Пауль Фридрихе — среди лидеровПеред началом чемпионата мира по мотокроссу в классе 500 смЗ было немало споров о том, удастся ли шведской марке «Хускварна» сохранить завоеванное в прошлом году превосходство. Западно-германский завод «Майко» подготовил к 1971 году мотоциклы, не уступающие шведским ' в мощности (45 л. с.) и малом весе (100 кг). Японская нее фирма «Сузуки», не особенно полагаясь на 40 л. с. своих «пятисоток», перекупила одного из сильнейших кроссменов мира бельгийца Роже де Костера. Чехословацкие заводы «Чезет» и «Ява» к началу нынешнего сезона располагали мотоциклами с двигателем мощностью более 40 л. с. И борьба началась. Приводим результаты первых двух этапов, в котор ых обращает на себя внимание успех спортсмена ГДР чемпиона мира 1969 года Пауля Фридрихса. Италия: 1. Р. де Костер («Сузуки»); 2. А. Вайль («Майко»); 3. И. Стодулка («Ява»); 4. Г. Вольский; 5. В. ван Лоон; 6. А. Кринг (все — «Хускварна»), Австрия: 1. П. Фридрихе («Чезет»); 2. А. Вайль; 3. В. Бауэр (оба«Майко»); 4. Я. Юханссон; 5. К. Хам.маргрен (оба — «Хускварна»); 6. Д. Бэнкс (БСА). Впереди по сумме очков идет Вайль (24), его преследуют де Костер, Фридрихе (по 15) и Юханссон (12).местные гонщики, з анявшие первые 30 мест. Даже чемпион Европы 1970 года француз Ж. Андрюэ не смог преодолеть «скандинавский барьер». Первое место занял швед С. Бломквист на автомобиле СААБ. Третий этап проходил по дорогам Северной Италии и закончился победой гонщиков завода «Альпин-Рено» О. Андерссона и Э. Нэша. Труднейшие ралли «Сафари» (четвертый этап) по бездорожью Центральной Африки выиграли спортсмены из Кении Э. Герман и Г. Шулер на новой японской спортивной машине 3 «Датсун-240Ц» (6 цилиндров. 2400 см . 210 л. с . 1100 кг). Пятый этап принес успех французскому экипажу Ж. Дешассо и Н. Пляссара, который выступал на автомобиле «Ситроен-СМ» (см. «За рулем», 1970, № 8). После пяти этапов впереди идет марка «Альпин-Рено» (Франция).Экс-чемпионне сдаетсяДиаметр цилиндра. и ход поршня, мм 3 Рабочий объем, см Степень сжатия Мощность, л. с. при об/мин ТопливоДвигатель38X40 45 6 1,2/4500 бензин А-66, А-72, А-76 в смеси с маслом АКп-10 в соотношении 20:1 1,8—2,0По полной программеЗакончилась треть чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 смЗ. Модернизированные к сезону 1971 года шведские «хускварны» снабжены теперь пятиступенчатыми трансмиссиями, выросла мощность у чехословацких «чезетов». Так что японским машинам «Сузуки» приходится испытывать куда большую конкуренцию, чем в прошлом году. Советские гонщики в этом году стартуют во всех этапах, и их участие уже сказалось на распределении мест в таблице розыгрыша. Первые два этапа проходили на жестких трассах, позволявших спортсменам местами развивать максимальную скорость. Здесь более мощные «сузуки» имели известное преимущество. Трасса же третьего этапа проходила по вязкому грунту. В этих условиях лучше показали себя «хускварны», располагающие более «тяговитыми» моторами. Приводим результаты соревнований. I этап. Испания: 1. Ж. Робер (Бельгия); 2. О. Петерссон; 3. А. Андерссон; (оба — Швеция); 4. Г. Р айе (Франция); 5. В. Кавинов (СССР); 6. М. Виртц (Бельгия). II этап. Швейцария: 1. Ж. Робер; 2. X. Миккола (Финляндия); 3. В. Кавинов: 4. У. Палм (Швеция); 5. М. Халм (ЧССР); 6. О. Петерссон. Ill этап. Польша: 1. К. Вехконен; 2. X. Миккола (оба — Финляндия); 3. А. Андерссон; 4. У. Палм; 5. О. Петерссон; 6. В. Кавинов. IV этап. ФРГ: 1. X. Миккола; 2. Г. Ханссен (Швеция); 3. А. Андерссон: 4. Я. Фальта; 5. М. Халм (оба — ЧССР); 6. В. Кавинов; 7. Г. Моисеев... 9. П. Рулев... 14. В. Мандриченко (все — СССР). По сумме очков после четырех этапов лидирует Миккола — 39, за ним — Андерссон — 34 (оба на «хускварнах»). Далее — Робер («Сузуки») — 30 очков, Кавинов («Чезет») и Петерссон («Сузуки») — по 26, Вехконен («Хускварна») — 17 очков.Расход топлива (при скорости 25 км/час), л/100 км К-34Б Тип карбюратора сетчатый Воздухоочиститель от магнето Система зажигания 4,1 Передаточное число моторной передачи Передаточное число 4,1 цепной передачи Сцепление двухдисковое Вес двигателя, кг 6.5 Техническая характеристика мопеда «Рига-7» Длина, мм 1860 Ширина, мм 650 Высота, мм 1050 Вес, кг 36 Рама трубчатая сварная Передняя вилка телескопическая с пружинным амортизатооом Размер шин, мм 559—48(26"х Х2") Скорость, км/час 40 Рис . 