\t2Г ТехникаГ11л аетвозможными медленное движениеибыстрый разгон до максимальной скорости (около 30 км/час). Система выпускасконструированакакрезонансный дроссель. что ограничивает обороты двигателя при езде по ровной дороге или под уклон. Мопед снабжен 6-вольтовой махович ной магдиной мощностью 20 вт, п итающей систему зажигания , л ампыфарыи заднего фонаря . Сухой вес машины — 38,5 кг.имсон» с«Геркулес» с роторнымдвигателем.АВТОМАТИЧЕСКИМ СЦЕПЛЕНИЕМБ ольшая часть двухколесныхмашинс 50-кубовыми двигателями — т еперь уже не мопеды, к ак было ещенесколько лет назад, а полноправныемотоциклы мощн остью 5—6 л. с. с четырьмя - п ятью передачами и солидной подвеской. Но вместе с тем они приобрели больший вес. усложнилось их обслуживание; п ри поломке двигателя невозможнопродолжать движение. Учитывая это. народное предп риятие «Симеон» (ГДР) подготовило новый мопед МОФА-СЛ1, с конструирован ­ ный на «велосипедной» основе.Чтобы правильноотрегулировать карбюратор на работающем двигателе, важно знать , «хорошо ли горит» смесь. Увидеть изаключить по цвету пламени, обеднена илиобогащена смесь, дает возможность несложный прибор «Колортьюн», р азработанныйвенгерским инжен еромИштваном Силади. Последняя модель, в ыпускаемая по лиц ензиианглийскойфирмой «Гансонс Колорплаг», п оказананарисунке . Прибор ввинчиваютв головку двигателя вместо свечи. Его верхняячастьпредставляет собой колбу из тугоплавкого боросиликатного стекла, с ообщающуюсяс камерой сгорания . Внутри колбы — вольфрам овый электрод, с оединяемый проводом сцентральнымэлектродом свечи, выверн утойнз этого цилиндра .0кно вЦИЛИНДРдо сих пор не решено , к акопределять рабочий объем такого мотора, завод считает его равным 600 смЗ. Другие назы ­ вают цифру 900 см 3 , о босновывая ее тем. что за один оборот ротора происходит три полныхрабочихцикла (см. «За рулем». 1970, № 12). Двигатель сконструирован по классич еской схеме Ванкеля . о днакона мотоц иклепришлосьотказаться от водяного охлаждения — с татор (или, по старинке ,о»Мопед «Симеон М0ФА-СЛ1>. Сцепление, р асположенное на цапфе коленчатого вала, — а втоматическое (центробежное), поэтому управление двигателем и передачей осуществляетсятолько ручкой газа и рычагом, б локирующимДвигательмопеда.«Колортьюн» р ассчитанна рядового автолюбителя, не обладающего специальн ымизнаниямии опытом. Он позволяет довольно точно отрегулировать карбюратор, а такжеможет быть применен для диагностики отдельных неисправностей в системе зажигания . П ользоватьсяприбором несложно. При двигателе, р аботающемврежиме около 5000 об/мин, с квозь стекло колбы хорошо видно пламя смеси, г орящейвнутрицилиндра . По его цвету, п ользуясь прил агаемойкприбору цветовой таблицей , п одбираютнужнуюрегулировку карбюр атора . Обогащенной смеси соответствует оранжевоепламя , обедненной — белесовато-голубое. Н аибольшая мощность достигаетсяпри ярко-голубом пламени , а максимальная экономичность — при ярком белесо-голубом пламени . «Колортьюн» помогает весьма точно « н ащупать » н аивыгоднейшую регулировку мотора. Н апример , п ри его помощи на машинес 1,5-литровым двигателем, у которого карбюратор был почти полностью « р азлажен » , удалось снизить расход топл ивас 10 до 8 л/100 км. Этот прибор дов ольно дорог (по цене его можно сравнить спротивотуманной фарой), что объясняетсявысокой стоимостью тугоплавкого стекла и вольфрама.к артер ) обдувается снаружиосевым вентилятором, а ротор охлаждается изнутри свежей горючей смесью . К алильное число свечи зажигания всего 190 единиц — свидетельство сравнительно ненапряженного теплового режимадвигателя (на дор ожном мотоцикле «Ява-350», Например, применяется свеча с калильным числом 240—260). С мазкаосуществляется маслом, которое составляет2процента топл ивной смеси. На мотоцикле использованыкоробкаикарданнаяпередачазавода БМВ, х орошокомпонующаясясроторным двигателем, у которого продольное (по направлениюдвижения мотоцикла) р асположение выходного вала. П ередняявилкаитормоз — ф ирмы «Чериани», м агдина — ВОШ мощностью 75 вт. С пециалистынадеются , ч топри серийном изготовлении мотоцикл сроторным двигателем окажется немного дороже, чем содноцилиндровымдвигателемравной мощности, и дешевле, чем с двухцилиндровым двигателем и ходовой частью примерноравногокласса .РЗАЦСТЕКЛАЛобовое стекло, р азбитоекамнем , выл етевшим из-под колесаидущейвпередимашины . — не такаяужредкостьвпрак ­ т ике водителя. Во всяком случае, к акутверждаетстатистика , к аждый год в одной лишь Англии насчитывается окол о 300 000 случаев , когда автомобиль лишается лобового стекла. Установить новое стекло несложно — надо только как-то добраться до гаража или мастерской . Но вот ехатьнавстречу снегу, дождю или ветру, п устьдажес небольшой скоростью . — дело не из прия тных . В такихслучаяхвыручает врем енное стекло «Ланан».с цеплениепри пуске. П ередняя передач а — к линоременная . Б ольшойшкив ее вращается на валу каретки на шарико ­ подшипниках. Вторичная передача — цепная. В педальном приводе применена отдельнаяцепь . Клиноременную передачуможноотключать , когда надо перейти на педальный привод. У машиныоткрытая рама, с варенная из штампованных элементов, п ричем нес ущаячасть ее служит кожухом для карбюратора , г лушителяшума впуска, а также для первичной передачи. Над задним колесомрасположентопливный бак, его верхняячастьиспользуетсяв качестве багажника . У мопеда нет амортиз аторани на передней , н и на задней вилках . К омфортабельность обеспечивают шиныразмером 2,25 — 20 иширокоемягкое седло. Двигатель развивает 1,6 л. с. п ри 4000 об/мин и обладает такойхарактери ­ с тикойкрутящего момента, к оторая деUОТОРНЫЙдает покоя конструкторам транспортных средств. Не удержались от соблазнаиспользовать его имотоциклостроители . На прошлогоднеймеждународной выс тавкев Кельне завод «Геркулес» показ ал мотоцикл сроторным двигателем. Он изготовлен в основном для ознакомления возможныхпотребителейи выяснения конъюнктуры рынка и является лишь опытным образцом. Р абочий объем камерыдвигателя около 300 см 8 . Он развивает 20 л. с. п ри 6500 об/мин выходного вала. Поскольку| «ГЕРКУЛЕС» 4 Двигатель Ванкеля неУстановка «эрзац-стекла»«Ланан»30