ПРЕМЬЕРА В КИЕВЕ|Где только не в ст ре ти шь у « а с мотоц иклысколяской . На всех широтах , во всех республиках, на шоссе идорогах и, конечно, на спортивных трассах. «Коляски» покорили се1рдца сотен тысяч любителей мотоспорта, привлекли на свою сторону немало талантливых гонщ иков , из которых выросли такие виртуозы, к ак £ . Косматое, Н. Абдрахманов, Ю. Соколов, А. Разоренов, А. Р аутен фельд. И естественно, ч тонаша спортивная общественность сбольшим удовлетворением отнеслась крешениюФИМ — Международной мотоциклеткой федерации •— о розыгрыше (начиная с 1971 года) К убкаФИМ ло кроссу на мотоциклах класса 750 см 3с коляской. Т акие состязания часто проводятся вАнглии , Бельгии, Голландии, Ф РГ , Швеции. В Голландии, н апример , первенство страны 1970 года проводилось т10 этапов. Согласно Положению , К убокФИМ разыгрывается в девяти этапахиприсужт дается экипажу , набравшему наилучшую сумму очков. Система начисления очков такаяже , к акв чемпионате мира в классах 250 см1и 500 смЗ. Большая часть машинучастников нового состязания снабженачетырехтакт ­ ными двухцилиндровыми двигателями серийных мотоциклов класса 750 см 3 (БСА, «Триумф», «Лаверда» , «Нортон», БМВ), м ощностькоторыхподнятас 50 — 55 до 60 — 6 5 л. с. Все они , кроме БМВ, имеют цепную передачу. У сильнейшихгонщиковмашиныс очень прочной и легкой экипажной частью и длиннорыч ажной передней вилкой. Целиком маш инас коляской весит примерно 190 кг . Со всеми этими подробностями нашигонщики , тренеры, судьи, зрители смогли познакомиться на международных соревнованиях в Киеве. Это был четвертый этап розыгрышаКубка . Тот факт , что один из этапов ФИМ решила провести в СССР, е ще раз свидетельствует о большой популярности у нас этого вида состязаний. Наши гонщики пробу сил провели во Франции , на первом этапе. Т ам ирбитчане В. Телегин и П. Сосновских намаши ­ не «Урал-МбЗ» заняли шестое место, а их земляки А. Сибирцев и И. Н иконов — десятое. Дома, в Киеве, где, к ак говорится, и стены помогают, результаты оказались более высокими. Л учшее время на контрольных заездах показали В. Д рожжини А. П ортнягин на «Урале-МбЗ» (746 см 3 ). Первый заезд выиграли Е. Н ечипоренкои Б. Погановский («Урал-М62», 646 см 3 ) перед А. Сибнрцевым и И. Н иконоеым («Урал-МбЗ») и голландцами Р. Луббенсом и И. Броуверсом {«Уосп-Нортон», 750 см 3 ). Во втором заезде первенствовал экипаж Н. И ванютин — О. Х арин («Урал-МбЗ»), опередивший Луббенса с Броуверсом и Ю. Королева с В. Хмызовым (КМЗ-СК-3, 746 смЗ). В итоге по сумме двух заездов на первое место вышла голландская пара , которая заняла верхнюю строкувтурнир ­ ной таблице, а 'последующие два призовых места — у советских экипажей Нечипоренко—Логановского и Королева — Хмызова.МОТОГОНКИпоГАРЕВОЙ РОЖКЕся скаждым . За первое место в заезде, где стартуют четверо гонщиков, начисляется три очка, за второе — два и за третье — одно очко. Наибольшая сумма и называет имя победителя. Побывайте на треке, и вы узнаете, с каким трудом добывается спортсменом каждое очко. Совсем это не просто npoiM/чать'ся стремительных четыре круга, выискивать свободный путь между соперниками, которые, кажется, заняли всю ширину дорояски, принимать на себя летящую со скоростью чуть ли не пули гарь из-под колес мотоциклов. Всего четыре круга! Но это значит, что восемь раз, подлетая на огромной скорости к лешому повороту (у мотоциклов для спидвея нет тормозов), нужно усилием воли делать то, чему противится инстинкт самосохранения: еще большее