Техника за рубежомВЫ» дляМНОГОДНЕВОКЗавод «Ява» в Праге делает для многодневных соревнований мотоциклы, технические характеристики которых приведены в таблице. Компоновка машин всех классов одинакова, многие узлы и детали унифицированы. Назначение машин диктует и основные требования к ним выходящие за рамки технических характеристик: надежность и возможность дорожного ремонта с минимальной затратой времени. Двигатель. В качестве базового был принят испытанный в течение нескольких лет одноцилиндровый двухтактный мотор с отлитым из легкого сплава цилиндром и запрессованной гильзой. Благодаря развитому оребрению цилиндра и головки (также из легкого сплава) двигатель очень хорошо и 'равномерно охлаждается. Поршень, отлитый из алюминия, хорошо передает тепло через два стальных кольца с хромированной рабочей поверхностью. Эти кольца, высотой 2 мм, обеспечивают надежное уплотнение на всех режимах работы. В верхней головке шатуна применен бессепараторный игольчатый подшипник, где иглы удерживаются от осевого смещения кольцами. В нижней головке установлен игольчатый сепараторный подшипник, который подбирается до монтажа так, чтобы цри вращении его не возникали осевые (сдвигающие) силы. Благодаря этому коленчатый вал достаточно поставить всего на два роликовых подСиловой агрегат «Явы-250».Мотоцикл «Ява-250». шипника, чтобы он не смещался в стороны. Неразъемный картер мотора отлит из «электрона». Коленчатый вал устанавливается в него сбоку вместе с левой крышкой картера, а шатун при этом проходит в специальное окно. Коробка передач вместе с механизмом переключения вставляется сбоку справа, в предназначенную для нее полость в общем картере с двигателем. Таким образом, для замены вала и коробки не нужно снимать двигатель с рамы. Зажигание — от магнето. Две свечи можно включать вместе или отдельно. Энергию для освещения вырабатывает генератор переменного тока, расположенный на левой стороне коленчатого вала. Глушитель, выведенный вправо вверх, обеспечивает требуемое снижение шума. Силовая передача. Крутящий момент коленчатого вала передается прямозубыми шестернями на сухое (сталь по ферродо) многодисковое сцепление. Особенность механизма сцепления, применяемого на этих мотоциклах, в том, что его барабаны соединяются посредством зубьев эвольвентного профиля. Управляется сцепление тросом от рычага, далее зубчатым сектором с рейкой, которая упирается в выжимной диск через радиальный подшипник.Рама «Явы-350»-. Для увеличения надежности пятиступенчатой двухвальной коробки у кулачков на ее шестернях сделаны скосы (поднутрения). В механизме переключения применены копирный валик с автоматом переключения и три вилки. Главная (вторичная) передача осу5 ществляется цепью размером /«Х'Д дюйма, заключенной в герметичном кожухе. Ходовая часть. Конструкция дуплексной рамы отвечает новейшей концепции. К рулевой колонке приварены пять труб, создающих вместе с задними трубами очень жесткий и прочный каркас. Передняя вилка вместе с колесом заимствована у выпускаемых малыми сериями кроссовых мотоциклов «Чезет». Интересна конструкция заднего колеса. Его ступица изготовлена из «кованого» дюралюминия. При демонтаже задняя звездочка вместе с резиновыми буферами (смягчающими рывки трансмиссии) остается на раме. Для облегчения мотоцикла щитки колес, основание седла, корпус фильтра и топливный бак сделаны из стеклопластика. П. ГУСАК, инженер завода «Ява» г. Специально для журнала «За рулем» ПрагаТехнические характеристики мотоциклов «Ява» для многодневкиДиаметр и ход поршня , м м . Р абочий объем, смЗ . . . . М аксимальнаямощность , л . с. при об/мин Максимальныйкрутящий момент, к гмпри об/мин Максимальная скорость, км/час Габаритныеразмеры мотоцикла, мм: база длина Объем топливногобака , л 175 62X57,5 174 21/7000 2,28/6250 120 250 70X64 246 28/6750 3,1/6250 135 350 78X72 344 33/6250 3,95/5750 142 500 80X80 400 38/6250 4,3/5250 1551380 2100 1100 13 1181380 2100 1100 13 1201400 2140 1110 14 1251400 2140 1110 14 125У всех моделей ход передней и задней вилок равен соответственно 175 и 90 мм, размер шин — 3,00—21 (переднее колесо) и 4,00—18 (заднее колесо).УМЫНСКИЕ ЛЕГКОВЫЕ «ВЕЗДЕХОДЫ*Машиностроительный завод в Кымпулуиге (Румыния) разработал новый легковой автомобиль АРО повышенной проходимости. Эта машина должна сменить испытанный вездеход М461 («За рулем», 1970, № 4) и будет выпускаться в двух модификациях. АРО-243 представляет собой грузо-пассажирский (8 человек или 2 человека и 680 кг груза) автомобиль, а АРО-244 — пятиместную пассажирскую машину. У той и другой модели привод на обе оси, блокировка дифференциалов и независимая подвеска всех колес. Четырехцилиндровый (2512 см3, 80 л. с. при 4200 об/мин) двигатель сблокирован с четырехступенчатой коробкой передач и двухступенчатым демультипликатором. Новые машины АРО предназначены прежде всего для эксплуатации в сельской местности, на грунтовых и лесных дорогах. Они могут быть оборудованы лебедкой, валом отбора мощности и приспособлены для буксирования прицепа весом до 800 кг. АРО способны преодолевать броды глубиной до 0,7 ми на хорошей дороге развивать скорость до 115 км/час. Расход топлива составляет около 14 л/100 км.АРО-244.30