Справа — 75-тонный БелАЗ-549 (мощность — 850 л. с , скорость -г- 60 км/час, вес — 50 т. шины 24.00 — 49) на испытаниях. Слева — 27-тонный БелАЗ-540А (360 л. с . 55 км/час. 21 т, 18,00 —25).Автомобиль. С этим словом, прочно вошедшим в обиход, одни из нас связывают сверкающие юраской «жигули», другие — устало пыхтящий автобус, третьи — величественно катящий ло дороге грузовик с прицепом. Бесконечные их вереницы несутся по дорогам, но что это там впереди? Нечто гигантское движется навстречу. Вы почтительно сбавляете скорость, тгоровнявшись с громадным самосвалом. Крыша вашего «Запорожца» приходится этому великану «по колено», — иными словами, вровень со ступицей его колес. 40-тонный великан степенно удаляется, занимая почти половину широкого шоссе, и кажется, что ему тут тесно и вообще не по себе на этой асфальтированной дороге. Действительно, эти машины рождены не для автострад. Их обязанность работать преимущественно там, где дорог по существу нет. Поэтому они называются внедорожными автомобилями и предназначаются для перевозки грунта на гигантских стройках, транспортировки вскрышных пород и полезных ископаемых из карьеров. (На вскрышных работах с более или менее постоянными маршрутами вы-СОРОК ТОНН И БОЛЕЕ...40-тонный БелАЗ-548А. Внешне его можно отличить от модели «540А» по семи усилительным ребрам на кузове (вместо шести). Собственный вес этого автомобиля, снабженного 520-сильным дизелем, составляет 27 т. Скорость — 55 км/час. Контрольный расход топлива — 120 л/100 км. Самосвальный автопоезд БелАЗ548В-5272, рассчитанный на 65 т груза. Двигатель — мощностью 520 л. с. Собственный вес — 39 т. размер шин 21.00—33. Скорость — 50 км/час. кладывают специальные дороги из прочных плит.) На шоссе же представитель славного племени тяжелых самосвалов появился лишь на короткое время — в ходе испытаний. С каждым годом растет грузоподъемность машин, работающих в карьерах. Этого требует жизнь. Вот почему Директивами XXIV съезда КПСС по девятой пятилетке предусмотрено «организовать производство автосамосвалов и самосвальных автопоездов грузоподъемностью до 120 тонн для горнорудной промышленности». На крупных стройках и лри добыче полезных ископаемых открытым способом сейчас работают в основном БелАЗ-540А и БелАЗ-548А, которые перевозят соответственно по 27 и 40 тонн породы и при помощи гидромеханизма могут разгрузить кузов за 25 секунд. Обычно карьерные самосвалы действуют в комплексе с мощным экскаватором, чей ковш зачерпывает 4 — 6, а то и 6—8 кубометров грунта. Тричетыре ковша — и кузов полон. Но мало быстро загрузить кузов. Важно быстро выполнить маневр — развернуться, стать под погрузку. Махине, весящей с грузом 50—70 тонн, надо быть очень подвижной, «верткой». Не удивительно, что карьерные самосвалы отличаются короткой базой, позволяющей сделать радиус поворота небольшим — 8,5 —10 метров. Сравнительно недавно, лет двадцать назад, считалось, что для работы в условиях бездорожья пригодны лишь гусеничные тракторы. Но новые темпыОдноосный тягач БелАЗ-531, рассчитанный на буксировку полуприцепа с полным весом 45 т. На машине установлены 360-сильный дизель, пневмогидравлическая подвеска передних колес, гидромеханическая трансмиссия, колеса с шинами размером 27.00 — 33. Собственный вес тягача — 15 т. Скорость — 55 км/час.Одноосные тягачи МАЗ529Е со скреперами Д-357М ведут укладку грунта в тело плотины Краснодарского водохранилища.