21
22
РАЗДЕЛ IX ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДВИЖЕНИЯA. ДВИЖЕНИЕ ПО АВТОМАГИСТРАЛЯМ Статья 1. На автомагистралях и приравненных к ним дорогах, обозначенных специальными дорожными знаками, запрещается: а) движение пешеходов, велосипедистов, гужевых повозок, животных и всех механических транспортных средств, конструктивная скорость которых менее 40 км/час; б) преднамеренная остановка и стоянка, за исключением специально выделенной полосы или мест, обозначенных дорожными знаками ; в) разворот, движение задним ходом, выезд на разделительную полосу и разрывы в ней; г) движение грузовых автомобилей далее второго ряда. Статья 2. Въезжая на автомагистраль, не имеющую полосы ускорения, водители должны пропустить все движущиеся по автомагистрали транспортные средства, а при наличии полосы ускорения следовать по ней и включаться ш движение по автомагистрали, соблюдая правила маневрирования. B. ДВИЖЕНИЕ ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ Статья 3. На горных и других дорогах с большими уклонами, где встречный разъезд затруднен, движущиеся под уклон должны уступать транспортным средствам, движущимся на подъем, за исключением случаев, когда транспортное средство, движущееся на подъем, само находится ближе к месту, пригодному для разъезда. Если одному из встречных транспортных средств для разъезда надо двигаться задним ходом, то это должны сделать водители более легких транспортных средств, а среди однотипных — движущиеся иод уклон. Статья 4. В темное время суток перед крутыми поворотами с ограниченной видимостью для предупреждения встречных водителей необходимо несколько раз переключить свет фар и воспользоваться звуковым сигналом, если он не запрещен. Статья 5. На горных дорогах запрещается : а) движение с выключенным сцеплением или передачей на крутых спусках; б) буксировка на гибкой сцепке; в) всякая буксировка при гололедице. В. ДВИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В КОЛОННЕ Статья 6. Колонна транспортных средств должна быть обозначена беПубликация пятая. См. «За рулем» 1970. № 10, 11 и 12; 1971, № 1.'ЗНАКОМИМ С ПРОЕКТОМ НОВЫХ ПРАВИЛлыми табличками с надписью «Колонна» и иметь руководителя. Статья 7. Скорость движения колонны в установленных Правилами пределах и дистанцию между транспортными средствами в ней определяет руководитель колонны, исходя из выполняемой задачи и условий движения. Статья 8. При движении вне населенных пунктов колонна должна быть расчленена на группы по 3—5 транспортных средств с дистанцией между группами не менее 70 м. Статья 9. Независимо от ширины проезжей части улицы (дороги) транспортные средства в колонне доллсны двигаться в один ряд: при двухрядном движении в первом ряду, при трехрядном и более — яе далее второго ряда. Статья 10. Водители, двигающиеся в составе колонны, не имеют права обгонять другие транспортные средства колонны. Статья 11. На остановках и стоянках дистанция между транспортными средствами должна обеспечивать любому из них свободный выезд из колонны, а мелсду группами колонны — составлять не менее 35 м. Г. ДВИЖЕНИЕ И СТОЯНКА В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК. ПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ Статья 12. С наступлением темноты, а также в дневное время при проезде тоннеля или при недостаточной видимости (из-за тумана, снегопада, дождя и т. п.) на каждом транспортном средстве должны быть включены внешние световые приборы. На автопоездах, состоящих из тягача и нескольких прицепов, красные огни должны быть обязательно включены на последнем прицепе. Статья 13. На освещенных участках улиц (дорог) разрешается движение только с ближним светом фар или габаритными огнями (подфарниками). На неосвещенных участках улиц и дорог разрешается движение только с дальним или ближним светом фар. Статья 14. Дальний свет должен быть своевременно переключен на ближний во всех случаях, когда он может вызвать ослепление встречного водителя или движущегося впереди попутного транспортного средства, если нет намерения его обогнать. Статья 15. В случае ослепления водитель обязан принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, сохраняя свой ряд движения. Статья 16. При остановке (стоянке) на неосвещенных улицах и дорогах с наступлением темноты, а также при недостаточной видимости в дневное время должны быть включены габаритные или стояночные огни. При неисправности или отсутствии этих приборов транспортное средство должно быть отведено за пределы земляного полотна или обозначено позади специальным