Машины замерли на перекрестке. «Скорая» спешит на помощь человеку (РАФ-977И). Эти машины всегда спешат. Им уступают дорогу днем в густом потоке транспорта. Ночью, когда город уже угомонился, они остаются на опустевших улицах. Все реже раздается звук сирены, но все так же неутомимо поблескивают желтые огни на крыше. «Скорая помощь». В каждом городе есть эта служба с телефонным номером «03», по всей стране трудятся санитарные «рафики» и «волги» — тага называемые линейные машины скорой помощи. Но они не единственные, а только самые массовые автомобили медицинской профессии. Существует и множество друг их : от легкового автомобиля с надписью «Помощь на дому» до сложнейших лабораторий на колесах, где врачи имеют возможность сделать все для спасения жизни человека еще на пути в больницу. томобиля в нашей стране. Но сначала немного истории. В распоряжении российских медиков когда-то были лошади и кареты скорой помощи, сначала двухколесные. Больного чаще всего сопровождал в больницу полицейский. На одной из иллюстраций времен старой Москвы (ее не удалось воспроизвести) можно увидеть сцену: кучер погоняет лошадей, больной в бессознательном состоянии едва не сваливается на дорогу, в то время как страж порядка обыскивает его карманы. Поскольку в старой Москве попасть в больницу было большой проблемой, практиковался следующий способ: сопровождающий оставл ял больного в приемной и немедленно исчезал. «Голь, к ак известно, хитра на всякие выдумки», —• .писала но этому поводу газета «Вечерние известия» 2 ноября 1912 года. Кстати, служба скорой помощи, так же привычная для нас, как, скажем, бесплатное медицинское обслуживание вообще, есть далеко не везде. Специализированный медицинский транспорт — пока еще проблема для многих, в том числе и развитых стран мира. В самое тяжелое для советской республики время — в 1919 году в Москве, на территории бывшей Шереметевской больницы, ныне института имени Склифосовского, была создана первая станция скорой помощи и при ней санитарный гараж, состоявший на первых порах из двух автомобилей. Они помещались в деревянном сарае на Смоленской площади, н а том месте, где сейчас высотное здание МИДа. Машины для этого гаража были подобраны на автомобильном кладбище, остав—--—-^-тт""--;?- " --.т.У^--^7,-Т-МАШИНЫ ЗДОРОВЬЯСанитарный ГАЗ-55 1938 года. Как и все автомобили, медицинские машины претерпели длительную эволюцию «от общего к частному». «Карету» скорой помощи, когда-то единственный вид автомобиля, несущий службу здоровья, сменили ныне машины самого разного назначения вплоть до современной операционной на колесах, оборудование которой в миниатюре копирует клинику. На примере московской службы скорой помощи, с которой началась организация советского санитарного транспорта, можно наиболее четко представить себе развитие этой профессии ав«Волга» ГАЗ-22Д — самый распространенный у нас автомобиль скорой медицинской помощи.Реанимационно-кардиологическая тановка на колесах.ус-УАЗ-452А с обеими ведущими осями — верный помощник врача в самых сложных дорожных условиях. Машина вмещает семерых больных и медика.