>а вслучаенеобходимости остановить транспортное средство перед любым препятствием, которое можно предвидеть, обнаружить и воспринять как опасность». Не стану приводить другие примеры, ибо в этом случае статья грозила бы превратиться в рецензию, а такой задачия перед собой не ставил, д аи решить ее в небольшом журнальном материале невозможно . Я хотел лишь еще раз подчеркнуть, что многие, в принципе правильные установки нашего нового «дорожного кодекса » н уждаютсявболее точном изложении , требуют дальнейшей конкретизации. И это важная часть общей задачи ,непременное условие для повышения безопасности движения . Потому что, чем четче и понятнее требования, тем больше уверенность в том, что им будет следовать каждый водитель, к аждыйпешеход . А. ЛЕБЕДЕВ, подполковник милиции, заместитель начальника отдела ГАИиДНУВД МосгорисполкомаПОСТУПИТЕ УПНТЕЛШТСитуация 3. На большой скорости правое колесо вашего автомобиля съехало на обочину. Можно лив таком положении тормозить?Ситуация 5. Водитель идущей впереди машины беспорядочно виляет по дороге. Похоже, что он устал и периодически засыпает. Едет медленно, неуверенно. Что здесь предпринять , чтобы предотвратить беду?Ситуация 1. Вы проезжаете мимо стоящего у тротуара автомобиля. Неожидан но открывается его левая дверь. Оста новиться у вас уже нет возможности, слева другой автомобиль. Что делать?и»**^ л ^ Я РШНЯЙ ЙЕН щ :\ I :1 11 * -.. ..:..— " И р ^ 1 ';" ..' Ерэр . • • Р*! :'•'i-,£^ЗЯР! И*"^' '" 4s£f*i ^/ .•.,^' •*:• . -• '^Щз**.-- -1s•Ситуация 4. Длительное время вы движетесь за водителем, часто обгоняющим других. Убедившись в его опытности, в ы спокойно следуете за ним ипривыкаетек регулярно включаемому левому указателю поворота. Но при одном из очередных включений «лидер» тормозит и возникает опасная ситуация. Как ее избежать?Ситуация 6. Заглох двигатель, и пустить его не удается. Случилось это на железнодорожном переезде. Что предпринять?Ситуация 2. Сзади на близком рассто янии от вашего автомобиля и не отставая следует машина другого водителя Он подвергает опасности и себя и вас. Как избежать «преследования»?Ситуация 7. По какой либо причине (повреждение или неисправность) нет воз можности наладить свет в левой фаре . А путь предстоит еще немалый. Двигаться с одной правой фарой — значит нарушить правила, д езориентировать встречных водителей. Как поступить?РешенияВ ситуации 1. Б рать влево и заставлять водителя рядом сделать то же самое, очень опасно, особенно при многорядном движении. Это может вызвать «цепную реакцию» и повлечь целую серию столкновений. Поэтому — тормозим и уходим... вправо. Если остановиться не успеем, то лучше ударить стоящий автомобиль сзади, чем снести ему дверь: ведь не исключено, что какразв это мгновение из машины станет выходить человек. 'В ситуации 2. Предлагаем три способа. П ервый . Слегка нажимаем на тормозную педаль, чтобы загорелись стопсигналы. Часто это предупреждает следующего сзади водителя, и он отстает. Но ни в коем случае не тормозим резко! Второй. Постепенно сбавляем скорость, одновременно включив правые «мигалки», д авая ему возможность обогнать нас. Р азумеется , поступаем так в местах, где обгон безопасен (нет закрытых поворотов, встречных машини т. п.). Т ретий . В качестве последней мерысъезжаемс шоссе совсем. Пусть он проедет. В ситуации 3. Ни в коем случае! Положение можно исправить только уверенными ирасчетливыми действиями. Из-за большого сопротивления качению машинуи руль, конечно, будет тянуть вправо. Препятствуйте этому. Держ ите руль крепко , с тарайтесь , постепенно снижая скорость, в ыправить машину и подвести ее ккромкепроезжей части. Но не вплотную. Пусть правая колея проходит примернов 30 см от нее. Тогда вы сможете повернуть переднее колесо на больший угол и легко выехать на твердое покрытие . Будьте особенно осторожны, когда обочина скользкая . Если нет возможности постепенно снизить скорость, в исключительных случая х (впереди мостик, п репятствиена обочине и т. п.) приходится возвращаться на покрытие сразу. Тогда выравниваем машину итакже приводим ее к краю, а затем резко поворачиваем руль влево. Но надо быть заранее готовым тут жерезко вернуть руль обратно. Это две части одного движения. Просто жерезкий поворот руля сильно накренит машину, повлечет занос, а может быть, и опрокидывание. В ситуации 4. К такому лучше быть готовым заранее . Возможно, автомобиль впереди будет поворачивать налево или его водитель просчитался и вынужден прекратить обгон. Надо считаться с тем, что указатель работает одинаково ипри повороте и при обгоне, и быть готовым к неожиданностям, Конечно, п оложение будет менее опасным, если соблюдалась достаточная дистанция, но в любом случае действовать нужно быстро и уверенно. Самое лучшее — тормозить, уходить насколько возможно вправо, одновременно стараясь оставить идвижущемуся впереди водителю возможность такжевернутьсяв свой ряд. В ситуации 5. Надо его обогнать, подгадав удобный момент. Когда он в очередной раз сместится в левую сторону, начинаем резкий разгон. Пока мы настигаем машину, з асыпающий водитель начнет уходить вправо. Очутившись впереди, постепенно сниж аем скорость. Это заставит переутомленного водителя обратить нанас внимание. Затем, включив правую «мигалку», с ъезжаем на обочину и просим его сдел ать то же самое. А потом постараемся убедить его, что нужно прекратить движ ениеи отдохнуть. В ситуации 6. Самое лучшее решение, пожалуй, п ри любых обстоятельствах, прибегнуть н помощи стартера. Поставьте рычаг на первую или далее вторую передачу и включайте стартер . Машина быстро переместится в безопасное положение. При этом батарея, возможно, даже сильно не разрядится . З ажигание стоит оставить включенным. Может быть, в конце концов и мотор заработает. В ситуации 7. Как исключение, чтобы добраться до гаража или другого ремонтного пункта, можно подключить кфарамподфарники . Тогда габариты машины будут обозначены. и каждый встречный водитель даже принегорящей левой фаре увидит положение иширину автомобиля. Как это сделать? При помощи отвертки подключить на соединительных колодках с обеих сторон провода подфарников к клеммам фар .22