ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫЕ АВТОМОБИЛИ«Я помню, во время войны были автомобили. где вместо бензина использ овались дрова. А мои товарищи , водители помоложе, не верят. Прав ли я?» — с прашивает Г. Снисаренко из Днепропетровска. В Советском Союзе опытные конструкции автомобилей, о которых Вы говорите, появились в 1923 — 1 928 гг., а в 1936 году начался их серийный выпуск. На этих машинах устанавливались специальные устройства — газогенераторы, в которых происходила газификация твердого топлива, то есть выделение из него горючего газа, пригодного для ряда двигателей внутреннего сгорания. В качестве топлива использовалась древесная чурка. В принципе же можно было создать установну для газогенерации любого твердого топлива: древесного и бурого угля, к оксаи т. п. Разработка таких установок в свое время проводилась. Газогенераторные автомобили предназначались в основном для районов, куда доставка жидкого топлива была экономически неоправданна или невозможна. До 1941 года выпускались газогенераторные автомобили ГАЗ-42 на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-21 на шасси ЗИС-5. Особенно широко они применялись в северных районах страны в годы Великой Отечественной войны. В это время Уральский автозавод освоил усовершенствованную модель ЗИС-21 А, а в 1952 году перешел на производство новой машины — «УралЗИС-352», которую выпускал до 1958 года. Впоследствии надобность томобилях отпала. в таких авс увеличением скорости движения становится все выше, причина, скорее всего, в неправильной сборке и невыдерж анных монтажных размерах. Особенно часто такой дефект появляется после недостаточно квалифицированного ремонта заднего моста. С крежети стук, возникающие при торможении двигателем, — признак разрушения подшипников вала ведущей шестерни или большого осевого люфта в этом узле. Непрерывный шум на всех реж имах движения — сигнал о том, что вышли из строя подшипники дифференциала или появился большой боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи. Причиной резкого металлического стука, слышимого в момент, когда включается сцепление у движущегося накатом автомобиля, чаще всего служит увеличение бокового зазора в зацеплении шестерен дифференциала. Подробно о симптомах неисправностей заднего моста и их устранении вы можете узнать из книги «Ремонт автомобиля «Москвич-408» группы авторов под редакцией главного конструктора АЗЛК А. Ф. Андронова (Издательство «Транспорт», 1966).рить его, н ужно повернуть маховик по часовой стрелне до начала размыкания контактов прерывателя (этот момент определяется также , н ак при установке зажигания). Если при этом расстояние от магнита до сердечника натушкн питания зажигания будет в пределах от 6 до 11 мм ( к ак показано на рисунке) — абрис в норме. Если же этот угол требуется увеличить — достаточно подрезать набегающ ую грань текстолитовой подушки рыч ажка прерывателя, чтобы контакты размыкались при большем удалении магнита от сердечника катушни . В заключение проверяют опережение зажигания , работу двигателя и, если все в норме, подключают батарею. Вместо диода КД-202Л можно использовать другие с обратным напряжением не менее 400 ви током не менее 1а или менее мощные, например, Д226 (три штуки ) , соединив их параллельно.КАК УСТРАНИТЬ ТЕЧЬ«На моем мотоцикле М-105 вытекает масло из амортизатора задней подвески. Подтяжка гайки ничего не дает. Что делать?» — с прашивает В. Чешуйкин из Черниговской области. Отвечают работники Минского мотовелозавода. Сначала разберите амортизатор и замерьте длину резьбы, нарезанной в его корпусе 18 (см. рис. 25 в «Инструкции по уходу и эксплуатации»). Нормальная длина — 11 мм. Если от верхнего края корпуса до конца резьбы 12 — 14 мм, надо подрезать нижний торец цилиндра соответственно на 1 — 3 мм или заменить корпус. Затем укоротите пружину 11 до 2,5 витка и замените уплотнительное кольцо 10 аналогичным кольцом от амортизатора мотоцикла «Восход». Такое кольцо можно вырезать также из маслобензостойкой резины толщиной 3 — 3 , 5 мм. После сборки амортизатора с переделанными деталями масло вытекать не будет.