Наша сегодняшняя тема — обслуживание, правильная тактика вождения и, в связи с этим... экономика. Да, именно так : расходы на автомобиль находятся в самой что ни на есть прямой зависимости от вашего уменья иопыта, от соблюдения правил ухода. В затратах на содержание и эксплуатацию автомобиля основную часть составляют цена бензина и масла, покупка новых покрышек, оплата обслуж иванияи замена частей. На всю сумму этих затрат влияют различные факторы, причем изменить некоторые из них вы не можете (условия эксплуатации), но зато целиком от вас зависит другое: выбор скорости движения, его равномерность, умение грамотно манипулировать с теми или иными органами управления автомобиля. Так что же с этой точки зрения полезно запомнить на каждый день начинающему автолюбителю? 1. Разница между посредственным и опытным водителем особенно заметна по умению пользоваться коробкой передач. Об этом можно судить по тому, насколько синхронно вы действуете рычагом переключения, педалями сцепления и акселератора в зависимости от нагрузки и дорожных условий. Правильное сочетание этих трех слагаемых дает материальный выигрыш. 2. Не будем повторять учебные пособия автошкол, говорящие о правилах управления коробкой. Напомним лишь два пункта. Современные коробки, оборудованные синхронизаторами, не требуют «двойной перегазовки». Она ушла в прошлое. И второе — прежде чем включать заднюю передачу, надо полностью остановить машину. Это правило, к сожалению, многие новички подчас забывают. 3. Не держите ногу на педали сцепления. Эта вредная привычка приводит к пробуксовке и выходу из строя фрикционных накладок диска. 4. Равномерное движение — залог экономии топлива, шин, продления жизни двигателя и трансмиссии. Выдерживая постоянную, пусть даже умеренно высокую скорость, вы добьетесь ощутимо лучших результатов, чем при резких разгонах, кратковременных рывках на максимальной скорости и •лормол<ениях. Будьте расчетливы. Избегайте бесполезных «лихих» разгонов, движения на больших оборотах при низших передачах, резких торможений, «прогазовок». При таких «демонстрациях» вы мало выигрываете во времени, но проигрываете в расходе бензина, то есть бросаете деньги в двигатель. 5. Не экономьте на масле. В этом случае «кто больше тратит — теряет меньше». Систематически проверяйте его уровень. Меняйте масло своевременно и пользуйтесь только предписанными инструкцией сортами. Пренебрежение этим «пустяком» потом скажется на долголетии мотора и трансмиссии. 6. Масла с моющими присадками (такие, к ак АС и М-8, М-10, М-12) после сравнительно небольшого пробега темнеют. Это совсем не опасно, и менять масло при этом не следует. Именно благодаря свойству держать во взвешенном состоянии частицы грязи, нагара и т. л., не осаждая их, такая смазка служит долго. 7. Ничто не вечно под Луною. Далее самое лучшее масло в двигателе не может работать вечно. Постепенно оно загрязняется водными и углеродистыБеседа третья. См. «За рулем», 1971,№ 6 и7.ми частицами, металлом, продуктами разложения самого масла под действием высокой температуры и т. п. 8. Не существует правил, по которым можно точно определить периодичность смены масла (это не относится к обкатке нового или отремонтированного двигателя). Сроки, указанные в инструкции, даны применительно к средним условиям эксплуатации. И в зависимости от этих условий (пыль, грязь, частые пуски двигателя, большие нагрузки или чистый асфальт, равномерное движение, средние скорости) срок должен корректироваться в ту или другую сторону. 9. Фильтрующий элемент у большинства автомобилей сделан из специальной бумаги. В отличие от носового платка он рассчитан только на разовое пользование и промывать его бесполезно. 10. Ни в коем случае не пускайте двигатель без фильтрующего элемента. Кроме всех неприятностей, которые может причинить неочищенное масло, опасно неизбежное сильное падение давления в системе смазки. Последствия масляного голодания двигателя нетрудно себе представить. 11. Не регулируйте самостоятельно редукционный клапан масляного насоса. Сначала убедитесь в исправности контрольного прибора или сигнальной лампы. Если давление в системе при проверке манометром окажется ниже нормы, обратитесь к специалистам. 12. Расход топлива зависит от скорости. «Километры в час» и «литры на 100 километров» находятся в прямой взаимосвязи. К ак добиться высокой средней скорости и малого расхода бензина? Наилучшие результаты на обычных дорогах получаются, если двигаться равномерно со скоростью 75 процентов от максимальной. На дорогах высокого класса наивыгоднейш ая цифра — 80 процентов. 13. Следите за герметичностью всех соединений в системе питания. Подтекание может кончиться пожаром. 14. Правильная регулировка карбюратора на малых оборотах холостого хода способствует экономии топлива. А если обороты ма лыи двигатель глохнет при резком сбрасывании «газа» — значит усилятся нзносы при пуске и — пусть это не покажется странным — возрастет расход бензина. Ведь вы, боясь, что мотор заглохнет, все время нажимаете на «газ». 15. Карбюратор — сложный механизм. Его разборку, регулировку и ремонт доверяйте только специалистам. 16. Зазоры клапанов должны строго соответствовать инструкции. Слишком большой — вызывает неприятный стук, маленький — может повлечь неполное закрытие, перегрев клапана и даже сгорание его кромок. И в любом случае неправильная регулировка — это изменение фаз распределения и, следовательно, снижение к. л . д. мотора. 17. На мощность двигателя, а следовательно, и на расход топлива в немалой степени влияет исправность вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания, свечей, состояние контактов прерывателя. 18. Наконец, расход топлива косвенно зависит и от регулировки подшипников колес, установки углов передних колес, давления в шинах. Все это надо контролировать.