ность, та полезная отдача, которую можно получить с одного литра рабочего объема мотора. И чем выше этот показатель, тем полнее используется энергия топлива, тем более экономичен и менее металлоемок двигатель. Самое действенное средство увеличить литровую мощность — поднять степень сжатия, форсировать мотор. Поэтому на всех новых отечественных автомобилях (ВАЗ-2101, ГАЗ-24, «Москвич412», ЗАЗ-968) применены двигатели с высокой степенью сжатия, требующие для нормальней работы бензин АИ-93, то есть топливо с октановым числом не менее 93 единиц. Директивы съезда прямо указывают на необходимость уделить особое внимание выпуску высокооктанового бензина. Чтобы полностью удовлетворить спрос на это топливо, его производство будет увеличено к 1975 году более чем в 4,5 раза по сравнению с 1970 годом. Мне хочется обратить внимание на тот факт, что прирост производства топлива для легковых машин будет опережать прирост производства этих автомобилей. Такое решение является одним из свидетельств научного подхода к планированию. Большие изменения произойдут ив географии производства высокооктанового бензина. Урал, Восточная Сибирь, Средняя Азия, Белоруссия и ряд других районов страны, где такое горючее прежде не производилось, теперь не только обеспечат свои потребности, но и снабдят им соседние районы. Наряду с высокооктановым бензином все нефтеперерабатывающие заводы безусловно сохранят выпуск бензина А-76, который необходим растущему парку наших грузовиков ЗИЛи ГАЗ, сельскохозяйственной самоходной технике, многочисленным легковым автомобилям прежних выпусков. Производство такого топлива вырастет к концу пятилетки почти втрое — прирост сам по себе весьма значительный. Сегодня во всем мире серьезное внимание уделяется проблеме этилированного горючего. Антидетонационная присадка для повышения его октанового числа, как правило, содержит свинцовистые соединения, которые при сгорании топлива уносятся в атмосферу с выхлопными газами. В местах значительных скоплений автомобилей, особенно в крупных городах, " чрезмерная концентрация этих соединений может достигать вредной для здоровья величины. Поэтому сейчас мы берем курс на увеличение производства высокооктановых неэтилированных бензинов и постепен-ную замену ими топлив, содержащих тетраэтилсвинец. Одновременно наши научно-исследовательские институты продолжают вести работу по созданию и проверке эффективных антидетонационных присадок на безвредной основе. Дизельное топливо. Тяжелые грузовики, тракторы, строительные машины сегодня снабжаются дизельными двигателями. Производство высокоэффективного топлива для таких моторов — одна из задач, поставленных перед нашей отраслью. Выпуск дизельного горючего к концу пятилетки составит 129 процентов в сравнении с 1970 годом. Однако дело не в одном только количественном росте. В Директивах съезда подчеркивается, что необходимо «обеспечить производство в основном малосернистого дизельного топлива...» В начале пятилетки доля такого горючего составит около 82 процентов, а в 1975 году она поднимется более чем до 96 процентов от общего выпуска. Топливо с малым содержанием сернистых соединений способствует повышению долговечности и надежности дизельных двигателей. Нефть же многих наших месторождений содержит соединения серы. Поэтому на всех новых нефтеперерабатывающих комплексах предусмотрены специальные установки для очистки дизельного топлива от сернистых соединений.НАГРАДЫ РОДИНЫСибиряни-тюменцы хорошо знают своего земляка Василия Арбузова, шофера автоколонны 1319. Это он одним из первых стал водить ЗИЛ-150 с двумя 10-тонными прицепами, обслуживал три комбайна. Многие тысячи тонн зерна вывез с колхозных токов. Прошлую пятилетку выполнил за два года девять месяцев. Теперь трудится уже в счет 1973 года. За пятилетие сэкономил более 8000 ли-лров бензина. Орден Ленина — первая правительственная награда, которой был удостоен водитель за ударный труд. Недавно Василию Васильевичу Арбузову в Ч1исле 26 работников предприятий и организаций автомобильного транспорта присвоено звание Героя Социалистического Труда. Тем же Указом Президиума Верховного Совета СССР это высокое звание присвоено Владимиру Зиновьевичу Черному из Сусумана Магаданской области. В. 3. Черный водит автобус ЛиАЗ-158. Пятнадцать лет непрерывно трудится на далеком Севере. Сменные