ВКЛЮЧАТЬ БЫСТРО, НО ПЛАВНО«В пути на моем мотоцикле «Ява» п ритроганиис места выключаются все передачи. Из-за этого пришлось добираться домой на грузовике . К акустранитьтакую неисправность?» — с прашивает В. Колотилов из Волгог радской области. Наиболее вероятная причина самовык лючения всех передач — повреждение фиксатора кулисыв механизме переключения передач. Это можно увидеть, если снять левую крышку двигателя (положив мотоцикл на правый бок), валик с сектором ипружинойпускового механизма. Для ремонта фиксатора необходимо разъединить половины картера снятого с мотоцинла двигателя и демонтировать механизм переключения . Чтобы доехать стакой неисправностью до гаража , н ужно , в ключив передачу, у держиватьрычаг ногой вкрайнем полож еним . Если в дороге (на шоссе) нет необходимости пользоваться разными передачами, м ожно , в ключив , н апример , трет ью передачу, привязать рычаг веревк ой или проволокой . П осколькуприкрай ­ н ихположенияхрычагакулачок , установленный на валу переключения , в ыклю ­ чает сцепление, его нужно снять, выбив снизу штифт. Основная причина повреждения фиксатора — резкое переключение передач. Некоторые мотоциклисты делают это ударом ноги , полагая, что таким образом онидостигаютбыстрейшего разгона маш ины . Опытные же водители опережают их, переключая передачи быстро, но плавно. Секрет в том, чтобы правильно скоординировать обороты двигателя, работу сцеплением и момент включения передач.объемом менее 49,8 смв тех случаях, когда это определено решением Совета депутатов трудящихся , д олжны иметь документ , п одтверждающий знание Правил движения . Разъясняем также , что наряду с мопедами илегкими мопедами существует особый класс сверхлегких мотоциклов (к нему относится , например, мотоцикл «Ява-50», т ип 20). Рабочий объем их3 двигателей тоже не превышает 50 см , но эти экипажилишены педалей, а поэтому относятся не к классу мопедов, а к классу мотоциклов , и на право управления ими необходимо иметь удостоверение водителя мотоцикла .аКАК ВОССТАНОВИТЬ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИС таким вопросом обратились к нам владельцы «запорожцев» Ю. Рогов из Рязани, ленинградец С. Петров и многие другие читатели. Р едакция попросила ответить специалистов запорожского автозавода «Коммунар». П риклеитьвдомашнихусловиях новые накладки тормозов вместо износивш ихсяневозможно . Заменить колодки целиком проще , но намного дороже , чем одни накладки . Есть другой выход — соединить накладкис нолодками заклепк ами , способом, к оторыйв наше время начали забывать. Если не удалось купить «фирменные» з апорожские , подойдут и накладки «Москвича», обрезанные по размерам, у казаннымв чертеже.В запчасти поступаютнакладки нес колько большей толщины , чем требуется, с припуском на механическую обр аботку . После приклепки доведите толщ ину накладок до 4—4,5 мм , сняв лиш ­ нее напильником , а затем обязательно надо сделать притиркунаждачным полотном. Если у вашего автомобиля предусмотрена автоматическая регулировка тормозов, то при монтаже колодок сновыми накладками нужно установить поршни рабочих цилиндров в7 мм от их края . Это можно сделать несильными ударами молотка (через деревяннуюпрокладку ) по стерженькампоршней . З аклепки специальной формы делают из латунной проволоки марки Л-62. Рис. 1. Габаритные размеры и расположение отверстий в накладке. Рис. 2. Образец расклепки. Рис. 3. Заклепка для крепления накладок к колодкам.СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ 3,6Читатель С. Степаненков из Ярославля хочет знать, к акую степень сжатия имели двигатели отечественн ых автомобилей довоенного производства. Двигатель первого советского грузови на АМО-Ф-15 отличался очень низкой степенью сжатия — 3,6 единицы . На маши ­ нах ГАЗ-А и ГАЗ-АА она составляла 4,2; у «эмки» ее подняли до 4,6. Самая же высокая (5,2) была утрехтонки ЗИС-5. Столь малая степень сжатия была неи збежной из-за качества применявшегося тогда бензина, октановое число которого лежало в пределах 55—60 единиц .8 отнесу6БПпагшвЕРхн. НМААдкиНУЖНЫ ЛИ ПРАВА НА ВОЖДЕНИЕ МОПЕДА?Г. Ш вейдеризКазанипросит объя снить , в чем разницамежду выпуск аемымив стране .различными мопедами и на управление какимиизних необходимо удостоверение водителя. Такие вопросы редакция получила от многих читателей. Производством мопедов в нашей стране занимаются два предприятия — р иж ­ с кий завод «Саркана Звайгзне» и Львовс кий завод мотовелосипедов. В ыпускае ­ мые ими машины делятся на две группы . Первая — мопеды с двигателями Ш-51 (Ш-52) рабочим объемом 49,8 см 3. К ним относятся «Рига-3», «Рига-4» и львовские МП-043, МП-046 и «Верховина-3». Во вторуюгруппу входят так называемые легкие мопеды, их двигатель Д-5 имеет рабочий объем 45 см3 . Это «Рига-5», МВ-044 и МП-045. Так вот, на управление первыми , то есть мопедами, необходимо представить в ГАИ справку (из любой поликлиники или больницы) о состоянии здоровья, сдать упрощенныеэкзамены по прави ­ лам движенияи вождению, получить удостоверение «водителя мопеда» и, после регистрациимашины , — номерной мотоциклетныйзнак . Этот порядок не распространяется на владельцев легких мопедов. Необходимо, однако, иметь в виду, что они не освобождаются от ответственности в случае нарушения Правил движения. а отсюда следует, что должны самостоятельно или вшколе (на курсах автомотолюбителей) и зучить Правила инеуклонно их выполнять . В статье 17 Правил есть указание , что водители мопедов с двигателем рабочимгмм.паслЕшАиФовкиЗАКЛЕПКА ^ 4 » 7 (ЗББ025) I Р8*<*гРАСКЛЕПАТЬ• iо*•и04*°-<3 .J2JL