БОКОВОЙ ПРИЦЕП К «ТУРИСТУ»Многие владельцы мотороллеров «Турист» стремятся расширить возможности своих машин, присоединив боковой прицеп. Поскольку промышленность не выпускает колясок к мотороллерам, читатели просят рассказать, как сделать такой прицеп своими руками. Редакция обратилась на Тульский завод и теперь публикует материал о конструкции, разработанной на общественных началах группой сотрудников КБ в соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми к самодельным прицепам. Должны предупредить, что мотороллер «Турист» не рассчитан на эксплуатацию с прицепом, поэтому гарантия завода в этом случае на машину не распространяется. Основа бокового прицепа — рама, представляющая собой замкнутый контур, д олжна быть сварена из труб 32x3 мм (диаметр и толщина стенки) из стали 20. С правой стороны к ней приваривают кронштейн 20 (рис. 1) рычага подвески и кронштейн 2для пружинночгидравлического амортизатора 1. Сзади к поперечной трубе приваривают две опоры 3 пружин 7 подвески кузова. С левой стороны располагают узлы присоединения прицепа к мотороллеру. Шарнирную регулируемую по длине тягу 10 (стальная труба 25X 2,5 мм) крепят к раме прицепа при помощи поворотной проушины 12, а к раме мотороллера — посредством стойки с хомутом 9. Переднюю трубу рамы прицепа соединяют с мотороллером посредством кронштейна 11 с приваренной к нему муфтой 13. В ней помещаются губки цангового зажима, приводимые специальной гайкой с натяжным винтом. П ри вращении винта губки перемещаются под действием конической части муфты и прочно охватывают шаровую часть специального пальца 14. Задний кронштейн 8 крепят к продольным трубам рамы мотороллера при помощи двух хомутов би 6, которые могут передвигаться по ним. Кроме того, правый хомут 6 дает возможность перемещать кронштейн 8 относительно рамы мотороллера. В левом хомуте закреплена коленчатая тяга 4, связанная с задним кронштейном 8. Некоторые детали рамы (хомуты, муфты)на опытном образце прицепа были отлиты, однако их можно сделать и по частям, а потом сварить. Подвеска колеса — р ычажнаяс пружинно-гидравличеоким амортизатором, таким же, к ак на заднем колесе мотороллера. Д ля крепления рычага снизу к кронштейну 20 приваривают проушину 16 из листового металла. Между ее ушками вставляется втулка 17 с приваренным к ней рычагом 23. Д ля соединения этого узла служит болт 15. Между ним и втулкой с рычагом устанавливают две втулки 19 и промежуточную распорную втулку 18. На другом конце рычага (с внешней стороны) укрепляют ось 21 ступицы колеса, здесь же в проушину 22 вставляют нижнюю часть пружинно-гидравлического амортизатора. Тем, кому трудно изготовить такую подвеску, можно рекомендовать жесткое крепление колеса. Делается это так. В месте установки колеса к трубе рамы приваривают муфту. Ось прикрепляют к ней сваркой или посредством конуса, поджимаемого гайкой. Однако жесткая подвеска менее долговечна. Подрессоривание же колеса пружинно-гидравличеоким амортизатором хотя и усложняет изготовление прицепа, но зато резко увеличивает срок его службы и обеспечивает удобство при езде. На оси 21 в подшипниках 204 и 303, между которыми находится распорная втулка, вращается ступица, удерживаемая зашплинтованной гайкой. Д ля герметизации полости ступицы с левой ее стороны монтируют сальник, а с правой — навертывают крышку со стопорным кольцом. К диску ступицы четырьмя гайками крепится колесо. Для защиты пассажира от пыли и грязи над колесом устанавливают глубокий щиток с фонарями стоп-сигнала и указателя поворота. Его удерживают небольшие кронштейны рамы. Кузов прицепа сваривают из тонколистовой стали. Ему надо придать обтекаемую форму, гармонирующую с формами мотороллера. В кузове предусмотрено пружинное сиденье с мягкой спинкой, подлокотниками и ветровым щитком. Сиденье и подлокотники обтянуты искусственной кожей. Щиток при посадке пассажира откидывается вперед, а при поездке фиксируется двумя маховичками. В задней части кузова, за спинкой сиденья нахо-14 вставляют вместо оси бокового упора мотороллера и закрепляют его. На шаровую часть пальца надевают зажимную муфту 13. Задний кронштейн при помощи хомутов 5и6 присоединяют к боковым продольным трубам рамы. Затем стойку с хомутом 9 устанавливают на кронштейны рамы, где крепится передний щит. В хребтовине, в месте выхода стойки, сверлят отверстие диаметром 35—40 мм и присоединяют тягу 10. Положение бокового прицепа относительно мотороллера определяется углом развала и величиной схождения плоскостей их колес. Величина схождения колес мотороллера и бокового прицепа на длине базы мотороллера — 10 мм. Угол развала (он должен составлять 2 градуса) обеспечивается изменением длины тяги 10 и вертикальной части коленчатой тяги 4, схождение же колес регулируют при помощи горизонтальной части этой тяги. При неправильном взаимном положении прицепа и мотороллера во время движения машина стремится повернуть в сторону. В этом случае необходимо отрегулировать взаимосвязь мотороллера и бокового прицепа до полного устранения дефекта.Рис. 2. Ведущая звездочка задней передачи (сталь 20Х, цементировать или цианировать на глубину 0,4 — 0,5 мм, закалить до HRC 56 — 62). Профиль зубьев звездочек выполнять по ГОСТ 591—61, руководствуясь приведенной здесь таблицей. Хотя боко!юй прицеп весит немного — 65—70 кг, все же он будет серьезной дополнительной нагрузкой. Ведь мощность двигателя мотороллера значительно меньше, чем у мотоциклов, эксплуатируемых с коляской. Поэтому, присоединив прицеп к мотороллеру, следует изменить передаточное отноше-Числозубьев<* *53,07 57,07 61,08 65,10De57,9 62,0 66,1 70,2Di44,42 48,42 52,43 56,44Г4,33 4,33 4,33 4,33Ii "11,13 11,13 11,13 11,13r25,80 5,78 5,76 5,74х,5,24 5,27 5,29 5.31Y,4,34 4,31 4,28 4,2613 14 15 16Рис. 1. Шасси прицепа и присоединение его к мотороллеру: 1 — пружинногидравлический амортизатор; 2 — кронштейн; 3 — опоры; 4 — коленчатая тяга (сталь 40); 5 и6 — хомуты; 7 — пружины; 8 — кронштейн; 9 — хомут; 10 — тяга; 11 — кронштейн; 12 • проушина; — 13 — муфта; 14 • палец (сталь 40); 15 — — болт; 16 — проушина; 17 — втулка; 18 — распорная втулка; 19 — втулка (чугун); 20 — кронштейн; 21 — ось (сталь 20); 22 — проушина; 23 — рычаг.дится небольшой багажник. Спинка служит его дверцей и запирается замком, расположенным над багажником. Кузов прицепа закрепляют на раме посредством двух пружин 7и двух хомутов с резиновыми прокладками (впереди). Соединяют боковой прицеп с мотороллером следующим образом. Палецние задней передачи с 17 : 38 на 15 : 38, то есть поставить ведущую звездочку с 15 зубьями (рис. 2). Можно увеличить число зубьев ведомой звездочки с 38 до 43. Это даст увеличение тягового усилия на колесе. В. КАМЕРИЛОВ, В. БАРКАР, г. Тула инженеры17