КомментарииПроект нового государственного стандарта надорожныезнакиразработанс учетом требованиймеждународной Конвенции одорожныхзнакахи сигналах 1968 года, а также европейского Соглаш ения , д ополняющего Конвенцию. Этим, в частности, в ызваныизменения внешнего вида изначениянекоторыхзнаков . ГОСТ надорожныезнакипредназначенглавным образом для тех, .кто их изготовляет, кто занимается организацией движения . Поэтому он содержитряд треб ований по применениюирасстановке знаков, которые излагать в правилах движения не имеет смысла.В. П РЕДПИСЫВАЮЩИЕЗНАКИИз этой группы исключены знаки «Двиисение грузовых автомобилей» и «Мотоциклетное движение», к ак не нашедшие практического применения. Новый знак «Минимальная скорость», р егламентирующийнижний предел скорости, п редназначен для упорядочения движения на многополосных дорогах, в частности, на подъемах, где левая полоса может быть отведена для быстроходн ыхтранспортных средств. Г. У КАЗАТЕЛЬНЫЕЗНАКИВэту группу объединены предусмотренные действующими Правилами указательные знаки, дорожные указатели иуказатели . У празднениедвух последних понятий облегчит изучение и запоминание знаков этой группы. Н ынешние указатели «Переход», «Одностороннее движение» и «Указатель числа рядов движения» не стандартизованыи выполняются впроизвольнойформе . Проектом ГОСТа предусмотрено эти указатели , а такжеуказатель «Стоп» стандартизиров ать (знаки 4.8, 4.9, 4.13 итабличка 5.12). Это, несомненно, облегчит их восприятие участниками движения. Как известно , существует ряд требований Правил движения, относящихся только кнаселенным пунктам. Например, о соблюдении определенной скорости движения , остановке, пользовании световыми и звуковыми приборами и т. п. Вместе с тем приопределенныхусловиях (застройка расположена по одну сторону от дороги или удалена от нее назначительное расстояние) нет необходимости распространять эти требования нанекоторыенаселенные пункты, хотя дорога формальнои проходит через них. Именно вэтихслучаях может быть примененаразновидность знак а «Населенный пункт» с голубым фоном (4.56). Если жеусловиядвижения по населенному пункту таковы , что требов ания Правил движения , относящиеся только кнаселенным пунктам, соблюдать необходимо, то в месте, где они вступают в силу, у станавливаетсязнак 4.5а (с желтым фоном), а в месте, где они утрачивают силу, — з нак 4.6. Д. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ Как известно, з апрещающиеи предпис ывающиезнаки могут применяться по так называемому «предупредительному» методу, когда знак , у становленный перед перекрестком действует на пересекающ ую улицу. Подобный метод предусмотрен действующим ГОСТ 10807—64 и опр авдал себя. Вместе с тем он вызываетунекоторых водителей определенные затруднения, т аккакзначительно отличается от обычного метода установки знаков непосредственно перед участками, на которых вводятся соответствующие ограничения . Введение табличек 5,3 а-в, к оторые будут применяться со знаками , у становленными по предупредительному методу, з начительно облегчит водителям ориентированиена улицах. Таблички 5.3 г-е помогут более четко организоватьстоянкуи остановку трансп ортных средств вдоль тротуара . Протяж енностьзоны действия знаков 2.22 и 2.23 может бытьпоказана на табличке 5.3 г. Табличка 5.3 дукажетконец зоны действия этих знаков , а табличка 5,2 е напомнит, что водитель еще находится в зоне действия знаков 2.22 и 2.23. Таблички 5.9 и 5.10 помогут водителю правильно определять очередность проезда пер екрестков , что особенно важно там, где главная дорога изменяет свое направле ­ ние. Табличка 5.11. и меющаязначительныеразмеры (не менее 0,4X1.8 м) и устанавл иваемаявначале поворота на продолж ении оси прямолинейногоучастка дороги, позволит водителям своевременно определять местонахождение и направление такназываемых « з акрытых » поворотов,На дорогах всего светаАВСТРИЯМ ежду Инсбруком и итальянской границей строится экспериментальный 36-километровый участок автомагистрали с разноцветным дорожным покрытием. Д е ­ лается это по предложению Зальцбургского центрального института цвета. Специалисты полагают, что монотонный серый цвет автомобильных дорог утомляет водителей, действует усыпляюще, замедляет реакцию. Поэтому предлагается выделить опасные участки пути яркими цветами. Наиболее эффективными считают желтый, оранжевый и красный цвета, которые эмоционально обычно связывают с опасностью и которые хорошо заметны в сумерках, при тумане ив ненастье. Переход от желтого к красному будет повышать собранность, внимательность водителей. Цветной намечается сделать не только проезжую часть, но и боковые ограждения дороги. Здесь частота цветов должна способствовать езде на оптимальной скорости. Если превысить ее, окрашенные участки будут вызывать неприятную рябь в глазах, побуждать сбросить «газ».