МОТОБОЛВсе в этой игре необычно, смотришь — и будто присутствуешь одновременно на футбольном матче и мото" гонках. Необычны правила, экипировка игроков, судейство. Мотобол дока еще молод. Официальной датой его рождения считается у нас год 1963-й. В действительности же футбол на мотоциклах гораздо старше. Своим первым появлением он, к аки мотогонки по ледяной дорожке, обязан Московскому стадиону «Динамо». Именно на этой старейшей спортивной арене столицы в один из зимних дней 1937 года состоялся первый показательный мотобольный матч, проведенный студентами Московского института физической культуры. Та памятная встреча, конечно, мало походила на современные игры : ее участники не знали правил, да и обычный футбольный мяч гоняли они по скользкому ледяному полю. Вероятно, поэтому матч не произвел большого впечатления, и мотобол был отнесен к разряду цирковых номеров. Тем не менее новая игра упорно продолжала жить. В различное время на стадионах Москвы, Киева > и некоторых других городов зрителям показывали мотобольные .встречи, (входившие, к ак правило, в программу спортивных праздников. Теперь, оглядываясь назад, с особой благодарностью вспоминаешь пионеров мотобола. Они сохранили его до тех дней, когда он получил «права гражданства». Второе рождение мотобола относится к началу 60-х годов, когда военно-технические виды спорта обрели хорошую материальную базу, стали доступными для широких масс молодежи. Мотобольные команды появились в Москве, Ленинграде, Алма-Ате, Ставрополе, Элисте, Черкесске и других городах. Футбол на мотоциклах настоятельно требовал официального признания, своего спортивного календаря. В 1963 году редакция журнала «За рулем» организовала первый Всесоюзный мотобольный турнир, учредив в качестве главного спортивного трофея свой «убок. Соревяошания проводились по олимпийской системе и привлекли 12 команд. В финальном матче на московском стадионе «Строитель» встретились мотоболисты городов Кропоткина и Алма-Аты. Победу одержали спортсмены столицы Казахстана. С тех лор эти соревнования на приз журнала стали традиционными и теперь проводятся уже в ранге Кубка СССР. В 1965 году состоялся первый чемпионат Советского Союза, который выиграла команда «Комета» из города Элисты. Золотые медали чемпионов страны были вручены В. Кондратенко, В. Лякушеву, С. Жуку, В. Видяшкину, 3. Вадмаеву и Д. Чудижову. Мотобол удивительно быстро снискал популярность среди любителей спорта. И не случайно. В нем много того, что привлекает нас в футболе и хоккее, самых популярных в народе играх. Пушечные удары по воротам, акробатические прыжки вратарей, забитые голы. Разве это не знакомо завсегдатаям футбольных матчей? А стремительность атак, острые моменты, возникающие то у одних, то у других ворот. Разве это не сродни хоккею? И все же есть у мотобола свое, только ему присущее. Это — филигранное, если хотите, доведенное до искусства управление мотоциклом. Это — тесный союз физической ловкости спортсмена и моторной мощи машины. В мотобол играют на обычных футбольных полях с футбольными же воротами. Мотоциклы дорожные или спортивные «Ковроовцы» класса 3 175 см , правда, спортсмены их немного «укорачивают», чтобы придать большую маневренность. Правила напоминают футбольные, но далеко не во всем. Продолжительность матча — 80 минут (четыре тайма по 20 минут каждый). За грубую игру спортсмен может быть удален на 5 минут или до конца встречи. Атаковать соперника разрешается только со стороны мяча. Вратарь не должен терять контакт с мотоциклом до удара по воротам. За нарушение правил назначаются 11-метровый штрафной и 16-метровый свободный удары. Каждый матч обслуживают четверо судей — двое в поле и двое на линии. Это, конечно, лишь некоторые из особенностей правил, связанных со спецификой игры. Ныне у мотобола миллионы поклонников. Мне, судье многих матчей, не раз приходилось видеть аншлаги на стадионах Элисты, Черкесска, Зеленокумска, Невинномысска, Полтавы, Омска и других городов. Большой интерес, проявляемый к мотоболу буквально всюду, быстро двигает эту мужественную игру вперед. Теперь у нас много отличных мотодромов и множество команд. Свои первенства проводят почти все республики. Спортивный календарь, помимо чемпионата страны для команд классов «А» и «В» и Кубка СССР, включает ряд традиционных соревнований, в том числе и Всесоюзный зимний турнир на приз журнала «За рулем». Признанием массовости мотобола явилось включение его в программу юбилейной V Всесоюзной спартакиады по военно-техническим видам спорта. Советский мотобол уверенно заявил о себе и на международной арене. Дважды нашему чемпиону — черкесскому «Домбаю» предоставлялось право участвовать в розыгрыше Кубка Европы и оба раза, с честью выдержав упорные поединки с сильнейшими командами ФРГ и родины мотобола — Франции, советские спортсмены победителями возвращались на Родину. Этот блестящий успех с полным правом разделяют все наши сильнейшие команды, потому что острое соперничество в чемпионате страны таких коллективов, как «Домбай» (Черкесск), «Комета» (Элиста), «Молния» (Зеленокумск), «Кавказ» (Невинномысск), «Вымпел» (Полтава), «Адажи» (Рига), оттачивает мастерство советских мотоболистов. У каждой из этих команд свой почерк, свои игровые идеи. Но пока ближе всех к идеалу современного мотобольного ансамбля подходили два опытных коллектива — «Домбай» и «Комета». Не случайно все .шесть предыдущих чемпионатов СССР заканчивались победой либо черкесских спортсменов (1966, 1967, 1968, 1969 гг.), либо мотоциклистов из Калмыкии (1965, 1970 гг.). Нет нужды представлять другие команды. Любители спорта могут сами познакомиться с ними. Начался мотобольный сезон, жаркие поединки мастеров большого кожаного мяча идут в эти дни во многих городах страны. П. РЫБИН, судья Всесоюзной категории2 Ф