Вот один пример. В том же Монако спортсмены проходят в течение почти двух часов 80 кругов (252 километра). Каждые 10 секунд они тормозят, переключают передачи, выжимают сцепление, прибавляют или сбрасывают «газ». При этом надо следить за соперниками, контролировать по приборам работу двигателя и делать все это безошибочно, молниеносно. Соревнования на «кольце» всегда привлекают множество людей. На большей части трасс половина, а то и две трети дорожки хорошо видны. Неудивительно поэтому, что на 24-часовых гонках в Ле-Мане, например, число зрителей доходит до 300 тысяч. Болельщики располагаются на трибунах в 20, а то ив 30 рядов. Пожалуй, такой популярностью не могут похвастать и матчи звезд мирового футбола. А что дают кольцевые автогонки для развития техники? Может быть, это просто эффектное и азартное зрелище? Нет. Тяжелые условия, в которых работает скоростной автомобиль именно на кольцевых гонках, заставляют конструкторов постоянно искать оптимальные решения, отвечающие весьма разнообразным и взаимно противоречивым требованиям. Если углубиться в историю кольцевых автогонок, можно обнаружить, что они вызвали к жизни многие усовершенствования, которые после гоночных и спортивных машин нашли распространение на серийных: впрыск топлива в цилиндры, дисковые тормоза, раздельный привод тормозов, клапанный механизм с двумя распределительными валами в головке двигателя, д аже зеркало заднего вида и др. Конечно, и не будь соревнований по кольцу, то или иное усовершенствование рано или поздно все равно было бы внедрено. Но они явились катализатором, ускорившим признание новых конструктивных решений. Естественно, что автомобильные заводы (среди наших предприятий ведущая роль принадлежит АЗЛК) проявляют серьезный интерес к постройке специальных автомобилей, предназначенных для таких гонок. К ак же подразделяются автомобили для кольцевых гонок? Среди всего их многообразия можно выделить три основные категории: одноместные гоночные с открытыми колесами, двухместные спортивные с кузовами, закрывающими колеса и снабженными фарами, и, наконец, серийные легковые автомобили с закрытыми кузовами. Гоночные в зависимости от конструкции делятся на несколько классов, технические требования к которым, составляющие несколько десятков пунктов, образуют ту или иную гоночную формулу. Самые мощные — машины формулы 1 (рабочий объем не более 3000 смз, вес не менее 530 кг). На них разыгрывается чемпионат мира. Существуют также формула3 2 (рабочий объем не более 1600 см , вес не менее 450 кг), формула 3 (не более 1600 см» и не менее 420 кг, обязательна установка перед карбюратором дроссельной шайбы диаметром 20 мм) и ряд других. Среди спортивных машин выделяют две основные категории, широко распространенные в кольцевых гонках: прототипы, существующие в единичных экземплярах, и собственно спортивные, годовой выпуск которых дол-Шоссейно-кольцевые автогонкиСостязания на автомобилях, которые насчитывают 77-летнюю историю, начались с гонок по открытым дорогам между городами. Жизнь, однако, вскоре показала, что они неинтересны для зрителей (участники проходят перед ними лишь однажды) и опасны для спортсменов (дороги не закрыты для движения экипажей и людей). Поэтому уже в первом десятилетии нынешнего века, когда скорости изрядно возросли, безоговорочное предпочтение получают гонки по замкнутому кольцевому маршруту. Так родился вид автомобильного спорта, и поныне считающийся классическим. Сегодня скоростные автомобильные соревнования проводятся на специально оборудованных асфальтовых или бетонных кольцевых трассах с крутыми поворотами, подъемами и спусками. Длина трассы 3—7 (иногда 14—20) километров. Трибуны для зрителей, как правило, отделены защитным барьером, насыпью или широкой полосой земли. В мире насчитывается несколько сот таких трасс. У нас в стране наиболее известные находятся в Ленинграде, Риге, Минске и Таллине. От конфигурации, профиля, покрытия и ряда других параметров «кольца» зависит наивысшая скорость, которую на нем можно развить. Например, в Монако, где один поворот вливается в другой, самые быстроходные машины показывают среднюю скорость около 130 км/час. А на одной из самых быстрых трасс, в Монца (Италия), где есть длинные прямые участки, гонщики достигают в среднем 240 км/час. Кольцевые гонки — это экзамен на мастерство по самому высокому счету.26