ЧМЗАП-5530 (расшифровка: Челябинский машиностроительный завод автотракторных прицепов) типа 6-ПТ-120, на который можно погрузить сразу агрегат или конструкцию до 120 тонн весом. Когда земляные работы нулевого цикла закончены, самосвалы-грунтовозы уступают место автомобилям, подвозящим к стройке элементы фундамента. Трубы коммуникаций, бетонные сваи и стальные балки доставляют на роспусках: специальных одноосных или двухосных прицепах для длинномерных и сравнительно «тонких» грузов. Наиболее употребительны модели 1-Р-З, 1-ОТ-5, 2-Р-8Аи 2-ЛТ-15. Здесь первая цифра наименования обозначает количество осей, а последняя грузоподъемность. Производят полуприцепы-роспуски Ишимский, Биробиджанский и Верхне-Талдинский заводы. Основа всякого современного строительства — бетон. Он является тем «хлебом», который строители употребляют почти с каждым своим «блюдом». Бетон — это цемент, песок и щебень, смешанные с водой в определенных пропорциях. Готовят его в специальных устройствах — растворных узлах, бетономешалках — непосредственно на стройках. А привозят все компоненты к узлам опять-таки на автомобилях. Вот, к примеру, цементовозы. Их задача : погрузить сухой цемент на базе или заводе, перевезти этот гигроскопичный текучий порошок к месту стройки и выгрузить его, подняв иногда на значительную высоту, в бетономешалку. Наиболее распространены полуприцепы-цементовозы С-853 и С-570. Первый, грузоподъемностью 8 тонн, сделан применительно к тягачу ЗИЛ-130В. Это сварная цистерна с 400-миллиметровым люком наверху, через который загружается сухой цемент. Для выгрузки служит специальный шланг, через который цемент проходит под действием сжатого воздуха, подаваемого в цистерну компрессором. Давление достигает 2 кг/см 2 , что позволяет при необходимости «перекачивать» цемент на расстояние до 50 метров по горизонтали или до 25 метров по вертикали. Приводится разгрузочный компрессор от двигателя тягача, но предусмотрена и возможность подключить посторонний компрессор. Делает такие полуприцепы Прилукский завод. 12 тонн вмещает полуприцеп С-570 Павшинского завода цементного машиностроения. Для него уже нужен МАЗ-504. От своего меньшего товарища С-570 отличается лишь размерами, грузоподъемностью да тем, что загрузка идет не через один, а через два люка. При разгрузке компрессор может подать цемент на высоту до 21 метра. Песок и гравий — два остальных компонента бетона — привозят на самосвалах, о которых мы уже говорили. Это гарантирует удобную погрузку материалов, быструю доставку даже на большие расстояния и быструю механизированную выгрузку. Специализированный груз требуетспециализированного кузова — в этом обычно и состоит приспособленность автомобиля к тем или иным «профессиям». Но иногда целесообразнее приспосабливать не сам кузов, а более «мелкую» тару. Так, для перевозки кирпича самым удобным оказались особые поддоны. Вы видите их на фотографии, открывающей статью. Кирпич на них укладывают «елочкой», так что под его собственным весом пакет сохраняет свою форму на всем протяжении перемещения от выставочной площадки завода до рабочего места каменщика. Поддоны позволили механизировать погрузку и выгрузку, резко сократился бой кирпича, упростилось его хранение на строительных площадках. Но сегодня темпы строительства, его индустриализация заставляют все чаще обращаться к готовым панелям, целым стенам, плитам перекрытий, элементам фасада, которые формуют из бетона на заводах и уже в законченном виде монтируют на стройке. Для перевозки таких панелей понадобились специальные транспортные средства — панелевозы. Однако каждая из них требует своей тары. Заводы, ведущие массовый выпуск грузовиков и прицепов, не в состоянии удовлетворить нужды строителей в специализированном подвижном составе. Производство широкого ассортимента полуприцепов-панелевозов — задача небольших специализированных предприятий, которые, не будучи связаны масштабами производства, легко могут перестроиться в соответствии с запросами строительных организаций. Рассказать о всех панелевозах здесь невозможно. Их десятки видов. Один из наиболее распространенных — НАМИ-790. 