Д ИОД ВМЕСТО СЕЛЕНОВОГО ВЫПРЯМИТЕЛЯ«На мотороллере В-150М последних выпусков вместо селенового выпрямителя применен диод. Как использов ать такой диод на старых машинах?» — этот вопрос задают Л. Байков из Москвы, Н. Солончук из г. Бердичева и другие. Схема включения диода на мотороллерах В-150М, выпущенных после 1967 года, была опубликована вжурнале «За рулем» (1969, № 4 ) . Для переделки выпрямителя нужно выполнить следующее. Определить при помощи компаса полярность магнитов в маховике магдины. Если к полюсному башмаку , располож енному против паза ступицы (кулачка), будет притягиваться «северный» конец стрелки, значит, схема включения диода совладает с принятой ныне на В-150М. Если полярность этого магнита окажется обратной (раньше она не регламентировалась), диод и батарею нужно подключать другими полюсами («плюс» батареи — черный провод — к массе, центральный вывод диода — к «минусу» батареи, вывод с гайкой диода — к клемме «М» центрального переключателя или к клемме катушкизажиганияс подсоединенным красным проводом).О ПОДВЕСКЕ «ЗАПОРОЖЦА»Группа читателейиз Днепропетровс каобратиласьвредакциюс вопросом, почему передняя подвеска машин ы ЗАЗ-966 жестче, чем у ЗАЗ-965А. Чем обусловлен такой выбор. Отвечают работники конструкторско-экспериментального отдела завода «Коммунар» и нженеры Б. Бутенко И Г. Степанов. Для автомобиля ЗАЗ-966 жесткость подвески выбирали исходя из того, чтобы он был более устойчив и комфортабелен на дорогах с разным покрытием (асфальт, г рунти др.). Жестность передней и задней подвесок у него соответственно 33 и40 кг/см. При той схеме подвески, ноторая была принята для новой модели «Запорожца», а такжес учетом распределения веса по осям и размещения агрегатов в автомобиле, избранные величины жесткости, к ак показали испытания, являются наиболее универсальными. При других показателях трудно было получить наивыгоднейшее сочетание хорошей уп ­ равляемости и комфортабельности при движении по дорогам с различным покрытием.НОВЫЕ АДРЕСА МАСТЕРСКИХВладельцы мотоциклов «Ява» и «Паннония» В. Кочубей из Харькова. С. Лепешин из Ленинграда. К. Смирницкий из Днепропетровска и многие другие просят сообщить новые адреса мастерских, у казанныхв инструкции по ремонту этих машин. В связи с реорганизацией сети технического обслуживания автомобилей и мотоциклов гарантийный и послегарантийный ремонт мотоцинлов «Ява» и «Паннония» производят в настоящее время следующие мастерские: Волгоград, Аллея Героев, 4; Ворошиловград. ул. Аккумуляторная, 1; Винница, ул. 600-летия Винницы; Вильнюс, ул. Геросиос Вильтес, 7; Днепропетровск, пр. Калинина, 104; Запорожье, ул. 9-го Мая. 14; Киев, Павловская ул., 28; Кишинев, Дубоссарская ул., 110; Краснодар, Кузнечная ул.. 2 1 ; Кривой Рог, ул. Тесенская, 16; Ленинград. 1-я Стародеревенская, 5; Львов, ул. Ленина. 27; Москва, Наримановская ул., 4; Макеевка (Донецная область). Карбидная, 46; Минск, Слуцкое шоссе, 12; Одесса, Промышленная ул.. 20; Рига, ул. Вагону, 35; Ростов-на-Дону, Доломановский пер., 183; Саратов, Астрах анский пер., 28; Симферополь, ул. Ж и ­ галиной, 18а; Таллин, ул. Койдула. 3 4 , Харьковская область, пос. Карачевка, Ж ихарская ул., 68. В дальнейшем эти адреса будут указаны в прилагаемом к каждому мотоциклу «Руководстве по эксплуатации».ЧТО С ЗАДНИМ МОСТОМ?«После 80 тысяч километров пробега на моем «Москвиче-408» стал прос лушиваться на ходу какой-то стук, и сходящийиз заднего моста. Что бы это могло быть?» — задает вопрос автолюбитель В. Иванченко из Киева. О возможныхнеисправностях заднего моста «Москвича» и о способах их определения спрашивают нас также М. Семенов из Челябинска и А. Григорьев из Москвы. Характерные признаки неисправностей заднего моста — повышенный шум , стук и течь масла. Прежде всего следует точно установить откуда слышен «незаконный» звун. Если это постоянный грохот со стороны тормозного барабана, значит, разрушился подшипник полуоси. Периодичес кий стун при кренах или заносах — появился осевой люфт в гнезде картера заднего моста или ослабла запорная втулка полуоси. Если в редукторе слышен шум , тон ноторого под нагрузкойОпределение абриса: 1 — к атушка пит аниязажигания ; 2 — полюсный магнит, р асположенный против паза кулачка.Далее, е ще не подсоединяя батарею, надо проверить правильность сборки схемы и работу двигателя. При средних и больших его оборотах лампы стояночного света или указатели поворота должны гореть в полнакала. В тех случаях, когда двигатель останавливается или не развивает больших оборотов, увеличивают абрис (см. «За рулем», 1968, № 5) магдины. Чтобы прове