Р ис . 2. Установка синхронизирующих колец: а — зазор между торцом кольца и зубчатым венцом шестерни; б — площадка на вершине нитки резьбы. нейтральном положении переключающего рычага, при работе под нагрузкой или при переключениях — серьезные сигналы неисправности. Не успокаивайтесь, пока не обнаружите причину шумов. Они могут появиться как следствие износа или поломки шестерен или синхронизаторов, износа шейки под иглы подшипника вторичного вала, увеличенного осевого люфта в блоке шестерен промежуточного вала. Вышедшие из строя детали необходимо заменить. Неприятна, хоть и не представляет непосредственной опасности, течь масла через сальники боковой крышки и удлинителя. Разобравшись в причинах и установив «виновников», замените сальник и «чистик» (грязезащитную шайбу) крышки, изношенный вал переключателя и втулку крышки, сальники удлинителя или его сталебаббитовые втулки. Кстати, повышенный износ этих втулок может быть причиной ненормальной вибрации карданного вала. А дисбаланс карданного вала, со своей стороны, может быть причиной преждевременного износа втулок. Теперь несколько практических советов, которые могут оказаться полезными и специалистам. При перестановках или переборке коробки проследите, чтобы отверстие, соединяющее внутренние полости картеров коробки и сцепления, было чисто. Перед установкой коробки продуйте его сжатым воздухом и, если нужно, прочистите мягкой медной проволокой. Чтобы обеспечить минимальные торцовые зазоры блока шестерен промежуточного вала и стальной упорной задней шайбы, три детали—блок, шайбу и картер — на заводе селективно подбирают по размерам и окрашивают, в зависимости от группы, в три цвета. При сборке после замены какой-либо из этих деталей нужно проследить, чтобы все три имели маркировку либо одного и того же цвета, либо трех разных цветов. Муфты и ступицы подобраны' также селективно, с целью обеспечить оптимальный диаметральный зазор 0,0150,045 мм и предотвратить самовыключение передач. При этом пары маркируют краской одного цвета, и разрознивать их при переборке нельзя. В случае необходимости придется заменять обе детали вместе.Между торцами «а» гайки 6 (рис. 1) вторичного вала и «б» ступицы должна при правильной сборке оставаться ступенька, величина которой может достигать 0,7 мм. На торец «б» ступицы следует поставить пружинную шайбу 1. После затяжки концевой гайки 6 шайба 1 деформируется и передаст тарированную часть усилия (равную усилию деформации) д ля стягивания смонтированных на валу деталей в упор на торец «г», а другую, более значительную, — в упор на торец «а».В результате детали будут достаточно затянуты, а вал гарантирован от прогиба при сборке. Между пружинной шайбой 1и гайкой 6 должна етоять шайба 5, контрящая гайку. Гайку 6 затягивают динамометрическим ключом до момента 9—10 кгм, полностью отпускают и вновь затягивают до момента 4—5 кгм. При первой затяжке нитки резьбы несколько обминаются, и в дальнейшем затяжка не ослабляется. Не забудьте также проверить плавность и легкость вращения всех шестерен на собранном вторичном валу. При этом осевой зазор между шестернями должен быть в пределах 0,16—0,26 мм. И наконец, о подборе блокирующих колец синхронизаторов к шестерням. Обратите внимание на то, чтобы кольцо плотно, без покачивания садилось на конус шестерни. Зазор «а» (рис. 2) между торцом кольца и зубчатым венцом шестерни для новых деталей должен быть 1,15—1,73 мм. Если конусы не имеют глубоких рисок, а указанный выше зазор не меньше 0,5 мм, синхронизатор может еще некоторое время работать. Но советую, если уж вы по каким-либо причинам перебираете коробку, поставить синхронизаторы, более близкие к номиналу. Качество синхронизации зависит также от состояния резьбы на конусе блокирующего кольца. У нового ширина площадки «б» на вершине нитки резьбы равна 0,08—0,15 мм. Кольцо перестает работать, когда ширина этой площадки становится больше 0,3 мм. Кстати, это отличный критерий для отбраковки. Шаг резьбы — 0,6 мм, следовательно, не годятся те кольца, у которых ширина площадки равна ширине впадины.АВТОЛЮБИТЕЛЯМ О ЛОДОЧНЫХ МОТОРАХБлизится весна, и многие автолюбители уже подумывают о том, как они отправятся в отпуск, на рыбалку или просто воскресную прогулку с лодкой на прицепе. А где лодка, там не обойтись и без подвесного мотора. Ржевский моторный завод информировал редакцию, что с1 января 1971 года приступил к выпуску модернизированного подвесного лодочного мотора «Москва». Он компактен и удобен для перевозки в багажнике автомобиля. Усовершенствованный двигатель развивает мощность 12,5 л. с. при том же весе, что и прежняя модель мощностью 10,5 л. с. Розничная цена мотора — 200 рублей.По следам нашихвыступленийАвтохозяйства укрупняютсяВ прошедшей пятилетке автомобильный транспорт страны выполнил огромную работу: на его долю пришлось почти 80 процентов перевозок грузов (в тоннах) всеми видами транспорта. Однако новые задачи предъявляют новые требования. Должны улучшиться основные эксплуатационно-технические показатели — выпуск машин на линию, использование пробега, время в наряде и др. Короче, решающее значение приобретает интенсификация использования автомобильного парка на основе научно-технического прогресса. Все более серьезным тормозом на этом пути являются карликовые автохозяйства. Централизация перевозок и интенсификация использования автомобилей им не по плечу, техническое обслуживание здесь самое примитивное, а запчастей тратится много больше. И все же укрупнение автопредприятий идет не такими темпами, какие подсказывает экономическая целесообразность. Этой теме был посвящен фельетон «Кустари с мотором», опубликованный в № 8 журнала «За рулем» в прошлом году. В нем шла речь о множестве карликовых, «однолошадных» автохозяйств в Баку и безуспешности попыток их укрупнения. Фельетон «соответствует действительности и объективно отражает положение, сложившееся с использованием автотранспорта», — сообщил редакции заместитель председателя Бакинского горисполкома В. Майоров. Приняты меры, в результате которых укрупнены многие подведомственные горисполкому автохозяйства. Начато строительство и проектирование автобаз на 100 — 200 машин, что позволит окончательно избавиться от карликовых автохозяйств. Специальным решением Совет Министров Азербайджанской ССР утвердил ряд мероприятий по улучшению эффективности использования автотранспорта и укрупнению мелких автохозяйств в республике.19