ПЯТИЛЕТКА АВТ...Расширить в 2,5 раза сеть станций технического обслуживания автотранспорта, включая обслуживание автомобилей личного пользования.Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы. Что стоит за строкой Директив? К аким он будет, завтрашний день автосервиса? Какие вопросы предстоит решать в новом пятилетии? Обо всем этом рассказали за «круглым столом» журнала ведущие специалисты в этой области.и планыД. В. Л ялин , главный инженер «Глававтотехобслуживания»: Министерство автомобильной промышленности СССР совместно с министерствами союзных республик подготовило обширный план мероприятий, выполнение которого позволит во всеоружии встретить массовый наплыв автомобилей индивидуального пользования. Программа резкого увеличения сети станций технического обслуживания подкреплена солидными капиталовложениями. Достаточно оказать, что на их" строительство выделено около полумиллиарда рублей. Произойдут и весьма существенные качественные изменения. Новые станции строятся по современным типовым проектам, оснащаются высокопроизводительным оборудованием для ремонта и диагностики. Например, по типовым проектам, разработанным Ленинградским филиалом Гипроавтотранса, уже строятся 15- и 20-постовые станции на Украине, в Белоруссии, на Кавказе. Помимо высокой технической культуры самого производства, их отличает максимум удобств для заказчиков, организация продажи запасных частей. Темпы строительства будут нарастать. В этом году завершится разработка типовых проектов станций на 5и 10 рабочих постов и более крупных — на 50 — 75—100 постов. К концу пятилетки они возьмут на себя все заботы о нуждах автолюбителей. Э. В. С таранников , начальник «Росавтотехобслуживания»: В этом году мы начали строительство 70 новых СТО, сооружаемых по типовым проектам, а всего за пятилетие должны ввести в строй 360 предприятий обслуживания общей стоимостью в 220 миллионов рублей. Выполнение этой программы позволит ликвидировать «белые пятна» в географии автосервиса. Не забываем мы ио нуждах мотолюбителей, которых только в РСФСР свыше 4 миллионов. Будет построено 60 станций и специальных мастерских для ремонта мототехники. Ремонт и обслуживание мотоциклов и мотороллеров предусмотрены и на остальных станциях, действующих и строящихся. Рассчитываем также иметь на каждой автомагистрали несколько постов технической помощи мотоциклистам при АЗС. Как с оборудованием? Мы имеем его в достаточном количестве. Только впрошлом году на это было израсходовано 1180 тысяч рублей. В нынешнем году закупки возрастут втрое. А. И. X ляви ч, главный инженер «Мосавтотехобслуживания»: Примером предприятия обслуживания нового типа могут служить строящиеся сейчас в столице. В этом году «откроет двери» новая станция на 25 постов с трехэтажным подземным гаражом на улице Зорге. Затем будет завершен крупнейший з стране центр технического обслуживания и продажи автомобилей, который возводится у пересечения Варшавского шоссе с Московской кольцевой автомобильной дорогой. На 439 его рабочих постах, оснащенных новейшим оборудованием, можно будет выполнять любые работы по ремонту, окраске, техническому уходу и «туристскому» обслуживанию машин. Здесь же будут продаваться автомобили, причем покупатели смогут испытать их на специально оборудованном автодроме. Такой же центр будет возведен иу начала Минского шоссе. Планируется строительство и менее крупных, обычных станций технического обслуживания. С. М. Р абе р, начальник управления автозаправочными станциями Главнефтеснаба РСФСР: Сейчас на территории Российской Федерации действует 2330 стационарных и 1050 передвижных автозаправочных станций. За пятилетку мы должны построить еще 2500 АЗС. Из них не менее 220 войдет в строй в нынешнем году. Часть станций, в основном на автомобильных дорогах, будет иметь по одному-два рабочих поста для простейшего обслуживания и ухода за машиной. На большей части заправочных станций можно будет купить запасные части первой необходимости, подкачать шины, залить электролит в аккумуляторы, воду, получить другие мелкие услуги. Первый опыт в этом направлении уже имеется. На туристских автотрассах МоскваЛенинград, Москва—Смоленск, Москва—Суздаль, Ростов-—Сочи на АЗС введены специальные штатные единицы для оказания дополнительных услуг. М. М. Ш ахне с, главный инженер Гипроавтотранса: Служба автосервиса у нас в стране по существу создается заново. В этом есть свои преимущества. Строить заново лучше, чем переделывать и приспосабливать старое. Однако это налагает и особую ответственность. Д аже небольшие ошибки и просчеты, помноженные на масштабы начатого дела, могут обойтись очень дорого.