Дорога на стройку. — Конечно, это не новинка, — говорит Тетерин, — у нас и на Боткинской ГЭС так было, и на строительстве ВАЗа, — кстати, с Тольятти у нас тесная связь. Но не всегда это гладко проходит. Главное начать. Комплексная бригада сплачивает людей, дисциплинирует, каждый чувствует ответственность перед всеми, и техника сберегается лучше, и лодырь сразу на виду, да и работу на отройке планировать проще. Простои у нас практически исключаются. По пути выясняю, что Тетерин стал шофером после армии. Десять лет работал на |Воткинской ГЭС, строил Камскую (ГЭС. Анатолий Васильевич продолжает рассказывать о бригаде. — Самоовалы у нас работают в две смены. В целом за день бригада дает на 500—600 кубометров больше нормы. Да и работать стало спокойнее. Приходишь, садишься в машину и знаешь — все а порядке, сменщик не подведет. Ну, а если что случится — вдвоем быстрее исправить. Народ в бригаде хороший. С такими людьми работать одно удовольствие. Самый молодой у нас Ахияр Хасанов, но эта комсомольская стройка у него !уже вторая. Бригадир еще долго рассказывает о своих товарищах, но я наконец задаю вопрос, касающийся только его лично: — Что вас побудило сесть опять за руль? — Я люблю тяжелые машины. Работал раньше на МАЗах, КрАЗах. А тут увидел БелАЗ — и все, снова потянуло. О такой машине только мечтать можно. Мой собеседник поднимается по лесенке в кабину. На прощанье он советует мне познакомиться с Николаем Ширяевым. Колонна направляется в карьер. О Ширяеве я тоже слышал. Первый раз — в автобусе. Рядом сидела группа водителей. В их разговоре промелькнуло: «Ширяев опять (вторую смену будет работать, железный парень, целую неделю один без сменщика гоняет». Узнаю номер его машины и выхожу на трассу. Ждать пришлось недолго. Я забрался к нему в кабину. Познакомились. Глядя на него, не подумаешь, что этот далеко не геркулесового, сложения че-«Бережные Челны. Число жителей 720 душ обоего пола, 136 дворов, церковь, училище, водяная мельница, 18 лавок, базары по пятницам, 3 ярмарки. Пристань на реке Каме. Жители, кроме хлебопашества, занимаются бурлачеством и работами на пристани». Географическо - статистический словарь Российской империи, том 5, СП, 1888 г. *Вместе с Камским автомобильным заводом будет построен новый городНабережные Челны, население которого уже в 1975 году возрастет до 180200 тысяч жителей, а затем составит более 300 тысяч. В городе будет 25 школ, 42 детских учреждения, научноучебный центр, несколько кинотеатров и Дворцов культуры, большой театр, магазины на полторы тысячи рабочих мест, стадионы, Дворцы спорта и т. п.». Материалы собрания актива Татарской областной партийной организации, 21 февраля 1970 года.Здесь будет КамАЗБежит под колеса нашего УАЗа лента бетонки, непрерывным потоком идут навстречу ЗИЛы, МАЗы, КрАЗы — примета большой отройки. Позади остались современные Набережные Челны, новый кинотеатр «Чулпан», и вогг уже замелькали строения старого города. Домикзабор—сарай, домик—забор—сарай, собака, дремлющая у калинки, гусь, стоящий на одной ноге... И вдруг—длинной лентой вдоль дороги: «Юноши и девушки! Вас ждет всесоюзная ударная комсомольская отройка!» Через минуту перед нами открывается широкая равнина. На зеленой траве белый барельеф с крупными буквами: КамАЗ. А рядом, как символ нашего времени, ажурная Опора высоковольтки. И больше ничего на многие километры вокруг. Надо быть почти что фантастом, чтобы представить себе: вот здесь через три года «станет комплекс из семи заводов. Да, здесь нужны рабочие руки. Люди уже трудятся. Просто мы не сразу видим эти карьеры, автохозяйство, и — машины, машины. Мой спутник, Владимир Федорович Росляков, ведает в Камгэсэнергострое эксплуатацией автомобилей. В дороге он рассказывает о строителях КамАЗа. — Знаете Тетерина Анатолия Васильевича? Два года работал начальником колонны, а вот пришли к нам БелАЗы, и потянуло его снова за баранку. Пришлось отпустить. Водитель! Девятнадцать лет стажа. Создали мы тут в порядке эксперимента комплексную бригаду и первую же доверили ему. Закалка у него армейская, был командиром противотанкового орудия. Да и опыт шоферский большой. Коммунист. Сейчас он в смене, познакомлю... Навстречу нам движутся БелАЗы. Выстроившиеся на равнине друг за другом, они издали похожи на слонов, да и вблизи зрелище впечатляющее, даже в объектив не входят. Мой спутник останавливает одну .машину. Откуда-то сверху появляется симпатичное лицо. За шумом моторов голоса не слышно, и человек спускается со своего балкона. Это Тетерин. Разговаривать некогда — график, и -мы уславливаемся о встрече в обеденный перерыв. А пока едем посмотреть, как работает бригада. Вот и карьер. Нагруженная машина отходит, у экскаватора ее место тут же занимает другая, а на подходе третья. И так все время, четкий ритм. Работает комплексная бригада... Набережные Челны при обретают новый облик.6