гателем со штанговым приводом клапанов. Бурное развитие спидвея в Англии, Швеции, Чехословакии, Польше, Новой Зеландии и ряде других стран позволило уже в 1934 году провести первый чемпионат мира. Его выиграл французский гонщик Ф. Мейни. Последующие первенства прошли под знаком явного превосходства спортсменов Англии, Швеции и Новой Зеландии. Такие всемирно известные мастера гаревых трасс, как англичанин П. Крейвен, новозеландцы Б. Бриггс и И. Маугер, шведы О. Фундин и Б. Кнутссон, по нескольку раз становились обладателями золотых медалей чемпионов. У советского спидвея история намного короче. Первые гонки по гаревой до рожке у нас состоялись в 1958 году на стадионе имени В. И. Ленина в Москве. Потом дружные всходы в виде специальных треков спидвей дал в Уфе, Майкопе, Ровно, Балаково и многих других городах. Ныне советские гонщики имеют десятки отличных стадионов с гаревой дорожкой. В 1959 году состоялся первый чемпионат Советского Союза, закончившийся победой уфимского спортсмена Ф. Шайнурова. Башкирия становится центром отечественного спидвея. Уфимцы удерживают ведущее положение в последующие годы. Как правило, медали самого высокого достоинства завоевывали И. Плеханов, Б. Самородов, Ф. Шайнуров, Г. Куриленко. Лишь дважды за все это время гаревики Башкирии отдавали чемпионский титул: в 1967 году — В. Трофимову (Ровно) и в 1969 году — Ю. Дубинину (Новосибирск). Именно уфимским спортсменам в первую очередь принадлежит заслуга утверждения советского спидвея на международной арене. Дебютировав в 1962 году в личном чемпионате мира, наши гонщики с тех пор неизменно с успехом преодолевали многоступенчатые отборочные соревнования и выступали в финальной части первенства. Дважды И. Плеханову удавалось занимать почетное второе место, также дважды Б. Самородов становился четвертым гонщиком мира. Советские гаревики в командном первенстве в 1964 и 1966 годах выходили на второе место, а в 1967 году выиграли бронзовые медали. В позапрошлом сезоне В. Клементьев завоевал звание чемпиона Европы. Не раз наши спортсмены становились обладателями «Золотого шлема» на соревнованиях в Чехословакии. О популярности спидвея у нас говорит хотя бы необычайно насыщенный, обширный календарь. Не считая многочисленных международных соревнований, советские гонщики выступают в личном и командном чемпионатах страны (в классах «А» и «Б»), розыгрыше Кубка СССР, первенстве среди юниоров. Гаревые гонки входили в программу четырех последних спартакиад. Восемь месяцев в году на наших треках не затихает борьба лучших мастеров гаревой дорожки. И где бы они ни стартовали — во Владивостоке или Даугавпилсе, Уфе или Ереване, — их всюду с нетерпением ждут многие почитатели спорта высоких скоростей. В. КАРНЕЕВ, заслуженный мастер спорта. заслуженный тренер СССРД ЛЯ ТЕХ, КТО ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ПУТЬ'.5*^Мастер спорта по туризму рецензирует новые товарыВ июньском номере журнала мы познакомили автомототуристов с некоторыми товарами, появившимися на прилавках магазинов. Выполняем обещание, продолжаем разговор на эту ггему. Веяная новинка IB мотоциклетных магазинах сразу привлекает общее внимание. Именно таким дружным интересом были встречены фонарики для указателей поворота (фото 1), выпущенные Витебским заводом электроизмерительных приборов. Комплект из четырех сигнализаторов «СМ» в общей упаковке стоит 7 рублей. Очень жаль, что в таком хорошем и нужном начинании не обошлось без «осечни» — все фонарики в одном комплекте снабжены рассеивателями желтого цвета. Правда, в заводской инструкции сказано, что два из них — желтые, а два других — красные. Но, как мы ни старались поверить, фонари цвета не изменили. Кстати, это противоречит и Правилам движения, которые требуют, чтобы задние фонари были обязательно оранжевые или красные. В полном согласии с «буквой занона» выполнены другие указатели поворота, выпущенные Гомельским заводом измерительных приборов (фото 2). Они оранжевые, «двухсторонние». Для мотоциклов с электрооборудованием «плюс на массу» предназначен номплент УП-1-1, с «минусом на массу» — УП-1-2. В комплект, кроме двух фонарей, переключателя и электрической проводки, входит еще транзисторное реле-прерыватель. Это очень .удобно, водителю остается только смонтировать все на мотоцикл. Но если крепление реле под гайку спидометра возражения не вызывает, то установка фонарей на концах руля вступает в 'противоречие с интересами покупателей, которые хотят иметь указатели надолго, а не до первого случайного падения мотоцикла. Основные характеристики комплекта таковы: шотребляемая мощность — 16 вт, частота мигания — 9 0 - 3 0в минуту, вес комплекта — не больше 350 г. Стоимость УП-1 20 рублей. В багажнике нуждается едва ли не каждый мотоциклист. С этим согласились теперь и работники промышленности. В продаже появились багажники, сделанные по одним чертежам, но различающиеся покрытием. Крашеные стоят 6 рублей. Хромированные на 5 рублей дороже. А за5 рублей 60 копеек можно оборудовать багажником и боковой прицеп. Вот, пожалуй, и все, чем можно порадовать мотолюбителей. У автомобилистов выбор богаче. Вот сепаратор для магнитной обработки воды. Этот маленький прибор (фото 3) в виде воронки сделан на Новочеркасском заводе постоянных магнитов. Вода, залитая в радиатор через такую воронку, получает магнитную обработку. Это в определенной мере препятствует образованию накипи и способствует удалению той, что образовалась раньше. А значит, увеличивает срок службы радиатора. И все за 7 рублей! Немного дешевле — 5 рублей 50 копеек стоит устройство, родившееся в Литве, на Таурагском заводе узлов счетных машин. Его задача — охранять автомобиль от непрошеных гостей. Убедиться в надежности электронного «сторожа» на практике нам, к счастью, не приш'лось. Но если степень надежности пропорциональна цене, то предпочтение следует отдать прибору, изготовленному одним из серпуховских заводов (фото 4). Его цена — 30 рублей. Продолжая тему «электроника в автомобиле». следует упомянуть ио комплекте ШРП-300 (фото 5). Под таким названием поступает в продажу система электронного зажигания , разработанная и изготовленная на Московском заводе автотракторного электрооборудования АТЭ-2. Система состоит из транзисторного коммутатора ТК-102, к атушкизажи ­ гания Б-114 и добавочного сопротивления СЭ-107. Ее можно установить на любой автомобиль с 12-вольтовой системой электрооборудования и распределителем, у которого контакты прерывателя не шунтированы конденсатором. При установке комплекта на автомобиль практически 'прекращается электрический износ контактов прерывателя, повышается напряжение на свече. А это позволяет увеличить искровой промежуток и обеспечивает более надежный пуск двигателя. Кроме того, несколько улучшаются экономичность и приемистость двигателя. Стоит номплент 45 рублей. Б. ДЕМЧЕНКО, мастер спорта27