значительного) поворота колес. Значит, боковые тяги 4и9 должны иметь длину, близкую к длине рычагов подвески. Для соединения сравнительно коротких тяг между собой и сошкой 8 потребовалось ввести среднюю рулевую тягу 7и маятниковый рычаг 6. Этот рычаг вращается на втулках в кронштейне 5, укрепленном симметрично рулевому механизму на правом лонжероне, и повторяет вслед за тягой 7 все движения сошки 8, передавая их правой боковой тяге 4. Сама сошка 8 может поворачиваться вместе с валом 27 в обе стороны на 30 градусов от среднего положения, соответствующего прямолинейному движению автомобиля. Ограничивают поворот выступы на сошке. все сочленения рулевого привода снабжены неразборными шаровыми шарнирами, заполненными при сборке специальной долговечной смазкой ШРБ-4. Срок службы этой смазки неограничен при условии, если резино-металлические грязезащитные чехлы 28 шарниров целы. Шаровые пальцы 31 шарниров установлены своими сферическими головками в гнездах полиуретановых вкладышей 29. Диаметрально расположенные на каждом вкладыше паз и прорезь служат для обеспечения его сборки с пальцем 31 и для перемещения вкладыша к вершине конусной расточки в корпусе шарнира под действием пружины 30. Такое устройство позволяет поддерживать беззазорное соединение в шарнирах и автоматически компенсировать износ. Для регулирования схода колес каждая боковая рулевая тяга снабжена резьбовым сочленением. Наружный шаровой наконечник (3 и 12) с резьбовым хвостовиком соединяется с резьбовой частью тяги (соответственно 4и 9) посредством разрезной муфты. Направления резьбы на наконечнике и тяге различные. В зависимости от направления вращения муфт длина боковых тяг, а следовательно, и величина схода может увеличиваться или уменьшаться. Положение каждой из муфт фиксируется двумя стяжными хомутами. Уход за рулевым управлением несложен. В рулевом приводе отсутствуют точки смазки, и поэтому обслуживание сводится к периодическим контрольным осмотрам и проверке. Л. ШУВАЛОВ, г. Тольятти инженерВ ПОМОЩЬ ПЕРВИЧНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМПО-ХОЗЯЙСКИ, ИНИЦИАТИВНОСам по себе порядок планирования сложился уже давно. Коротко, он заключается в том, что областные, краевые, республиканские комитеты Общества представляют в ЦК ДОСААФ годовые заявки на те или иные виды техники, запасные части, горюче-смазочные материалы и т. д. Разумеется, чтобы эти заявни были обоснованными, реальными и учитывали потребность всех звеньев оборонного Общества, в том числе и первичных организаций, необходимо хорошо знать положение дел на местах. На практике нередко случается так, что как раз запросы первичных организаций учитываются не всегда.. Повинны в этом бывают и руководители заводских, колхозных и других низовых коллективов ДОСААФ, которые, своевременно не сделай заявок в районный, городской комитет Общества, вдруг где-то в середине года спохватываются: им, оказывается, надо приобрести, скажем, мотоциклы, запасные части. Начинают писать письма, посылают представителей в областной центр, а то ив Москву, чтобы «вымолотить» нужное имущество. Напомним, кстати, что первичные организации и опортивно-техничеокме клубы п|ри них могут централизованно, по заявкам, через соответствующие комитеты Общества приобрести: дорожные и спортивные мотоциклы, карты, автомобильные и мотоциклетные шины, автомобильные аммумулятсчры, запасные части к мотоциклам и другое имущество. Западные части 'И агрегаты к автомобилям приобретаются через местные отделения «Союзсельхозтехники». За последнее время многие первичные организации ДОСААФ, особенно в школах, училищах профтехобразования, увлекаются строительством картов и соревнованиями картингистов. Это нужное, интересное дело. Карты в сборе, моторы, шины для них можно тоже нупить без ограничений. Нужно только своевременно об этом позаботиться. Есть еще ряд путей для укрепления материально-технической базы. Например, председателям республиканских, краевых, областных комитетов Общества разрешено передавать безвозмездно во временное пользование или продавать первичным организациям сверхтабельную спортивную технику, а также автомобили 4-й и 5-й категорий, излишествующие в автомотоклубах. Разрешение на продажу каждого автомобиля дает