И з появившихся сообщениймотолюби ­ тели уже знают, что рижский завод « С ар кана звайгзне» освоил производство но ­ вого легкогомопеда «Рига-7». В чемжеегопреимуществаперед выпускавшейся ранее «Ригой-5», что их различает? Н ачнемс нового двигателя Д - 6 . Хотя он и унаследовал от своего предшествен ­ ника Д - 5 ряд конструктивных особенно ­ стей и деталей, цилиндр и головка его ныне выполнены по образцумотоциклет ­ ных (рис. 1). Так, головка снабженареб ­ рами и крепится к торцу цилиндра посредством шпилек (у Д - 5 она представляла резьбовую пробку, ввернутую в цилиндр). Э то улучшает охлаждение двигателя иупрощаетего обслуживание: чтобы удалить нагар из камерысгора ­ ния, не надо снимать цилиндр. Д ляуменьшенияшума выпуска и лучш его наполнения цилиндра (за счет ре -Р и с. 1. Двигатель в разрезе: 1—левая и правая половины картера; 2 — шарикоподшипник П-203; 3 — ведущая шестерня; 4 — ведомая шестерня: 5 — гильза цилиндра: 6 — цилиндр; 7 — свеча; 8 — наконечник провода высокого напряжения; 9 — алюминиевая прокладка; 10 — основание с сальником; 11 • — кривошипно-шатунный механизм; 12 — сливная пробка.зонансного колебания волн давления) и змененаконструкция глушителя. Значительно усовершенствована вно ­ вом двигателе «электростанция» — м аг ­ нето теперь питает не только систему за ­ ж игания (рис. 3), но илампу А6-3 (б в, 3 ев) в фареилампу А1-1.5 (1 в, 1,5 ев) в заднем фонаре. М агнето (рис. 4 ) располагается втомже месте, что и на Д - 5 , н о полость вкар ­ т ере для него стала больше. Состоит магнето из насаженного на цапфу колен ­ чатого вала ротора1 ( п редставляющего собой постоянный магнит), индукционной катушки 5, прерывателя сконтакта ­ м и9и 10, к онденсатора 8. На сердечниккатушки намотаны две обмотки — п ервичная , в которой наводится э. д. с. н изкогонапряжения , и вторичная, где возбуждается ток высокого нап ряжения , который через провод 6 подается к свече зажигания . Д ля удобства регулировкимоментазажигания на рото ­ р еисердечникекатушки нанесены риски. П ри их совмещениипоршень не до ­ ходит до верхней мертвой точки на 3 , 2 — 3,5 мм . Часть электрическойэнергии , о бразующейсяв первичной катушке , отводится череззажим7 для питания ламп освещения .Достоинство конструкции нового двигателя ивтом , что егоможно установить безпеределок вместо двигателей Д - 4 иД - 5 , а цилиндр с головкой такжебезпеределок подходит для Д - 5 . На предыдущихмоделях легких мопе ­ дов взаднемколесе использовалась велосипедная втулка, з атормаживавшаяко ­ л есо при нажиме на педали в направлении, о братномдвижениюмопеда . На «Риге-7» вместо нееприменены литая ступица (рис. 5) и колодочный тормоз . А на ­ логична ей ступица переднего колеса. Эти новшества значительно увеличивают долговечность колес, к олодочныетормо ­ за работаютнадежнееиэффективнее . Тормоз заднего колеса приводится тросом от педалей . П ривращении их впрямом направлении (для движениямо ­ п едавперед ) ось вращается вместе со звездочкой , приводя вдвижениечерез цепь заднееколесо . Если педали вращать назад, то кулачокразведет колодки, п рижимая их к барабану. Т ормозпереднего колеса управляется рычагом , р асположенныму правой руко ­ ятки руля. Таковы особенности и достоинства но ­ вого легкого мопеда.Р ис . 5. Заднее колесо: 1 — звездочка педального привода; 2 — звездочка привода от двигателя; 3 — ступица колеса: 4 — рамка; 5 — пружина; 6 — шарикоподшипники 201: 7 — тормозная колодка; 8 — трос привода тормоза.