведь свыше половины владельцев используют автомобиль, как показало обследование, только для отдыха, в выходные дни ив отпуске. Им гараж под боком не так уж нужен. В общем, выбор типа гаража и места его размещения в плане города обнаруживает немало и подчас неожиданных аспектов. И какого-то одного, лучшего типа гаража для всех случаев жизни быть не может. В разнообразных климатических, планировочных и других условиях наших городов нужны все типы. Например, в районах с теплым климатом, наверняка, получат широкое применение гаражи без стен с частичным вертикальным ограждением, не требующие дорогостоящих систем вентиляции и отопления. В плотно застроенных районах городов, где нет резервов территории, машины автолюбителей могут найти пристанище в подземном пространстве под проезжей частью улиц и площадей или в многоэтажных механизированных гаражах, для строительства которых не надо много места. В районах малоэтажной и усадебной застройки можно будет сооружать блоки гаражейбоксов на 20—50 автомобилей и размещать их на обособленных участках или же строить гаражи прямо на участках владельцев автомобилей. И так ки — не ближе 32 мм относительно центра шара. 2. Начало зоны перехода сферической поверхности в шейку — не менее ср. ЯО о. О юО ш ct лш ООшгX Xш О<го СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВОДЛЯ ПРИЦЕПАВ сентябрьском номере журнала (стр. 14) мы рассказывали об общих технических требованиях к прицепам для легковых автомобилей. Очень важен пункт требования, говорящий о тягово-сцепном устройстве шарового типа (размер и конструкция шара, его расположение). В дополнение к техническим требованиям сообщаем необходимые данные. Внимательно ознакомьтесь с размерами самого шара. При изготовлении необходимо тщательно проследить ва иыполнением следующих условий. 1. Ось шейки (ее диаметр 26—29 мм), проходящая через центр сферы (рис, 1), должна быть перпендикулярна площадке наверху шара. Начало изгиба шей-ЭО аX г. С к4) Ю»52: ю в to4)о ? Sй с г. КД.14