открывать ручку газа и выворачивать руль машины вправо. Восемь раз на этих четырех кругах мотоцикл становится поперек дорожки, и только тонкое чувство балансировки спортсмена заставляет его двигаться в нужном направлении. Езда с пробуксовкой и заносом заднего колеса, которой ныне пользуются и спортсмены-автомобилисты, привилась в спидвее не сразу. На заре гаревых гонок спортсмены преодолевали трассу примерно так же, к ак кольцевики, — низко наклонялись к рулю, а на поворотах выставляли левую ногу в сторону для подстраховки. Использование заноса и пробуксовки заднего колеса, позволяющих поддерживать на поворотах высокие обороты двигателя, чтобы выйти на прямую с максимальной скоростью, стало возможным с появлением легких и одновременно мощных машин, работающих на спиртовом топливе. Первым таким мотоциклом был ЖАП — «Ж. А. Прествич». В 1954 году на гаревых трассах появилась чехословацкая новинка — машина ЭСО. Она быстро завоевала популярность и ныне взята «на вооружение» почти всеми спортсменами. Последняя модель «Ява-890» снабжена одноцилиндровым (88x81,7 мм, 497 см 3 , 55 л. с. при 8000 об/мин) дви-Г. С. ЗАРГАРЯННаш автоспорт понес большую утрату. В расцвете спортивного таланта умер Генрих Саркисович Заргарян — четырехкратный чемпион страны по автомобильному ралли, чемпион двух спартакиад. Это был человек разносторонних увлечений, которые простирались от техники до музыки, но больше всего он любил автомобили и автоспорт и пронес эту любовь до конца своих дней. В прошлом году тяжело больным сел он в последний раз за руль спортивной «Волги» и обеспечил победу раллистов Армении в финальных соревнованиях V Всесоюзной спартакиады. Генрих Заргарян щедро делился своими знаниями и опытом с молодыми спортсменами. Обращаясь к ним через журнал «За рулем», он писал: «Думаю, что те. кто собирается стать автоспортсменами, поймут меня. Пройти все трудности, преодолеть все препятствия и быть первым, только первым — эти слова я хочу повторить как напутствие тем, кто любит скорость, кто хочет стать настоящим гонщиком». Таким был Генрих Саркисович Заргарян. Таким его запомнят навсегда многочисленные любители автоспорта.Если на каждое соревнование нужно было бы составлять анкету, то в графе «фамилия» на этот раз пришлось бы вписать сразу «спидвей», «жужель», «плоха драга», «шалак-вершень», «мотогонки по гаревой дорожке». Что касается места и даты рождения, то и тут однозначным ответом ограничиться нельзя. С полным правом можно сделать две записи: «Австралия, город Уэст-Мэйтлэнд, 1922 год» и «Город Наталь на Африканском континенте, 1907 год». Действительно, на роль первооткрывателей мотогонок по гаревой дорож-ке претендуют жители двух континентов. Но как бы то ни было, ни австралийцы, ни африканцы, устраивая много лет назад необычный спортивный аттракцион, не могли предполагать, что трековые гонки начнут победное шествие по многим странам мира. В чем же причина столь большой популярности гонок по гаревой дорожке? Наверное, в том, что, обладая обычными для всех так называемых моторных видов спорта качествами — скоростью, большим накалом борьбы, требующими совершенного владения машиной, спидвей стал еще и очень зрелищным соревнованием. Все события здесь развертываются на короткой, как правило, 400-метровой гаревой дорожке, отгороженной от трибун деревянным или металлическим сетчатым барьером. Принцип определения победителя самый справедливый — специальная таблица заездов дает возможность каждому встретить26