мирапоавтомобильнымгонкамперспективным, и, возможно, в будущем оно получит более широкое распространение. Следует заметить, что форму автомобиля оценивают теперь не столько по лобовому сопротивлению, сколько по ее способности использовать встречный поток воздуха для улучшения сцепления колес с дорогой. Отсюда достаточно четко выраженный клиновидный профиль кузовов всех современных гоночных автомобилей. Этой же цели служат известные ныне всем крылья. После того какФИА ограничила их размеры, продолжалось усовершенствование крыльев с сохранением разрешенных габаритов. Сейчас над ведущей осью уже устанавливают одно над другим по два или три крыла с небольшими просветами по высоте. Н ижнее ограничивает зону интенсивного вихреобразования над двигателем, что создает благоприятные условия для работы верхнего крыла в сравнительно спокойном потоке воздуха. Даж ев пределах установленных ФИА габаритов правильно сконструированное крыло может создать при скорости 290 км/час дополнительное усилие, «приж имающее » м ашинук дороге, до 180 иг. Увеличению нагрузки колес способствует и плоская форма переднего обтекателя. А у автомобиля «Марч-701», в дополнение к крыльям и форме носа, боковым выступам кузова, в которых размещаются эластичные баки, в профиле придана форма перевернутого крыла. Найдет ли такаяконструкция подражателей, понажет будущее.Победитель чемпионата 1970 года «Лотос-72» (мощность — 440 л. с , собственный вес — 530 нг, база — 2540 мм).«Марч-701» (440 л. с , 540 нг, 2363 мм).ИЗМЕНЕННЫЙ ОБЛИКПовышение эффективности крыльев и применение шин очень широкого профиля обеспечили необходимое сцепление колес с дорогой, и ширина протектора шин , по-видимому, не будет уже увеличиваться. К этому следует добавить, что применение привода на четыре нолеса, которое еще недавно выглядело радикальным средством решения той же проблемы, не оправдало возлагавшихся на него надежд. Предпринятые в прошлом году многочисленные опыты с «полноприводными» моделями в целом не дали положительных результатов и были прекращены , т аккак преимущества такой трансмиссии не компенсировали ее недостатков (сложность, дороговизна, большой вес, непривычные хар актеристики управляемости автомобиля). Конструктивные меры по улучшению сцепления колес с дорогой даже без привода на все колеса позволили за последние годы увеличить скорость на поворотах приблизительно на 40 процентов. Современный гоночный автомобиль формулы 1 обладает очень высокими динамическими качествами. Поснольку он предназначен для движения с переменным режимом по сложным дорогам, его главными достоинствами являются высокая приемистость, эффективность тормож енияи способность развивать большую скорость на поворотах. При мощности двигателя около 450 л. с. он разгоняется с места до 100 км/час за 3,3 секунды, а в процессе торможения работает с замедлениями до 12 м/сек-. Менее показателен прогресс, касающийся максимальных скоростей. Ввиду того что требования гоночной формулы предписывают открытое расположение колес, а меры по улучшению сцепления колес с дорогой ведут к увеличению лобовой площади иснижению обтекаемости машины, возможности увеличения максимальной скорости довольно ограниченны. Но как бы то ни было, этот показатель для автомобилей формулы 1 все же превышает 300 км/час. Погоня за наивысшими результатами«Матра-СИМКА-МС 120» (450 л. с , 545 кг, 2500 мм).«Феррари-312Б» (466 л. с , 534 кг , 2385 мм).требует постоянного улучшения динамических показателей гоночных машин , а это влечет за собой рост аварийности. Самая серьезная проблема сегодня — проблема безопасности. То, что уже сделано в этом направлении конструкторами и организаторами соревнований — установка наружных выключателей системы электрооборудования; автоматически действующих огнетушителей; инерционных выключателей, срабатывающ их при ударах; предохранительных дуг и ремней; применение эластичных топливных баков — все это не гарантирует от аварий и несчастных случаев. Гоночный автомобиль остается довольно уязвимым при ударах ив пожарном отношении. При низком минимуме веса, допускаемом формулой (530 кг ) , запас прочности кузовов и других деталей невелик. Мало сделать баки эластичными, нужно защитить их от разрывов при ударах, чтобы избежать мгновенного возникновения большого пожара. Для защиты гонщикав устройстве кузова должны быть предусмотрены сминающиеся части, которые поглощали бы энергию удара при столкновениях. Существует даж е образец гоночного автомобиля «Сигма» с комплексом устройств, повышающих безопасность. Но пока это единственный образец, и только. В. БЕКМАН, инженер, судья Всесоюзной категорииТринадцать трассПервенство мира по кольцевым автогонкам в 1970 году состоялось в двадцать первый раз. В тринадцати _его этапахприняло участие 34 гонщика-профессионала, среди которых стартовало пять экс-чемпионов мира (Д. Брэбхэм, Д. Сертисс. Д. Стюарт. Г. Хилл, Д. Хьюм). Они выступали на машинахформулы1 одиннадцати разных марок: «Белласи», БРМ, «Брэбхэм». «Де Томасо», «Лотос». «Мак-Ларен», «Марч», «Матра», «Тайрелл». ТС и «Феррари». Самыми молодыми были бразилец Э. Фиттипальди (23 года) и бельгиец Ж. Икс (25 лет), а старейшинами среди ветеранов — авс тралиец Д. Брэбхэм (44 года) и англичанин Г. Хилл (42 года). Соревнования проводились на кольцевых трассах, весьма разнообразных по длине круга, сложности и характеру. Из них четыре («Спа» — Бельгия. «Монца» — Италия, «Цельтвег» — Австрия и «Уоткннс Глен» — США) относятся к группе скоростных, где автомобили раз-31