16 тонн стандартных панелей доставляют на нем тягачом МАЗ к месту, где через короткое время поднимется многоэтажный дом. Меняется технология строительства — меняется типаж специализированного подвижного состава. Давно уже вышла из стадии эксперимента сборка домов из готовых секций — узлов, полностью сделанных на заводе. Строители-монтажники лишь устанавливают комнаты на места, закрепляют на каркасе, подсоединяют к электрическим и бытовым коммуникациям. А попадают на место сборки такие «кубики», конечно, на автомобиле, на одном из большегрузных прицепов, о которых мы уже упоминали. Как знать, может быть, в недалеком будущем мы увидим целые этажи домов, передвигающиеся на прицепах за мощными тягачами к месту «постоянной прописки». Автомобили, специализированные для строительных нужд, это, собственно, тема большой книги. Объем журнальной статьи не позволяет рассказать подробно о машинах, приспособленных для доставки шифера, оконного стекла, газовых плит, и многих других. Главное, что мы хотим подчеркнуть: автомобиль в строительстве занял такое же прочное место, как в любой другой отрасли народного хозяйства. А. БРОДСКИЙОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДИТруженики автомобильного транспорта общего пользования досрочно выполнили задания пятил етки по всем видам перевозок. Сверх плана перевезено свыше 370 миллионов тонн народнохозяйственных грузов и выполнено 7600 миллионов тонно-километров. Дополнительно перевезено в автобусах 1,2 миллиарда пассажиров. За последние четыре с половиной года сеть шоссейных дорог с твердым покрытием увеличилась на 60 тысяч километров. • РСФСР. Автотранспортные предприятия Министерства автомобильного транспорта ежегодно доставляли для сельского хозяйства до 200 миллионов тонн грузов. В период уборки урожая почти каж ­ дый сезон на перевозках было занято 100 — 2 00 тысяч автомобилей. К концу восьмой пятилетки свыше 1500 административных районов, 16 тысяч колхозов и совхозов РСФСР связаны регулярным автомобильным сообщением с городами и областными центрами. в Украина. За последние четыре года автотранспортники республик и перевезли 2548 миллионов тонн грузов (103.7 процента к плану), 15 166 миллионов пассажиров (100,6 процента); грузооборот составил 35 960 миллионов тоннокилометров (103,6 процента), пассажирооборот — 1 34103 миллиона пассажиро-нилометров (101,3 процента). • Белоруссия. С 1965 по 1969 год автомобильные перевозки грузов возросли со 130,6 до 199,5 миллиона тонн — более чем на 56 процентов. Всего за этот период предприятия Министерства автомобильного транспорта доставили 670 миллионов тонн грузов. Автомобильный пари общего пользования за один день перевозит 650 тысяч тонн грузов и 2,5 миллиона пассажиров. • Узбекистан. Шофер Ташкентской автобазы № 87 Д . Рискулов завершил пятилетку к7 ноября 1969 года. Он перевез более 70 тысяч тонн грузов, сэкономил 1654 л бензина. • Казахстан. Почетное звание коллектива коммунистического труда присвоено 23 предприятиям автотранспорта, 1368 бригадам; 41 594 передовика производства носят высокое звание ударника коммунистического труда. Кустанайс кий производственный автотрест N» 1 награжден Ленинской почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совет а Министров СССР и ВЦСПС. • Грузия. Значительно усовершенствованы средства управления автотранспортом. Применяются математические методы оперативного планирования перевозок. В Тбилиси действует центральная диспетчерская служба. "В 1969 году создан трест Грузтрансэкспедиция. В городах Тбилиси, К утаиси , Гори, Рустави, Хаш уриидругих действуют грузовые автостанции и контрольнодиспетчерские пункты , оснащенные современными средствами связи. 9 Киргизия. 240 работников автохозяйств и авторемонтных предприятий награждены орденами и медалями Советского Союза, а шоферу Пржевальской грузовой автобазы Касыму Кадырову присвоено звание Героя Социалистического Труда.17