ШОССЕЙНОКОЛЬЦЕВЫЕ МОТОГОНКИ«Королева спорта». Так, видимо, с легкой руки военных (помните: «пехота — королева полей») окрестили легкую атлетику. И не зря. С легкой атлетики, с бега зародился спорт вообще. Ну, а в мотоспорте звание «королевы», безусловно, заслужила шоссейная гонка. Ведь в ней наиболее ярко выражена основная его суть — скорость. С этих гонок зародился мотоспорт вообще. История сохранила первую в мире дату мотоциклетных гонок — 1898 год. Спустя 20 лет ив нашей стране состоялись первые шоссейные соревнования по маршруту Москва — Клин. Правда, шоссейными их можно назвать весьма условно. Уж очень мало походили дороги тех времен на современные асфальтированные автострады. Эти зрелища собирали немало зрителей, но, увы, одни видели только старт, а финиш и успех победителя наблюдали другие — жители города, где заканчивалось соревнование. Поэтому вскоре было решено проводить гонки в двух направлениях с тем, чтобы спортсмены финишировали там же-, где стартовали. ч Упростилась организация, остались довольны зрители, но не очень обрадовались гонщики — встречное движение резко повысило опасность. Вот тогда появился третий вариант — возвращать спортсменов к месту старта по другой дороге. Трасса приобрела очертания замкнутой кривой, а гонки получили название шоссейно-кольцевых. Много лет наряду с кольцевыми соревнованиями проводились и линейные (от пункта до пункта), но впоследствии от них отказались, так как гонки по прямому, как стрела, шоссе гораздо опаснее, чем по дороге с крутыми поворотами. Современный спортивный мотоцикл, способный развивать на обычном шоссе более 200 км/час, на любой неровности (вспучивание, температурные швы, мелкие камни) подпрыгивает и, теряя контакт с дорогой, становится неуправляемым. Иное дело кольцевая трасса. Здесь гонщик постоянно находится в. ожидании поворотов и при подходе к ним обязательно сбрасывает газ. Первые официальные мотоциклетные гонки по замкнутому маршруту были проведены в 1907 году на острове Мэн в Англии. С тех пор эти соревнования устраиваются ежегодно и имеют наименование «ТТ» («Турист Трофи» — приз туриста), т аккак спортсмены сначала выступали на дорожных (туристских) мотоциклах. Шло время, совершенствовалась техника, менялись условия гонок, для которых стали делать специальные гоночные машины, а наименование «ТТ» по традиции сохранилось. Нынешняя система деления на классы в зависимости от объема цилиндров и числа колес действует с 1920 года. Более двух десятков лет проводится первенство мира по шоссейно-кольцевым гонкам в шести классах мотоциклов — 50, 125, 250, 350, 500 см 3и 500 см 3с коляской. Чемпионаты состоят из нескольких этапов на трассах разных стран. Победа присуждается гонщику, набравшему наибольшую сумму очков в определенном количестве соревнований*. Международным спортивным кодексом установлено максимальное количество этапов — 14, из которых 7 лучших идут в зачет. За каждую победу на этапе начисляется 15 очков, за последующие девять мест — соответственно 12, 10, 8, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Возникновение шоссейно-кольцевых гонок в нашей стране связано с известной трассой Пирита — Козе — Клоостриметеа в Таллине. В 1947 году там * Подробный отчет об итогах минувшего первенства мира опубликован в предыдущем номере «За рулем».состоялся первый чемпионат Советского Союза. Большинство спортсменов стартовало на иностранных мотоциклах, так как отечественная мотопромышленность еще только восстанавливалась после войны. Тем не менее в соревнованиях участвовали и наши М-1А, ИЖи, М-75. В числе первых чемпионов СССР были известные спортсмены, продолжающие по сей день активную работу в 3мотоспорте, — И. Озолина (НСУ, 250 см , средняя скорость 81,2 км/час), 3 И. Томсон (НСУ, 500 см , 94,1 км/час), 3 В. Карнеев («Рудж», 750 см , 89,1 км/час) и другие. Чтобы поощрить развитие мотоциклостроения и сделать мотоспорт более доступным, в 1948 году было решено допускать к гонкам машины только отечественного производства. Опасения, что это снизит спортивный интерес соревнований, не оправдались. Уже в следующем сезоне скорости, достигнутые на советских мотоциклах во всех классах, превзошли те, что были показаны на первом чемпионате страны. Сначала Ю. Степанов на машине М-75 3 (750 см ) довел рекорд до 97,3 км/час, затем В. Пылаев перешагнул 100-километровый рубеж на мотоцикле того же класса. В 1953 году заслуженный мастер спорта Е. Грингаут показал на 350кубовом мотоцикле 105,23 км/час. Сейчас скорости на трассе «Пирита», правда, несколько отличающейся по конфигурации от тогдашней, превышают 130 км/час. Следующими мерами в развитии массовости и уравнении условий для спортсменов были запреты на применение двигателей с компрессором и спиртовых смесей. Однако и это не остановило роста скоростей. Введенные ограничения компенсировались высоким мастерством спортсменов и умением форсировать двигатели. Менялась и программа всесоюзных соревнований. Чтобы сократить элемент случайности, победителей стали определять не по итогам одной гонки, а сначала по результатам двух, затем трех ис 1969 года четырех этапов, которые проводятся на разных трассах. Самые известные из них можно условно разделить на три типа — скоростные, нескоростные и смешанные. Скоростные трассы, например, «Вана-Выйду» в городе Вильянди, имеют длинные прямые участки и небольшое число поворотов. Здесь недостатки мастерства гонщика покрываются мощностью двигателя. К нескоростным трассам относится, в частности, р ижская , удачно названная «Кольцо мастерства». Вся она, если не считать стартовой прямой, состоит из правых и левых поворотов разных, преимущественно малых радиусов. Здесь от мотоцикла, кроме отличной динамики, требуется усиленная тормозная система, а от гонщика виртуозное мастерство. И, наконец, смешанные трассы, типичной представительницей которых является таллинская. Есть на ней и длинная прямаяи повороты с большими и малыми радиусами, словом, тут в полной мере проявляется как мастерство спортсмена, так и качество мотоцикла. С этой трассой связаны имена всех прославленных советских «кольцевиков», и прежде всего заслуженного мастера спорта Н. Севостьянова, который не только десять раз выигрывал всесо-26