ЛУЧШЕ РАЗ УСЛЫШАТЬВодитель закончил левый поворот, влился в густой поток машини не спеша двинулся в нужном направлении. Однако он забыл выключить световой сигнал, и вот на всем пути позади автомобиля продолжает тревожно мигать лампочка левого поворота. Это сразу нарушает нормальные условия движения. Обогнать машинус мигающим огоньком или занять для поворота ряд левее нельзя. поскольку сигнал говорит, что она вроде бы сама готовится к такому маневру. Иной раз тормозит и встречный: не столкнуться бы на повороте. А забывчивый водитель и не догадывается, сколько хлопот он сейчас причиняет окружающим. Виновником или участником такой ситуации не раз бывал каждый из нас. Психологически она объяснима. Водитель обязан внимательно следить за обстановкой впереди, на пути автомобиля. Чем она сложнее, тем сосредоточеннее человек за рулем и тем вероятнее, что тусклое мерцание контрольной лампочки на приборном щитке на некоторое время останется незамеченным. Между тем исключить возможность такой забывчивости совсем не трудно, если индикатор поворота будет воздействовать не только на напряженно работающее зрение водителя, но и на его слух. Скажем, в гакт с миганием лампочки в кабине раздадутся негромкие прерывистые гудки. Сделать такой звуковой сигнализатор нетрудно каждому водителю. Потребуются для него самые распространенные, недефицитные детали и паяльник. Приводим его принципиальную электрическую схему. Взаиморасположение деталей на работе прибора не отражается. поэтому монтажную схему каждый может разработать по своему вкусу. Сигнализатор представляет собой генератор с частотой колебаний 600—800 гц, состоящий из мультивибратора на транзисторах Т, и Т2 и усилителя на транзисторе Тч. Для него годятся любые низкочастотные транзисторы типа МП с коэффициентом усиления по току не ниже 20. Необходимые по схеме четыре резистора (сопротивления) и три конденсатора также могут быть любого типа. В качестве звукового резонатора можно использовать телефонный наушник типа ТА-56 «октава» или высокоомный капсуль ДЭМ-4 (ннзкоомные капсули телефонных трубок для этой цели не годятся). Можно применить и малогабаритный динамик типа ОДГД-2, но для его включения придется подобрать или изготовить выходной трансформатор.Число несчастных случаев с пешеходами, особенно в городах, тревожит. П ричемжертвамикатастрофочень часто оказываютсяпожилыелюди . В одителяпоройраздражаетнеуверенностьтакогопешехода , с бивающая общ ийритмдвижения . Но ведь он, к акправило , вовсе не злостныйнарушитель , а просто человексограниченной из-за возрастапсихическойифизической акт ивностью , и ногдабольной , н емощный . В одительдолжен все это отчетливо понимать и быть к старикам снисходительным, доброжелательным. Мы полагаем , что нашичитатели не без пользыдля себя познакомятся со статьейна эту темувпольскомжурнале «Мотор», перевод котороймыпомеща ­ ем на этих страницах .П&кцт человекВ конфликте «водитель — пешеход» одно бесспорно: здесь нет сознательного действия во вред одной из сторон. Однако, когда речь идет о людях в возрасте, появляется дополнительная проблема. Она осложняется тем, что мало известна широкой общественности. Главная причина несчастных случаев среди пожилых пешеходов — в их трудной приспособляемости к условиям уличного движения больших городов. Когда незнание или пренебрежение правилами — следствие недостаточной подготовки человека, можно надеяться, что проф илактические меры, обучение и популяр изация правил уличного движения исправят положение. Иначе обстоит дело с пожилыми людьми, у которых нарушение биологического равновесия организма привело кконфликтус внешней средой. Здесь перечисленныемеры не дадут ожидаемых результатов. Осенью, в период туманов и изморози, когда нарушение биологической активности человеческого организма проя вляется более интенсивно, нежели в солнечные летние дни, к аждый водитель обязан помнить, что всякого пожилого человека, вступающего на проезжую часть, надо рассматриватькак потенциального слепого из-за такназываемой «старческой вечерней слепоты». По свидетельству врачей, у человека в возрасте 70 лет круг видимости уменьшается до 15 метров, а дальше этого расстояния, особенно во время дождя или тумана, все контуры предметов смазываются. Вот почему старики не различают идущего навстречу человека, и, что еще хуже, п риближающийсятранспорт кажется им далеким. Скорее утомляется в таком возрасте нервная система. Пожилой человек