С каждым годом, с каждым месяцем поднимаются все новые заводы-гиганты, жилые многоквартирные дома и кинотеатры, больницы, школы, телестудии, институты. Растут и хорошеют наши города, рождаются новые —. со всем комплексом своего хозяйства. Силуэты ажурных конструкций башенных подъемных кранов стали привычной деталью пейзажа. И на любой строительной площадке, на подъездных путях к ней, на заводах стройдеталей и складах материалов — автомобили. Их профессия — строитель. Представим себе, что мы находимся на строительстве многоквартирного дома. Его основа — фундамент, под который надо вырыть котлован. Тысячи кубометров грунта нужно вынуть и переместить порой на значительные расстояния. Без автомобилей-самосвалов здесь не обойтись. Ч аще всего на стройках можно встретить ЗИЛММЗ-555 и МАЗ-503 грузоподъемностью соответственно 4,5 и7 тонн. Первый — Мытищинского машино-СТРОИТЕЛИстроительного завода на шасси ЗИЛ-130; объем кузова машины как раз рассчитан на наиболее употребительный при рытье котлованов двухкубовый экскаватор. Второй — выпускается Минским автозаводом и рассчитан уже на 5 кубометров. Д ля земляных работ предназначены и самосвалы-думперы. Из машин такого типа у нас в стране широко применяются венгерские машины марки «Дутра». Их кузов вмещает 3—4 кубометра грунта, а радиус поворота благодаря короткой базе составляет всего 5,5 метра. Экскаваторы и бульдозеры, а такж е другие тяжелые землеройные механизмы обычно попадают на стройплощадку не своим ходом на гусеницах, а «на спине» полуприцепов-трайлеров ЧМЗАП-5204 (МАЗ-5204), ЧМЗАП-5203 (МАЗ-5203) или Г-151А грузоподъемностью 19,5—20 тонн. На сверхтяжелых прицепах мощные тягачи КрАЗ-258 доставляют к «месту службы» и главные строительные механизмы — башенные подъемные краны. Д ля их перевозки создан специальный подвижной состав, например,Для доставки на постоянное «место жительства» целых блоков квартир нужны полуприцепы-тяжеловозы.Железобетонные сваи, как и другие длинномерные грузы, доставляют на стройку при помощи полуприцепов-роспусков.