Мы учитываем богатый зарубежный опыт, но простое его копирование для нас неприемлемо. Коррективы вносят не только социальные, но и природные и другие факторы. Страна наша обширна, климатические условия на ее территории разнообразны. Свои особенности имеют промышленная и сельскохозяйственная зоны. Вот почему нам приходится создавать целую гамму типовых проектов станций технического обслуживания различной мощности и назначения. Вопросы эти решаются совместно с министерствами автотранспорта и автомобильной промышленности. Естественно, что такой большой объем работы сразу не выполнишь, но проектировщики набирают темп. Тут уже назывались утвержденные типовые проекты, по которым ведется строительство в ряде республик. Имеется еще готовый проект СТО на 7—12 рабочих постов, и завершается разработка небольшой 5—6-постовой типовой станции. Проектируются и крупные зональные станции.Волжский экспериментД. В. Л ялин : Конечно, вопрос вопросов — бесперебойное снабжение системы автотехобслуживания запасными частями. Мы тратим на производство запчастей непомерно много металла : около 40 процентов всего, что потребляет автомобильная промышленность. А запчастей постоянно не хватает. В чем дело? Причин здесь, на мой взгляд, две — просчеты в планировании производства ив распределении запчастей. С одной стороны, ряд деталей планируется заводам без учета запасов, с другой — то, что выпускается промышленностью, распределяется без знания фактического положения дел. В новой пятилетке проверяется на практике новый метод решения этой задачи. Я имею в виду эксперимент Волжского автозавода, на который возложено и планирование, и производство запчастей по всей номенклатуре, и их распределение. В. П. К алинин , начальник отдел а Управления технического обслуживания Волжского автомобильного завод а : Уже сейчас 40 процентов продаваемых в стране автомобилей составляют машины Волжского завода, а к концу пятилетки в парке легковых автомобилей индивидуального пользования «жигулей» будет около 46 процентов. Это значит, что проблема технического обслуживания почти наполовину связана с обслуживанием «жигулей». При всем этом волжская малолитражка — современная машина идля нормальной работы требует квалифицированного ухода, высокой культуры обслуживания. Существующий его уровень уже не обеспечивает полноценного решения задачи.4 ОСЕРВИСАВсе это было учтено своевременно. Уже проектом Волжского автомобильного завода было предусмотрено, что он сам будет планировать и производить запасные части для своих машин по всей номенклатуре. Кроме того, вместе с началом выпуска автомобилей на повестку дня поставлен вопрос об их фирменном обслуживании. Конечно, построить в каждом городе специализированные станции для «жигулей» нам не по силам. Но это и не нужно. Основой всей системы станут базовые центры в крупных городах. Они будут проводниками правильного технического обслуживания и ремонта «жигулей» на станциях «Автотехобслуживания», обеспечат их запасными частями и методическим руководством. В Тольятти строится центр запасных частей, который будет иметь оперативную телетайпную связь со всеми базовыми центрами, руководить распределением и учетом запасных частей. В первую очередь намечается построить 33 базовых центра в Европейской части страны ив Закавказье. Потом они появятся в Средней Азии и Сибири. Уже ведется подготовка специалистов-ремонтников для этих центров. Закладывая основы новой для нас «фирменной» системы обслуживания, мы делаем все возможное, чтобы уже сейчас не остались обойденными вниманием выпущенные автомобили. Для этого заключили с 42 крупными станциями договоры о проведении гарантийного обслуживания и ремонта наших машин. Завод напрямую обеспечивает эти станции запасными частями, кроме того, мы бесплатно предоставляем им до 70 наименований ремонтных инструментов. В ближайшее время будут заключены новые договоры для обслуживания «жигулей». Мы поставили перед собой задачу уже в этом году полностью удовлетворить