и ремонте, приспособленной для подсоединения коляски, с которой ваши мотоциклисты любят ездить. По этой причине, например, нам, может быть, придется отказаться от хребтовой рамы, которая спроектирована для новой модели. На ней будут 18-дюймовые колеса, чтобы было лучше ездить по сельским дорогам. Вообще же, «явы» предназначены преимущественно для хороших дорог. Для трудных условий у ваю есть собственные ИЖи. Как вы оцениваете перспективы спроса на мотоциклы? Какая судьба ожидает их в дальнейшем? Мотоцикл — в основном увлечение молодых. Так было, так есть и так будет. В странах, где значение его как вида транспорта уменьшилось, он стал машиной для туризма и спорта. Могут изменяться представления о назначении мотоцикла, могут претерпеть самые серьезные изменения конструкции, но мотоциклы останутся. Это мое твердое убеждение. А насколько они преобразятся в ближайшие 15—20 лет? Если говорить о моде, то она меняется примерно через пять — семь лет. Что на очереди — предвидеть трудно. Маленькие мотоциклы и мопеды, например, популярны уже много лет, и спрос на них еще очень высокий. Объясняется это тем, что расходы на них невелики, управлять машинами этой категории может каждый, а проезжают они там, где другим дорога закрыта. В больших городах микромотоциклы и мопеды пробираются по улицам быстрее, чем автомобили. При проектировании новых мотоциклов мы стараемся совмещать улучшение технических и эксплуатационных качеств с запросами, которые обусловлены и модой. На всех дорожных и спортивных «явах», кроме 500-кубовых, применяются двухтактные двигатели. Считаете ли вы четырехтактные моторы бесперспективными? И те и другие имеют свои преимущества и недостатки. На стороне двухтактных — экономика, и она склоняет сегодня чашу весов в их пользу. Они дешевле в производстве и эксплуатации, владельцу легче оправиться с их обслуживанием. Одно из основных преимуществ четырехтактных моторов — меньшая вредность выпускных газов — не является решающим. Во-первых, в городах мотоциклов намного меньше, чем автомобилей, а один автомобиль «отравляет» воздух так же, как десяток мотоциклов. Вочвторых, конструкторы ищут и находят средства, уменьшающие ядовитость выхлопа. Мы, например, ставим на некоторые модели масляный насос, подающий в карбюратор масло из отдельного бака пропорционально оборотам коленчатого вала. Общий расход масла сокращается более чем вдвое, а значит, двигатель выделяет меньше вредных веществ. Вероятно, пройдет еще несколько лет, пока будут введены ограничения и разработаны единые требования к составу отработавших газов. Мы надеемся, что к этому времени будет найдено противоядие и для двухтактного «выхлопа». В последнее время появились экспериментальные мотоциклы с двигателями Ванкеля. Занимаетесь ли вы роторным двигателем? Несколько лет назад мы поставили «ванкели» на два мотоцикла. Их характеристики оказались намного хуже, чем у обычных моторов. Они требовали работы на постоянных оборотах, а это для мотоциклов не подходит. Какие узлы или агрегаты вы совершенствуете на новых моделях в первую очередь? Сердце каждой машины — мотор, и с него начинается новый мотоцикл. Мы ищем сначала пути увеличения мощности и улучшения других характеристик выпускаемых двигателей, чтобы с меньшими затратами перейти к новой модели. Если возможности для форсировки оказываются исчерпанными, проектируем новый двигатель, но обязательно с максимальным использованием частей старых моторов. Это выгодно и владельцам, и заводу. Другая наша забота — комфортабельность. Чем удобнее мотоцикл, тем боль ше он нравится мотоциклистам, а здесь главную роль играет качество подвески. В прошлом году ваши гонщики выиграли на «явах» главные трофеи шестидневки. Чем объяснить такой успех? Наши машины для многодневных соревнований были всегда хорошими. Для победы, однако, не хватало везения. Мы считаем, что успех зависит на 33 процента от мотоцикла, на 33 процента — от гонщика, а остальные 34 процента составляет счастье. В последнем году все компоненты достигли максимума. Машины были хорошо подготовлены и проверены на соревнованиях внутри страны, спортсмены были уверены в них и поэтому хорошо ехали. Недавно ФИМ приняла постановление, разрешающее национальным командам бороться за «всемирный трофей» в шестидневке на иностранных мотоциклах. Поступают ли к вам в связи с этим заказы на «многодневные» мотоциклы? Видите ли, машины, участвующие в мировом первенстве, мало различаются по техническим данным, поэтому трудно с уверенностью сказать, какая из них лучше. Тем не менее мы получили несколько заказов из-за границы и сейчас думаем, как их выполнить. Дело в том, что эти мотоциклы мы делаем очень малыми партиями в экспериментальном цехе, где возможности, конечно, ограничены. Беседа окончена, мы благодарим гостей и от имени читателей мотоциклам «счастноу цесту» — «счастливого пути». желаем ихНа приз „Зарулем"(исключение составили лишь рижане). Вероятно, не было необходимости посылать на такие ответственные состязания молодые, только недавно созданные коллективы вроде ленинградского «Юпитера», чтобы в первой же игре проиграть с разгромным счетом. Непонятна и упорная настойчивость руководителей «Омича». Ехать в Москву за несколько тысяч километров без приглашения, правдами-неправдами добиваться участия в турнире только затем, чтобы через два дня после тяжелого поражения возвратиться домой. Стоит ли7 В заключение хочется отметить арбитров московской коллегии судей Ю. Мансветова, П. Рыбина и их товарищей, которые своим четким судейством содействовали высокому спортивному уровню турнира. Л. ПЛЕТЮШКИН, директор 11-го автокомбината «Мострансагентства», член комитета мотобола ФМС СССР Результаты соревнованийЧетвертьфиналы: «Кубань* — «Юпи тер» — 8 : 0 : < Спорт» — «Темп» — 1 : 2: «Адажи» — «Вымпел» — 5 : 0 ; • «Омич» — «Комета» — 2 : 9 ; «Молния» — «Кубань» — 5 : 3 . Полуфиналы: «Адажи» — «Комета» — 5 : 1 ; «Молния» — «Темп» — 6 : 1 . Игра за третье место: «Комета» — — «Темп» —10 : 1. Финал: «Молния» — — (Адажи» — 5 : 2.и»<Яв1Команда «Молния» — победительница второго Всесоюзного зимнего турнира (слева направо): В. Шаула. Ю. Алексинский, руководитель команды А. Ковган, В. Кудинов, В. Молотилин. Г. Сидоров и В. Онищенко.Моментфинальной встречи. БородулинаФото В. Ширшова и Л.23