Сейчас мы вспоминаем об этом с улыбкой. Лет семь тому назад наши водители получили приглашение из Риги принять участие в автомобильных соревнованиях. Назывались они для нас совершенно загадочно — ралли. Решив, что это сродни какой-нибудь экскурсионной прогулке, наши ребята отправились в дорогу. Подготовились соответствующим образом: взяли баян, патронташи, охотничьи ружья. Думали, времени будет много, можно совместить полезное с приятным. В Риге их поджидал первый сюрприз: какие-то карты и документы с непонятными буквами KB, СУ, ВКВ. Тем не менее наши водители не растерялись. Сразу же после старта они увидели впереди себя автомобиль со спортивным номером, лихо обогнали его... и стали решать, что делать дальше. Раздумья были недолгими — они заблудились и выбыли из соревнований. Участники этой истории, я уверен, не обидятся на меня за то, что я подробно рассказал об их первом знакомстве с автомобильным ралли. Над сильными не грешно и подшутить. А за эти семь лет они действительно стали отличными раллистами, и весь коллектив управления гордится их результатами в ответственных соревнованиях. Наши спортсмены успешно выступили в 1969 году на первенстве РСФСР по ралли, заняв третье место. Они 'Неизменно побеждают в традиционных автомобильных ралли «Урал», которые ежегодно проводятся в Свердловске. Наша команда, наконец, стала в прошлом году чемпионом спартакиады Российской Федерации по авторалли. Но все эти успехи являются, так сказать, титульным листом той большой спортивной работы, которая вот уже несколько лет ведется на предприятиях Средне-Уральского территориального транспортного управления. Как ни приятны победы в крупных соревнованиях, все же главное для нас — развитие массового спорта, ставшего надежным средством повышения профессионального мастерства водителей. Вот об этом расскажу подробнее. Коллектив Средне-Уральского транспортного управления, объединяющий 44 грузовых и таксомоторных парка, 10 промышленных предприятий, строительный трест, досрочно, к 28 декабря, выполнил по всем показателям пятилетний план. Только в прошлом году перевезено 450 млн. пассажиров, 115 млн. тонн грузов, валовой продукции выпущено на 14 млн. рублей. Еще более ответственные задачи поставлены перед нами на предстоящее пятилетие. Они вытекают из Директив XXIV съезда КПСС, которыми, в частности, предусмотрен значительный рост автомобильных перевозок. Чтобы успешно справиться с ними, мы должны повышать производительность труда, профессиональное мастерство водителей, эффективнее использовать автомобильный парк. Конечно, я далек от мысли называть в качестве палочки-выручалочки автоспорт, но тем не менее вклад предприятий, где автоспорт в почете, до сих пор был очень весомым. Мы на собственном опыте убедились в том, что автомобильный спорт один из рычагов в решении самых сложных производственных задач. Взять хотя бы Свердловское пассажирское предприятие № 4. Один изпоказателей работы водителей такси — коэффициент платного пробега автомобиля. Популярно это объясняется так: из десяти километров, пройденных таксомотором, платными должны быть девять. Характерно, что вот уже несколько лет лучшие показатели принадлежат водителям В. Патрушеву, А. Чернову, А. Симонову, Я. Кузнецову, практически не имеющим холостых пробегов. Секрет их успеха прост — все они опытные раллисты и, значит, лучше, чем другие, исходя из дорожной обстановки, могут выбрать маршрут, определить режим движения. На этом предприятии автоспорт органически вошел в жизнь коллектива. Автомобильная секция объединяет десятки водителей. Одних разрядников на предприятии около ста человек, в том числе пятнадцать с первым разрядом. За год секция сама организует по меньшей мере десять различных соревнований: фигурное вождение, двоеборье, ралли, десятиборье, включающее экзамены на знание автомобиля, правил движения, «фигурку», ралли «Где эта улица, где этот дом?» Надо ли говорить о том, что спортсмены здесь самые передовые производственники. Коллектив предприятия гордится ударником коммунистического труда В. Овсянниковым, завоевавшим в предсъездовском соревновании звание «Лучший шофер парка», председателем автосекции В. Парамоновым, который уже не раз возглавлял отстающие бригады и быстро выводил их в передовые. Показательно, что среди спортсменов предприятия нет ни одного виновника дорожного происшествия. Примерно то же можно рассказать ио Свердловском грузовом № 2, Каменск-Уральском пассажирском, Первоуральском транспортном и других передовых предприятиях. И здесь автомобильный спорт — помощник в выполнении производственных планов. Кстати, первоуральцы проявили хорошую, на мой взгляд, инициативу, организовав ралли «Грузовик». Это однодневное соревнование с несложными дорожными испытаниями тоже призвано повысить профессиональное мастерство водителей. Автомобильный спорт, как и всякий другой, требует затрат, немалых организационных усилий. И тут нельзя не сказать о том вкладе, который вносят в общую спортивную работу обком профсоюза рабочих автотранспорта и шоссейных дорог, областной комитетД ОСААФи его автомотоклуб. Совместно с управлением они финансируют подготовку каждого соревнования, выделяют необходимое оборудование, подбирают трассу, обеспечивают судей. Два года назад при Средне-Уральском управлении и обкоме профсоюза был создан клуб «Автомобилист», который возглавил один из пионеров автоспорта в области, бывший танкист В. Отдельное. Клуб не только координирует и направляет работу автосекций, созданных на предприятиях управления, но и сам организует крупные соревнования. Наиболее значимое из них — авторалли «Урал». В прошлом году, например, в нем приняли участие сильнейшие спортсмены предприятий и автохозяйств Свердловской, Пермской, Тюменской, Челябинской областей, Татарской и Башкирской АССР. Сейчас мы готовимся к проведению первенства Российской Федерации по авторалли. Но, естественно, наибольшее внимание клуб уделяет другой стороне работы — развитию спорта в низовых коллективах. Я уже упоминал ралли «Грузовик» и десятиборье, имеющие ярко выраженную производственную окраску. Журнал писал о ралли «Золотая осень», участниками которого были руководители автохозяйств и предприятий, инженерно-технические работники. Но не менее интересны и другие начинания клуба. Готовясь к встрече съезда партии, мы провели смотр-конкурс рабочего мастерства механизаторов дорожных хозяйств Свердловской области. Около 150 шоферов, бульдозеристов, крановщиков, грейдеристов и скреперистов соревновались по сложной программе, включавшей в себя пять теоретических экзаменов и три вида практических работ. Победителям присваивалось звание лучшего по профессии. В планах клуба «Автомобилист» — соревнования для водителей автобусов и маршрутных такси, новые спортивные мероприятия для водителей грузовых машин. Все это поможет нам еще прочнее поставить спорт на службу профессии, использовать его для высокоэффективной работы автотранспортников в новой пятилетке. Г. КЛЕПИКОВ, главный инженер Средне-Уральского территориального транспортного управления г. Свердловск