правильно реагирует на быстро сменяющиеся раздражители только в течение 10 — 15 секунд, ч ерез 30 секунд в его мозгу возникает путаница и он теряет оценку условий, в которых очутился. Нередко можно наблюдать, к ак согбенная старушка не слышит в уличном шуме громкого сигнала машины или визга тормозов. Не слышит потому, что ее ухо уже не воспринимает высоких тонов и поскольку угол зрения уменьшен до 45 градусов, она не может, к ак это принято говорить, краем глаза заметить приолижающуюся машину. А если и заметит, то не успеет остановиться или отступить. Чаще всего она беспомощно топчется на месте. В этом случае водитель обязан остановить машину, попытка объехать такого пешехода кончается трагически. У людей пожилого возраста регрессивные изменения в мозгу, нервной системе и координационном аппарате приводят к удлинению времени реакции от момента, когда возникает импульс оценки опасности, до принятиярешенияо самозащите и его осуществления. Если к этому еще прибавить рассеянность наблюдения, к отораяусиливаетсяс возрастом, то получим ответ на вопрос, почему старик бессознательно идет под колеса. Во все это трудно поверить молодому, ф изическии психически здоровому водителю или пешеходу, у которых инстинкт самосохранения нормален. Однако об этом надо знать правду. Вопросом уменьшения смертности пож илыхзанимается медицина и, в частности, одна из ее отраслей — геронтология. Но это не решаети не решит проблему старого человека на дороге до тех пор, пока не проснется общественное сознание. На Международном конгрессе дорожной техники во Флоренции в 1968 году представители государств с развитой моторизацией подчеркивали, что широкое проведение мероприятий по привлечению внимания общественности к проблеме пожилого человека всовременных условиях уличного движения при участии ученых различных отраслей дало хорошие результаты. Еще раньше, на аналогичном конгрессе было доказано, что при помощи профилактических мер можно в 90 случаях из 100 предотвратить гибель пешеходов под колесами машин. Однако все призывыо помощи должны быть направлены прежде всего в адрес водителей, и именно им больше, чем другим группам общества, следует разъя снять последствия неполноценности пожилого возраста. Польский Красный Крест, н апример , р азработал 10-часовой цикл лекций для будущих водителей, включающий основные сведения о правильном оказании первой помощи ио проблемах старения организма человека. Было предложено ввести последнюю тему в программу обучения водителей. Биологические изменения организма, ведущие кнарушению активности. — проблема, к асающаяся не только пешеходов. Водитель тоже стареет. Все чаще встает вопрос: какова верхняя возрастная граница для водителей? Нелегко ответить на него. Но нет сомнения в том, что после Достижения определенного возраста все водители раз в два-три года должны подвергаться соответствующему обследованию, которое подтверждало бы их физическуюи психическую пригодность для такого рода занятий . В ненастье, с ухудшением видимости пожилой человек находится на улице в еще большей опасности, чем другие пешеходы. Сейчас, например, ш ироко обсуждается возможность обеспечить детей светящимисяповязками , которые хорошо заметны в свете фармашины . Может быть, стоило подумать ио тех, кому из-за возраста нужны особая забота и уважение. Возможно, следовало бы обеспечить и их какими-нибудь заметными сигналами, п редупреждающими водителя: «Внимание! На улице пожилой человек!» Будем рассчитывать , что пожилые люди на улице встретят помощь и понимание. Перевела с польского Л. ПЭК(S^^LSК КЛЕММЕ.КА." РЕЛЕ ПОВОРОТАПринципиальная электрическая звукового сигнализатора.схемаЗвуковой сигнализатор включается параллельно цепи контрольной лампочки сигнализации поворотов и при включенном сигнале издает прерывистый гудок в такт с частотой мигания сигналов поворота. Разброс частоты мультивибратора, если применить детали, у казанныев схеме, составляет 80 —120 гц, что приводит лишь к незначительному изменению тона звучания. Н апряжение питания, при котором сигнализатор работает достаточно громко, составляет от 1,5 до 16 в. Конструкция звукового сигнализатора весьма проста. В коробке устанавливаем плату странзисторами , сопротивлениями, конденсаторами и звуковой резонатор. «Плюс» подводим к клемме контрольной лампочки реле поворота, «минус» — на массу автомобиля. Собранный прибор не требует никаких наладок. А. ЦУРКАН, г. Запорожье С. Б РИТВА24