2. Глушитель: 1 — накидные гайки: 2 — труба; 3 — корпус глушителя; 4 — перегородка; 5 — хомут крепления глушителя; 6 — дросселирующая труба; 7 — патрубок. Р ис . 3. Система электрооборудования: 1 — лампа фары; 2 — дроссель; 3 — переключатель: 4 — лампа заднего фонаря; 5 — магнето; 6 — вывод высокого напряжения. Р ис . 4. Магнето: 1 — ротор; 2 — кулачок: 3 — установочные риски; 4 — планка; 5 — индукционная катушка; 6провод высокого напряжения; 7 — выводной зажим; 8 — конденсатор; 9 — подвижный контакт; 10 — неподвижный контакт.Первенство мира по кольцевым автогонкам на машинах формулы 1 («За руле.м», 1971, № 5) открылось соревнованиями на трассе «Кялами». Дистанцию в 79 кругов (324 км) первым со средней скоростью 180,88 км/час (прошлогодний результат 170.74 км/час) закончил Марио Андретти на автомобиле «Феррари-312Б». В пятерку сильнейших также вошли: Д. Стюарт («Тайрелл-Форд»), К. Регаццони («Феррари-312Б»), Р. Виссель («Лотос-Форд-72»), К. Амон («Матра-СИМКАМС120»). Д. Хьюм («Мак-Ларен-ФордМ19»). Второй этап состоялся на трассе «Монтюич» под Барселоной (75 кругов, 284 км). Здесь места распределились так: 1. Д. Стюарт; 2. Ж. Икс («Феррари312Б-2»); 3. К. Амон; 4. П. Родригес (БРМ-160): 5. Д. Хьюм («Мак-Ларен-ФордМ19А»); 6. Ж. Бельтуаз (Матра-СИМКА МС120»). Средняя скорость, п оказанная победителем, — 156.41 км/час (в прошлом году на этой трассе гонки не проводились). После двух этапов лучшая сумма очков у экс-чемпиона мира Стюарта — 15, за ним идут Андретти (9), Амон и Икс (по 6). С технической точки зрения обе гонки показали превосходство машин с 12-цилиндровыми двигателями («Феррари». «Матра», БРМ) над 8-цилиндровы.мн конструкциями («Лотос», «Мак-Ларен», «Тайрелл»). Ожидавшийся дебют новин ки — автомобиля «Лотос-56Б» с газовой турбиной в 475 л. с. не состоялся, т ак как машина оказалась недоведенной.Шесть из двенадцатиВ нынешнем году первенство мира по кольцевым автогонкам среди марок спортивных автомобилей («За рулем». 1968. № 5) р азыгрываетсяв двенадцать этапов. Первые три из них — 1000-километровая гонка в Буэнос-Айресе (Аргентина). 24-часовые соревнования в Дайтоне (США) и 12-часовая гонка на трассе «Себринг» (США) принесли успех машинам «Порше-917» (12 цилиндров, 4907 см'. 620 л. с , 820 кг, 350 км/час). На них победы одержали соответственно экипажи И. З ифферт — Д. Белл. П. Родригес — Д. Оливер. В. Эльфорд — Ж. Лярусс, Четвертый этап — 1000-километровые гонки на кольце «Брэнде Хэтч» в Англии закончился неожиданно. Здесь первенствовал экипаж А. де Адамнч — А. Пескароло на «Альфа-Ромео-33/3» (8 цилиндров, 2993 см 3 , 440 л. с , 650 кг, 310 км/час). Однако Родригес и Оливер («Порше-917»), вновь одержали верх на 1000-километровых состязаниях в Монца (Италия) и С-.а (Бельгия), отразив натиск гонщиков итальянских фирм «Альфа-Ромео» и «Феррари». Последняя подготовила к чемпионату две 12-цнлиндровые модели: «512С» (4994 см 3 , 625 л. 3 с , 820 кг. 330 км/час) и «312ПБ» (2998 см . 450 л. с . 625 кг, 320 км/час), но пока успеха не добилась. По сумме очков после шести этапов лидирует марка «Порше» (49), за ней — «Альфа-Ромео» (27), «Феррари» (16).В новомрангеВ нынешнем году уже нет больше первенства Европы по ралли среди марок автомобилей. К традиционным европейским соревнованиям добавились ралли «Сафари» и «Марокко», м аршруты котор ых проходят по Африканскому континенту. Соревнования, таким образом, переросли европейские рамки. Первый этап этого чемпионата (ему присвоен титул международного) прошел в Монте-Карло. В нынешнем году традиционное соревнование отметило своеобр азный юбилей — состоялось в сороковой раз. Оно привлекло 248 экипажей из 29 стран. З аснеженная трасса ралли оказалась по силам лишь 22 экипажам. Победили швед О. Андерссон и англичанин Д. Стоун, в ыступавшие на автомобиле «Альпин-Рено-А110». Вторым этапом международного чемпионата среди марок явилось зимнее шведское ралли. Здесь доминировали 291Спортивный глобус I