ЦК ДОСААФ. Комитеты первичных организаций могут в учебных целях брать автомобили и мотоциклы на прокатных пунктах, которые организуются по решению республиканских, краевых и областных комитетов ДОСААФ. Как видим, возможности для развития материально-технической базы оборонных коллективов довольно широкие. Ими успешно пользуются многие тысячи наших первичных организаций, что позволяет им привлечь к овладению техникой, занятиям техническими видами спорта массы молодежи. Настойчивое дальнейшее развитие материальной базы — верный путь к активизации военно-технической работы. П. СУРНИН, начальник отдела ЦК ДОСААФМатериально-техническая база первичной организации. Как ее создать, расширить, укрепить, чтобы обеспечить высокий уровень учебной, спортивной работы? Об этом часто спрашивают молодые активисты Общества. Вопросы непростые, и односложно на них не ответишь. Тяга трудящихся, особенно молодежи, к военно-техническим знаниям настолько велика, что удовлетворить ее могут в полной мере лишь те оборонные коллективы, где и подготовка массовых технических профессий, и развитие спорта, и техническая пропаганда базируются на достаточных по ассортименту и количеству учебной, спортивной технике, наглядных пособиях и другом оборудовании, без чего просто-напросто нельзя обеспечить военно-техническую работу. Опыт многих промышленных и сельских организаций Общества подсказывает, что создание прочной материальнотехнической базы — дето трудоемкое, требующее затрат, времени, больших усилий. Но там, где за него берутся люди инициативные, настойчивые, рачительные, там оно продвигается успешно. Какими средствами и возможностями располагают низовые коллективы ДОСААФ? Денежные средства складываются из вступительных взносов, 30-процентных отчислений огг получанной суммы членских взносов (чем многочисленнее организация, тем больше в ее распоряжении будет средств), а также денежных взносов хозяйственных, профсоюзных организаций и учреждений, заинтересованных в развитии деятельности оборонного Общества. Так, Президиум ВЦСПС и ЦК ДОСААФ в совместном постановлении «О мерах по усилению военно-патриотического воспитания населения», принятом 15 июля 1966 пода, определили участие профсоюзных организаций в расходах средств на приобретение учебной и спортивной техники, строительство учебных помещений и спортивных сооружений в целях развития оборонно-массовой работы. Большие 'возможности для укрепления и расширения материальной базы получила первичные организации в связи с предоставлением им права проводить платную подготовку специалистов массовых технических профессий, открывать хозрасчетные спортивные сооружения. Многое можно сделать и своими силами. Собственно, так и поступают в передовых оборонных коллективах. Члены ДОСААФ сами сооружают спортивные площадки, изготавливают простейший спортивный инвентарь, строят гаражи, оборудуют учебные классы. Всего не перечислишь! Говоря о материально-технической базе, следует коснуться практических вопросов, связанных с плановым снабжением, существующим 'порядком покупки и продажи автомототехнини. Больше всего, к ак показывает опыт, неясностей возникает в вопросах планового снабжения техникой, запасными частями и другим имуществом.Страничка спортивного календаряВ сентябре состоятся следующие автомобильные и мотоциклетные соревнования с открытым стартом. АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ. Ралли. «Золотая осень», Ленинград; «Балтийское море», Таллин. Картинг. «100 кругов», Кандава, Латвийская ССР; первенство профсоюзов Прибалтики. Тукумс, Латвийская ССР; «Приз Кубани», Краснодар. Шоссейно-нольцевые гонки. На приз газеты «Смена». Ленинград; «Янтарная «Волга», Рига. Кросс. «Золотая осень». Самарканд. МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ. Кросс. На кубок Украины, Александрия; посвященный освобождению Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Брянск; памяти К. Э. Циолковского, Калуга: «Европа—Азия», Первоуральск; посвященный освобождению Симбирска от белогвардейцев и Дню танкистов, Ульяновск; на приз «Золотая осень». Чимкент. Казахская ССР; на приз «Закрытия сезона», Куйбышев. Гонки по гаревой дорожке. Первенство Северного Кавказа, Зеленокумск. Ставропольский край.11