знаком, предусмотренным разделом XIII настоящих Правил. Статья 17. Противотуманными фарами можно пользоваться только во время тумана, снегопада, долсдя. Противотуманные фары должны включаться одновременно с ближним светом фар. Статья 18. Фарой-прожектором или фарой-искателем можно пользоваться только вне города и других населенных пунктов, выключая их при появлении встречного транспортного средства. Примечание. В городах и других населенных пунктах этими фарами могут пользоваться только водители автомобилей (мотоциклов), оборудованных специальными звуковыми сигналами («сирена» и др.), если это необходимо для выполнения задания. Д. БУКСИРОВКА Статья 19. Буксировка может осуществляться с помощью гибкой или жесткой сцепки, а также специального приспособления, позволяющего поднять одну из осей буксируемого автомобиля, и путем частичного погружения его в кузов буксирующего автомобиля. на Статья 20. За рулем буксируемого жесткой или гибкой сцепке21 транспортного средства должен находиться водитель, имеющий удостоверение на право управления соответствующим видом транспортных средств. П римечание . На заднем борту буксируемого автомобиля должна быть установлена белая табличка с надписью «Буксир». Статья 21. При буксировке на жесткой сцепке связывающее звено должно не превышать 4 метров. Буксируемое транспортное средство должно иметь исправное рулевое управление, а в темноте и при недостаточной видимости днем — освещение сзади. Статья 22. При буксировке на гибкой сцепке связывающее звено должно иметь длину от 4 до 6ми быть четко обозначено, чтобы предупредить других участников движения. Буксируемое транспортное средство должно иметь исправное рулевое управление, тормоза и звуковой сигнал, а в темноте и при недостаточной видимости днем — освещение спереди и сзади. Скорость движения не должна превышать 20 км/час. Статья 23. При частичной погрузке в кузов или на специальное приспособление передняя или задняя часть буксируемого автомобиля должна быть надежно соединена с тягачом. Проезд в кабине ив кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове тягача запрещен. Статья 24. Запрещается перевозить пассажиров в кузовах буксирующих и буксируемых троллейбусов, автобусов и грузовых автомобилей, а также на мотоциклах (мотороллерах) с коляской. Статья 26. Буксировка запрещается : а) при помощи автопоезда (с любым прицепом или полуприцепом); б) одиночных (без коляски) мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов; в) на гибкой сцепке при гололеде; г) на гибкой и жесткой сцепке более одного транспортного средства; д) если полный вес буксируемого транспортного средства превышает вес буксирующего автомобиля; е) одиночными мотоциклами, мотороллерами. Е. УЧЕБНАЯ ЕЗДА Статья 26. Все автомобили, мотоциклы (мотороллеры) и другие механические транспортные средства, на которых проводится обучение, должны иметь спереди и сзади щитки с надписью «Учебный» (высота букв не менее 80 мм) и дополнительное для обучающего зеркало заднего вида. Учебные автомобили школ, курсов и кружков должны быть, кроме того, оборудованы дополнительными педалями сцепления и тормоза. Статья 27. Первоначальное обучение вождению допускается лишь на специально отведенных площадках. Учебная езда на улицах и дорогах разрешается только в сопровождении обучающего и лшнь послеприобретения обучаемым достаточных навыков управления. Примечание. Перечни улиц и участков дорог, на которых запрещена учебная езда, утверждаются исполкомами местных Советов депутатов трудящихся и публикуются для всеобщего сведения; такие места могут быть обозначены указателями. Статья 28. Инструкторы учебной езды автомобильных школ и курсов должны иметь квалификацию водителя первого или второго класса и свидетельство на право обучения вождению. Обучение вождению в порядке индивидуального ученичества разрешается лицам, имеющим удостоверение на право управления соответствующим транспортным средством. Обучение вождению водителейлюбителей и водителей мотоциклов (мотороллеров) в порядке индивидуального ученичества разрешается опытным водителям (в том числе любителям) со стажем не менее трех лет.В.ДВИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В КОЛОННЕК статье 6. Чтобы другим водителям было легче заметить движущуюся колонну и установить ее начало и конец, автомобили в колонне должны иметь опознавательные таблички (высота букв не менее 80 мм).. К статье 7. В составе колонны водитель не имеет права самостоятельно выбирать скорость и дистанцию. Он обязан двигаться в общем ритме, который еще до выезда определяет руководитель колонны. К статьям 8и 9. В колонне транспортных средств надо делать разрывы. иначе обогнать ее зачастую будет просто невозможно, а это создает серьезные помехи движению. Предупреждению таких помех служит девятая статья. К статье 11. Для беспрепятственного встречного разъезда разрыв между группами машин в колонне надо оставлять и на стоянке.