дителей, но и создают на дорогах станции технической помощи, проводят страхование от несчастных случаев, издают справочную и другую литературу и т. п. Совершенно очевидно, что и нам в интересах дела надо объединить авто- и мотолюбителей. Об этом, кстати, не раз поднимался вопрос на страницах прессы. Я намеренно уделил столько внимания человеку за рулем. В последнее время у нас, по крайней мере в обсуждении проблем безопасности движения, обнаружился какой-то крен в сторону технических вопросов. Мы много говорим о том, какими должны быть в новых условиях машины, дороги, техника регулирования движения. Все это правильно. Но мало, на мой взгляд, задумываемся над тем, каким должен быть новый водитель. А ведь порядок на дороге в первую очередь зависит от него. Пока же, к сожалению, в 70 процентах происшествий вина только самого водителя. Теперь о том, что могут сделать автомобилестроители. Я имею в виду активное внедрение элементов безопасности в конструкции автомобилей. Правда, последние модели в этом смысле отличаются в лучшую сторону, но предстоит сделать еще очень много. Пришло время, когда конструктивные элементы, обеспечивающие безопасность движения, должны быть закреплены соответствующим государственным стандартом. Необходимо ускорить научно-исследовательские и проегетно-конструкторские работы в этой области. Многое из того, что надо делать уже сейчас, нам давно известно. Скажем, дисковые тормоза, регуляторы тормозных сил, раздельные тормозные сиотемы задних и передних колес автомобиля, усилители тормозного и рулевого привода, более совершенные приборы головного освещения, исключающие ослепление водителей. Пора извлечь из этих знаний конкретные результаты, как это уже делает ряд наших заводов. Главное в работе по безопасности движения — добиваться всеми силами снижения дорожных происшествий. Здесь, конечно, далеко не все зависит от автомобилестроителей. А вот предотвратить тяжелые последствия возможных ЧП на дорогах они в силах и обязаны сделать в самое ближайшее время. Допустим, водителю аварии избежать не удалось, но, если люди при этом не пострадали, беда еще не столь велика. Так давайте позаботимся ио безопасности движения, и, если можно так сказать, о безопасности аварий. Значительную часть смертельных случаев и тяжелых ранений при дорожных происшествиях можно предотвратить путем улучшения конструкции. Скажем, применение в легковых автомобилях элементов, поглощающих энергию удара, — деформирующейся рулевой колонки, ремней безопасности, небьющихся стекол, мягкой обивки салона и других менее значительных дополнений гарантирует практически безопасность водителя и пассажиров даже при столкновении с препятствием на скорости до 70 км/час. В автобусе усиление жесткости кузова, аварийный тормоз, устройство запасного выхода, уширение проемов дверей значительно обезопасит пассажиров. Мне думается, что выполнению такой задачи очень помогло бы создание при НАМИ всесоюзного научно-исследовательского центра по безопасности автотранспортных средств с современной экспериментальной базой, позволяющей проверить новые идеи, испытать новые элементы конструкций. По своим техническим параметрам и инженерному обустройству не отвечают современным требованиям многие существующие дороги. А плохие дороги, как известно, не только снижают эффективность использования автомобильного парка, не только отражаются на экономике — они прямая угроза безопасности движения. Установлено совершенно точно, что чем ниже категория дороги, тем тяжелее последствия происшествий на ней. Программа развития дорожной сети намечена пятилеткой большая, но дело в том, что действующие строительные нормы уже отстали от жизни и нуждаются в серьезных коррективах. Преодолеть этот разрыв, существенно ускорить темпы дорожного строительства, интенсифицировать проектно-конструкторские работы — важнейшие задачи дорожников на ближайшие годы. Наконец, деятельность дорожно-эксплуатационных органов, в ведении которых находится основная сеть автомобильных дорог страны, нельзя и дальше ограничивать лишь ремонтом и работами по содержанию дорог в исправном состоянии. Анализ аварийности, систематическое изучение процесса движения и разработка на этой основе мероприятий по улучшению его условий должны стать обязательным делом дорожноэксплуатационной службы. Необходимость непосредственно заниматься оперативной организацией движения стала настолько очевидной, что такие службы уже появились в порядке опыта в Управлении автомобильной дороги Москва — Харьков, в составе гушосдоров Грузинской ССР и некоторых других республик. В заключение мне представляется важным особо подчеркнуть, что успешное решение всех тех вопросов, о которых здесь шла речь (а они составляют еще далеко не полный перечень работ по повышению уровня организации дорожного движения), в значительной мере будет зависеть от координации усилий многих министерств и ведомств. По-моему, уже все поняли, что проблема безопасности движения — проблема государственного масштаба, и достичь заметных успехов в этом направлении можно лишь на основе единой генеральной программы и централизованного руководства. В настоящее время над отдельными вопросами безопасности движения работают отделы и лаборатории самых различных научно-исследовательских институтов и некоторые кафедры высших учебных заведений страны. Анализ тематики этих исследований говорит о ничем не оправданном параллелизме в работе, о ненужном распылении государственных средств. Как правило, решаются мелкие, узковедомственные задачи, не предусматривается комплексная разработка узловых проблем безопасности движения. Назрела необходимость создать, как мне представляется, Государственный Совет по безопасности движения. Он должен координировать усилия всех организаций в этой области и осуществлять общегосударственную программу по улучшению организации и безопасности дорожного движения в стране.