потребность в запасных частях не только для гарантийного, но и для платного ремонта. Завод выпустит запасных частей по всей номенклатуре на 10 миллионов рублей, на 800 тысяч рублей получит их розничная торговля. монт, регулировка, наконец, контроль качества работы — без участия владельца автомобиля. Так будет, но для этого мало построить новейшие станции, обеспечить их современным оборудованием, запчастями и материалами. К аки всегда, все решают кадры, люди, которым предстоит осуществить на деле всю продуманную до тонкостей систему автосервиса. Это значит, что мы должны заблаговременно заботиться ио качестве подготовки специалистов-ремонтников, и об их количестве. И надо прямо сказать, что в этом отношении дела обстоят не так благополучно, как хотелось бы. Подготовку кадров для московских предприятий обслуживания мы развернули на постоянно действующих курсах, поток за потоком. В этом году уже построили профессионально-технические училища, которые станут готовить нужных специалистов. Будем посылать рабочих на подготовку ив учебный центр Волжского автозавода. Таким образом, знающие свое дело люди появятся, а вот мест для них существующим штатным расписанием предусмотрено недостаточно. Как, к примеру, обойтись без должности приемщика? Кому вменить в обязанность повести принятую в ремонт машину на мойку, перемещать ее по территории станции? Вот и получается, что участником производственного процесса у нас становится сам владелец автомобиля. Какой уж тут сервис. Штатные вопросы необходимо сразу решать на таком же новом уровне, на каком планируется развитие всей новой отрасли бытового обслуживания населения. Э. В. С таранников : Правильно. Необходимо не только увеличить (конечно, в разумных пределах) количество штатных единиц, но и пересмотреть систему оплаты их труда. Сейчас на СТО узаконены директор с зарплатой 100—125 рублей, бухгалтер, два мастера и кладовщик — вот и весь персонал, кроме слесарей. Госкомитет Новая диагностическаяКруглый стол « З а рулем»по труду и зарплате приравнял нас к мелким промышленным предприятиям седьмой категории, а рождается крупнейшая новая отрасль обслуживания, требующая высококвалифицированных специалистов. Следует назвать и еще одну существенную трудность. Деньги на развитие сети станций технического обслуживания Госплан выделяет большие, но этим все свои заботы и ограничивает. Мы сами должны суметь превратить деньги в готовые станции, иными словами, найти подрядчиков, заинтересовать строителей, добиваться своевременного выполнения работ. Строительные же организации относятся к нашим заказам как к второстепенному, необязательному делу, неохотно берутся, плохо и несвоевременно выполняют. Особенно это характерно для Урала, Сибири и Дальнего Востока, где предприятия обслуживания нужны в первую очередь. В результате в прошлом году из отпущенных 14 миллионов рублей удалось освоить лишь 7,3. В связи с этим хочется помянуть добрым словом Волжский автомобильный завод. Он предъявил жесткое требование: пока не будет условий для технического обслуживания, не будет ни одной машины для продажи. И на местах в срочном порядке принялись за строительство станций. Коренным образом улучшить положение можно было бы, если бы Госплан СССР не только выделял деньги на строительство, но и включал его в план подрядных работ.Таковы главные направления в пятилетке автосервиса. Таковы вопросы, которые еще не нашли своего решения, но должны быть решены в самое ближайшее время. Задачи не простые, но выполнимые. Рубежи автосервиса определены строкой Директив и цифрами пятилетнего плана. А это самая надежная гарантия того, что цель будет достигнута.линия на московской станции технического обслуживания автомобилей № 12. Фото И. БахтинаЕсть трудностиА. И. Х лявич : «Мосавтотехобслуживание» может считать себя участником эксперимента. Мы одни из тех, кто связан с Волжским заводом договорными отношениями. Должен сказать, что выгода прямых связей с заводом налицо. Каков должен быть настоящий автосервис, все мы, в общем-то, вполне представляем себе. Скоро с его достоинствами ознакомится клиентура столичного Центра обслуживания на Варшавском шоссе. Заказчик будет иметь дело с приемщиком — специалистом высокой квалификации. Ему он сдаст машину, от него получит обратно. Все остальное — мойка, диагностика, ре