Г. Д ВИЖЕНИЕ ВРЕМЯ И СТОЯНКА В ТЕМНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБОРАМИСУТОК.СВЕТОВЫМИКомментарийПО А. Д ВИЖЕНИЕ АВТОМАГИСТРАЛЯМК статье 1. Эти требования направлены на то, чтобы сделать автомагистрали действительно высокоскоростными. Именно в этих целях решено не допускать на них тихоходный транспорт, а также пешеходов и гужевые повозки. Здесь запрещены и всякие маневры, кроме перестроения в рядах для обгона, поворота или остановки. К статье 2. Полоса ускорения — это уширение магистрали, как бы продолжающее боковую дорогу, которая вливается в нее. Уширение делается для того, чтобы выровнять скорости транспортных средств. Если такая полоса есть, то въезнсают на магистраль в пределах этой полосы. а затем, набрав скорость, перестраиваются в первый ряд.Б. Д ВИЖЕНИЕ ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИК статье 12. Известные уже требования действующих Правил дополнены еще одним — обязанностью зажигать внешние световые приборы при проезде тоннелей. К статье 13. Статья точно определяет условия применения дальнего и ближнего света фар: дальний — только на неосвещенных, ближний — и на неосвещенных, и на освещенных участках дооог. К статье 14. В статье опущена цифровая норма, которую в темноте трудно определить. Просто выключать дальний свет надо всегда, когда он может ослепить встречных водителей, и делать это заблаговременно. Дальний свет мешает и водителю, движущемуся впереди в попутном направлении. Поэтому, если .вы не собираетесь его обгонять, надо перейти на ближний свет. К статье 15. При ослеплении надо сразу же снижать скорость, и. если нужно, — до полной остановки. При этом Правила требуют сохранять свой ряд движения, ибо справа могут находиться пешеходы или препятствия, не видимые водителю. К статье 16. Редакция и смысл этой статьи не изменились, только в ее формулировке наряду с габаритными появились и стояночные огнц. которыми уже оборудованы некоторые модели автомобилей. Д. БУКСИРОВКА К статье, 19. Вначале Правила определяют способы, при помощи которых одно транспортное средство может буксировать другое. К статье 20. Формулировка не оставляет места сомнениям: за рулем буксируемого транспортного средства и при гибкой и при жесткой сцепке должен находиться водитель. Для ориентировки других водителей на заднем борту буксируемого автомобиля должен быть укреплен предупреждающий щиток с надписью «Буксир». К статье 24. При буксировке запрещена перевозка пассажиров не только в троллейбусах, автобусах и оборудованных для этих целей грузовых автомобилях, но и на мотоциклах (мотороллерах) с колясками. К статье 25. Кроме уже известных случаев, запрещена буксировка транспортного средства, если его вес превышает вес буксирующего, а также более одного транспортного средства независимо от способа буксировки.Е. У ЧЕБНАЯ ЕЗДАДороги горного характера, то есть с большими уклонами и крутыми поворотами. могут встретиться водителям не только в горах, но и на равнине, изрезанной, скажем, лощинами, да и во многих других местах. Всюду в этих сходных условиях действуют одни и те же правила, сведенные в данный раздел. К статье 3. На участках дорог, где встречный разъезд затруднен, действует такое правило: первым проезжает движущийся на подъем. Кроме одного случая. Когда уширение дороги, позволяющее разъехаться беспрепятственно, ближе к тому, кто подымается в гору. Тогда он сам долн«ен притормозить или остановиться в этом месте и пропустить встречного. К статье 4. Статья, собственно, возводит в правило те общеизвестные меры предосторожности, которые давно выработала и подсказала водительская практика. К статье 5. По сравнению с действующими Правилами опущено одно требование — запрещение буксировки нескольких транспортных единиц на жесткой сцепке. Не потому, разумеется, что это признано возможным. а потому, что сами правила буксировки. как они сформулированы в Проекте, разрешают на любой сцепке буксировать только одно транспортное средство.К статьям 26 — 28. Те, кто овладевает вождением мотоциклов и мотороллеров, должны твердо знать, что и им учебная езда по улицам и автомобильным дорогам разрешается только в сопровождении обучающего.22