.•££&,По выставке « Т4.нтерсигналдортранс-7 О»Технический прогресс иБДДесять дней в Москве на территории стадиона Юных пионеров были открыты двери первой в мире специализированной выставки «Интерсигналдортранс-70», организованной по инициативе МВД СССР и Всесоюзной Торговой Палаты. Свыше 30 фирм из разных стран демонстрировали новейшие технические средства управления движением. Интерес именно к этой стороне автомобилизации не случаен. Рост числа дорожно-транспортных происшествий — прямое следствие обнаружившегося повсеместно противоречия: резкого увеличения мирового автомобильного парка и неизбежного отставания существующей дорожной сети. Для того чтобы устранить противоречия, требуются длительное время и большие капиталовложения. В ближайшие 30—50 лет невозможно изменить планировку городов, имеющих многовековую историю. Следовательно, выход сегодня надо искать в более эффективном, на основе научно-технического прогресса, использовании дорожной сети. Как увеличить пропускную способность транспортных артерий современных городов, не снижая безопасности движения? Специалисты видят решение этой проблемы в отходе от регулирования по так называемой «жесткой» программе, при которой длительность сигналов светофора определена раз и навсегда и не зависит от плотности и интенсивности транспортного потока. Недостатки «жесткого» регулирования особенно зримы, когда перед перекрестком в ожидании разрешающего сигнала выстраивается вереница автомобилей. Томительно течет время, а светофор все еще дает «зеленый» на пересекающую улицу, хотя там уже давно нет ни одной машины. Неоправданный простой можно свести до минимума, если сам автомобиль через датчики (транспортные детекторы), установленные поблизости от светофора, начнет регулировать движение — выберет при помощи электронно-вычислительной машины необходим ую программу, соответствующую ситуации на перекрестке. При таком «гибком» регулировании уже ни одна секунда драгоценного зеленого сигнала не пропадет зря. ЭВМ отдельных перекрестков, в свою очередь, подчиняются приказам вычислительного центра всей магистрали или микрорайона, а последний посылает информацию и получает приказы от вычислительного центра города. Это уже целая телеавтоматическая система регулирования, позволяющая оптимально решать самые разнообразные транспортные задачи. ЭВМ города или района, не вмешиваясь в работу контроллеров на перекрестках, может лишь кор ­ ректировать 'Программы, 'намечая зеленую волну, отводя в необходимых случаях транспортный поток в объезд, запрещая движение по отдельным улицам и т. д. При этом роль человека сводится к контролю за деятельностью машин, наблюдением за движением, то есть к диспетчерской службе. А собираемая машиной в течение дня 'информация об интенсивности движения позволяет человеку совершенствовать программу, заложенную в ее «память». Не случайно поэтому машины и оборудование, предназначенные для телеавтоматического управления движением, явились наиболее представительной и интересной частью выставки. М ы познакомились с системами, разработанными фирмами Англии, ФРГ, Франции, Финляндии и других стран, для телеавтоматического управления движением. Оно осуществлено во многих крупных городах Европы, таких, например, как Лондон, Глазго, Хельсинки, Мюнхен, Дюссельдорф. Интересно отметить то, что фирма «Сименс» (ФРГ) даже демонстрировала свое оборудование в действии: ее электронно-вычислительная машина VSR-16004 регулировала по «гибкому» режиму движение на нескольких перекрестках московских улиц и делала это весьма успешно. Система телеавтоматического управления движением транспорта не сводится, разумеется, к корректировке работы светофоров. Так, фирма «Зигналбау Хубер» продемонстрировала установку для оповещения водителя о наличии свободных мест на городских автостоянках в Аахене (ФРГ). Опыт информации водителей посредством установленФого А. Гордина ных в различных частях города телеуправляемых знаков о наличии свободных мест и расположении ближайшей стоянки заслуживает внимания. Вообще система телеавтоматического управления 'предусматривает самое широкое 'применение телеуправляемых знаков, оимвол .которых автоматкчвоки меняется по 'командам электронно-вычислительного центра или диспетчерского пункта. Ценность таких знаков в том, что они информируют водителя об изменившихся дорожных 1уоловиях 'Или 'временно 'сложившейся транспортной ситуации. Например, о сужении проезжей части, невозможности дальнейшего движения, ограничении скорости и т. д. Телеуправляемый знак может иметь заранее заложенный в него набор символов (фирма «Сименс») или высвечивать их схематически на световом табло (фирма «Плесси», Англия). Созданию телеавтоматической систем ы управления обычно предшествует длительное изучение среды, в которой она будет работать. При этом большое значение имеет комплекс приборов для автоматического подсчета интенсивности и состава транспортного потока, анализа скоростей движения. Подобная информация позволяет разработать целый ряд пригодных для различного времени суток программ светофорного регулирования, закладываемых в дальнейшем в «память» электронно-вычислительной машины. Такого рода приборы были представлены фирмами Англии, Франции, Японии, ФРГ. Приборы работают совместно с индукционными, пневматическими или ультразвуковыми датчиками и обеспечивают непрерывную информацию в виде графиков интенсивности на диске с сеткой времени, печатных лент, перфолент, магнитной записи. Демонстрировались и радарные установки для контроля за скоростью. При этом портативная аппаратура «Трафинакс», представляющая собой комбинацию фотокамеры с радаром, позволяет автоматически получить фотоснимок автомобиля-нарушителя в момент пересе-24