задания выполняет на 120 —130 процентов, восьмую пятилетку завершил досрочно. За все 15 лет — ни одной аварии. В созвездии героев труда — Юрий Николаевич Зюзин — водитель из Тувинокой АССР, Прокофий Григорьевич Дроздов — начальник автоколонны из Челябинской области, Иосиф Михайлович Гоберман — начальник Главмосавтотранса, Павел Игнатьевич Рассохин — слесарь Кустанайского авторемонтного завода. Одновременно большая группа рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятий и организаций автотранспорта и дорожного хозяйства награждена орденами м медалями Советского Союза. Вот только несколько имен. Орденом Ленина награжден шофер Воркутин'ского АТП А. Русак, ордена Трудового Красного Знамени удостоен машинист бульдозера дорожного ремстройуправления № 7 г. Смилтене И. Романцевич. Отмечены заслуги ряда работников Научно-исследовательского института автомобильного транспорта. Заместитель директора НИИАТа В. И. Рытченко награжден орденом Трудового Красного Знамени. Высоко оценила Родина труд автомобилестроителей. Золотой Звезды Героя Социалистического Труда удостоены генеральный директор Волжского автомобильного завода В. Н. Поляков, директор Кременчугского автомобильного завода имени 50-легия Советской Украины И. М. Прнходьно, фрезеровщица автозавода им. И. А. Лихачева К. А. Артемова, кузнец Горьковского автозавода А. И. Огнев, токарь рижского завода «Автоэлектроприбор» А. Ф. Карклинь и другие. В числе награжденных орденом Ленина директор ЗИЛа П. Д. Бородин и директор Московского автозавода имени Ленинского комсомола В. П. Колом ни ко в. Орденом Октябрьской революции отмечены заслуги главного конструктора АЗЛК А. Ф. Андронова. От имени миллионов читателей журнала «За рулем» редакция поздравляет награжденных и желает им новых трудовых свершений во славу Родины.* * *Большие и почетные задачи поставил перед всеми работниками нефтеперерабатывающей промышленности XXIV съезд КПСС. Резкое увеличение производства и улучшение качества бензина и дизельного топлива, строительство большого числа новых предприятий, перестройка технологии — весь этот комплекс работ можно рассматривать как значительный шаг отрасли вперед, новый шаг на пути научно-технического прогресса. Ученые и инженеры разрабатывают новые процессы и оборудование нефтехимических комплексов. Проектировщики воплощают их идеи в рабочие чертежи «поточных линий» нефтезаводов. Строители возводят гиганты нефтепереработки и нефтехимии. Эксплуатационники осваивают новые мощности, готовят на местах кадры нефтепереработчиков. Все это направлено к одной цели — выполнить и перевыполнить задания пятилетнего плана. Р. АЛИЕВ, начальник отдела топлив Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССРОкончание.Началона стр. 3.Есть, конечно, немало и других резервов. Взять хотя бы улучшение техн ическое обслуживания. Об этом тоже сказано в Директивах съезда. Что сделано на нашем предприятии? Создан пост диагностики, расширяются производственные участки. Это намного повысило коэффициент выпуска автомобилей на линию. ...Автопоезд уходит в рейс. За рулем его человек. Один едет подчас сотни километров. Туда, обратно. Со своим грузом, со своими думами. С совестью наедине. На XXIV съезде партии широ-кому обсуждению подверглись вопросы воспитания советских людей, молодежи. Вопросы не отвлеченные—конкретные. Ведь в каждом коллективе растет, набирается сил наша смена — молодежь. Есть она иу нас. Партийная организация, комсомол, старшие товарищи в автоколонне помогают молодым водителям в совершенстве овладеть своей профессией, освоить достигнутое передовиками. Практикуем совместные рейсы бывалых шоферов и начинающих, чтобы в пути юноша не только приобрел опыт вождения, но и почувствовал плечо старшего товарища, « а которое можно опереться в трудную минуту.Автопоезд уходит в рейс... В эти августовские дни значительная часть автомобилей из нашей колонны, как ив предыдущие годы, занята на вывозке нового урожая, который вырастили своим трудом хлеборобы Куйбышевской области, награжденной недавно вторым орденом Ленина. Идет большой хлеб страны. И я снова, как ив прошлые годы, на уборочной, вывожу из глубинных колхозов на своем автопоезде зерно. Сотни таких же грузовиков с прицепами пылят на степных дорогах. Ночью степь расцвечена фарами автомобилей. Горячая, напряженная пора! г. Куйбышев