А. П РЕДУПРЕЖДАЮЩИЕЗНАКИЭта группазнаковнесколькорасширя ­ ется. В ней 25 наименований вместо нын ешних 19. Стало быть, п оявляется возм ожность более полно информировать водителей относительно обстановки на дороге. Кроме новых знаков, н азваниякоторыхговорят сами за себя, предлагаются такжеразновидностинекоторых уже существующих знаков, уточняющие характер опасности. Скажем, не просто сужение дороги, а местоположение его -— с праваили слева; не просто извилистая дорога счередующимисяопасными поворотами, но инаправление первого из них и т. п. З нак 1.4 пристаромизображении пол учает новое значение , а отсюда и название. Теперь он предупреждаетне просто оперекрестке , а опересечении равн означных дорог, что, несомненно, поможет водителям выбирать правильный режим движения. З нак 1.3 будет располагаться , конечно, не перед каждымпересечениемс трамв айными путями, а лишьперед таким, которое вусловиях ограниченного обзора можетбытьсвоевременно не замечено водителем. Другой новыйзнак , «Падение камней», п редупреждаетпрежде всего о возможном нахождении камней на проезжей части. Условия применениязнаков «Регулируемое пересечение> и «Пешеходный переход» т еже , ч тоирассмотренного выше знака 1.3. Б. З АПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИСШАПо данным статистики, жертв дорож ­ но-транспортных происшествий больше всего по субботам — 12 000 в год. Затем следует воскресенье — 9900 погибших, пятница — 8800, понедельник н четверг — по 6300, среда — 6000 и вторник — 4800. * * * Анализ, проведенный американскими автомобильными компаниями, показал, что в США 15 процентов машин эксплуатируется с неисправной системой освещения. Поэтому было решено оборудовать автомобили устройством, которое сигнализировало бы о выходе из строя любой из ламп в электрооборудовании. Решить эту задачу позволяет простая схема. На панели управления автомобилем — лампочка. При исправных цепях электрооборудования она не горит. Обрыв любой из цепей накала ведет к срабатыванию логической схемы и загоранию лампочки, которая сигнализирует водителю о неисправности.З наки 2.2 — 2.7 получают более строгое значение , з апрещаядвижение вообще, а не сквозной проезд, к акэто принято сейчас . К объектам , р асположенным за этими знаками , к акисключение допускается подъезд лишь транспортных средств, о бслуживающихэти объекты. Все остальныетранспортные средства, в том числе ипринадлежащие индивидуальным владельцам, такой возможности не имеют. Новое значениеэтихзнаков потребует от организаторов движения вкаждомконкретномслучае тщательного ивнимательного подхода к их установке. Подобное исключение (относительно подъездак объектам) не распространяет ­ ся назнак 2.8, к оторый будет устанавли ­ в атьсяв тех случаях, когда движениесприцепомфизическиневозможно (тесн аязастройка , к рутыеповороты дороги н т. п.). Понятие « р азрешенныйполный вес». встречающееся в характеристике знака 2.5, а такженекоторыхдругихзнаков , о значаетнаибольший вес нагруженноготранспортного средства, д опускаемый заводом-изготовителем для данной модели. Например, « р азрешенныйполный вес» ГАЗ-51А составляет 5,35 т, УАЗ-451 — 2,53 т. Изменение характеристики знаков, р егламентирующих обгон (2.18 и 2.19), вызвано стремлением максимально исп ользовать пропускн5'ю способность дорог, в частности многополосных, на котор ыхприустановкеуказанныхзнаков не потребуется движениев один ряд, а будет вводиться лишьограничение на перестроениев рядах. Отметим, что зона действия знаков 2.18—2.23 в любом случае распростра ­ н яется до ближайшего перекрестка, в том числе ивнаселенныхпунктахнаавтомобильных дорогах.ШВЕЦИЯВ правительство внесено предложение ограничить срок действия водительских прав 10 годами, после чего требовать повторной сдачи экзаменов на получение новых водительских прав на следующие 10 лет. Если это предложение будет принято, то оно войдет в силу с 1973 года. * * * Анализ 30 000 дорожно-транспортных происшествий позволил сделать вывод о том, что ремни безопасности на автомобилях в 18 раз сокращают вероятность смертельных случаев ив пять раз — тяжелых и легких ранений. Применение их уменьшает также возможность тяжелых ранений головы у водителей на 70, а у пассажиров — на 88 процентов.* * *После введения нового стандарта на дорожныезнакизамена «старых» з наков «новыми» будет производитьсяпоэтапно , так какневозможно обеспечить одновременную замену всех знаков . В первую очередь будут замененызнаки , получивш ие иное значение или дающие указания, о тличные от прежних . К их числу относятся, н апример , н ынешние знаки 2 20, 2.21 и6 1, к оторые будут заменены ' з наками 2.22, 2.23 и 1.5 а гг^вогп стандарта.\9