Конструкторы прилагают немало усилий к тому, чтобы сделать автомобили максимально безопасными, послушными в управлении. Безопасность — первейшая забота и проектировщиков дорог, скрупулезно рассчитывающих уклоны, повороты, одним словом, трассу. Наконец, безопасность — основное, ради чего существуют и вся служба организации движения, и правила движения с дорожными знаками, заботливо предупреждающими о малейшей опасности. Собственно, аварий практически не должно быть, если безупречно выполнять все предписания. В противном же случае не поможет ни самый надежный автомобиль. ни самая совершенная дорога. ...В двенадцатом часу ночи от станции Исакогорка под Архангельском к поселку Первомайский по пустынному шоссе шел грузовик ЗИЛ-130. Опускался ночной туман, но на расстоянии 150—200 метров видимость была еще хорошей. Под колесами — сухое асфальтовое покрытие шестиметровой ширины, скорость 50—60 км/час — все условия для спокойной езды. На обочине дороги в сильном свете фар вспыхнул треугольник предупреждающего знака «Прочие опасности». Потенциальная опасность заключалась в довольно крутом спуске с правым поворотом, однако водитель О. Вавдиюк продолжал вести машину, не сбавляя скорости. Внизу засветились фары взбирающегося в гору грузовика «Урал-375». Вавдиюк стремительно сближался с ним, не выключая дальнего света. Встречный, почувствовав неладное, сбавил скорость и прижался к краю. Взять еще правее мешал крутой откос: автомобиль здесь неминуемо опрокинулся бы. Все остальное произошло в считанные секунды. Спускавшийся под уклон ЗИЛ-130 не вписался в правый поворот, его вынесло на левую сторону проезжей части, и он на полном ходу врезался в радиатор встречного автомобиля. Последствия этого лобового столкновения произвели тяжкое .впечатление даже на видавших виды следственных работников. В кузовах обоих грузовиков ехали люди. Семнадцать из них были изувечены или травмированы, а пятеро из тех, кого вез Вавдиюк, убиты на месте. Почему же случилась катастрофа? Может быть, виной роковое стечение обстоятельств, поставившее водителя в безвыходное положение? Нет, ничего подобного экспертиза и следствие не установили. На уклоне «рутизной 15 градусов с поворотом радиусом 150 метров стали сближаться два грузовика. Водитель Вашдиюк обязан был уступить дорогу движущемуся на подъем и снизить скорость. Он этого не сделал. Может быть, он опасался заноса своей машины и опрокидывания? Точные расчеты экспертизы показали, что в описанных условиях занос мог произойти лишь при скорости около 90 км/час, а опрокидывание — 120 км/час. Значит, не в этом причина столкновения: ведь скорость ЗИЛ-130 не превышала 60 км/час. Тогда, может быть, у Вавдиюка не оставалось пространства для маневра и он не мог проехать мимо встречной машины, не задев ее? Замеры на месте происшествия показали, что прижавшийся к краю обочины «Урал-375» занимал лишь 1,4 метра проезжей части дороги. В распоряжении Вавдиюка оставалось 4,6 метра ширины асфальтированного полотна, чего с избытком хватало для благополучного разъезда. Мы уж не говорим о том, что ехал он на новой, вполне исправной машине. Так в чем же дело? Что помешало водителю рассчитать свой путь, трезво разобраться в обстановке? Да только то, что сам он был нетрезв. За этим первым преступным нарушением Правил движения последовали и другие. «Под уклон» он поехал уже тогда, когда, отправляясь в поездку, распил с приятелями пять бутылок водки. Правда, раздавались робкие советы: «Не пей много, тебе машину вести», но «командир корабля» не стал считаться с мнением спутников. По дороге встретили группу грибников — 13 человек, — собрали с них по 30 копеек, посадили в необорудованный для перевозки людей кузов и покатили дальше. Хмель все больше затуманивал сознание водителя. Пассажир в кабине предупредил: «Видишь знак? Притормози! Там дальше спуск с поворотом». Водитель в ответ лишь мотнул головой. Пассажир не отстал: «Встречная машина. Сбавь скорость!» «Сам знаю», — обиделся Вавдиюк... Суд приговорил водителя, виновного в катастрофе, к десяти годам лишения свободы. О. УШАКОВ, г. Архангельск экспертНа дорогах всего светаСША Новой попыткой разрешить противоречие между дальнейшим насыщением городов автомобилями и ограниченными возможностями уличной сети является разработка системы транспортного обслуживания, которая сочетает качества метрополитена и автомобиля. Она получила название «индивидуальная скоростная транспортная система». Средством передвижения служат электроавтомобили, которые следуют по специальным магистралям с направляющими устройствами. Новая система не исключает использования существующих автомобилей, но для этого они должны иметь второе управление — автоматическое. В черте города водитель может съехать на специальную магистраль, проложенную по основным загруженным направлениям, включить автоматическое управление и передать свои обязанности приборам. Постоянный интервал в3 метра мелсду движущимися экипажами и постоянная скорость, по идее авторов проекта, намного повысят пропускную способность городской сети. Так 640-километровая скоростная индивидуальная транспортная система, проектируемая в Бостоне, в соответствии с расчетами, повысит в среднем эксплуатационную скорость общественного транспорта до 39 км/час, а индивидуального — до 40 км час. Причем одновременно увеличивается число пользующихся индивидуальным средством передвижения: оно станет доступно даже людям, не имеющим возможности управлять автомобилем по состоянию здоровья или другим причинам. Контроль за организацией движения и выбор оптимальных маршрутов при помощи вычислительных машин позволят значительно уменьшить «загазованность» воздуха, сократить число дорожно-транспортных происшествий. В пригородах, где плотность населения сравнительно невелика, согласно проекту, должны найти применение микроавтобусы (на 8—20 человек), проезд в которых в два—четыре раза дешевле, чем в такси. Они будут подвозить жителей прямо от дома до ближайшей станции железной дороги или магистрали «индивидуальной транспортной системы». Вся эта комплексная система транспортного обслуживания эффективна, по расчетам авторов, только в городе с населением не менее 500 тысяч человек.ЗАСТЕГНИТЕ ШЛЕМ!Вот чтослучилось на моихглазах на горнойдорогевГрузии . На крутом повороте под переднее колесомотоциклаки ­ н уласьневестьоткудавзявшаяся собак а . М ашинасвалилась . М отоциклистс так ойсилойударилсяголовойокамень на обочине , ч толопнулзащитныйшлем . Но, и давтрещину , о нвыполнил свое назначение: человек остался невредим. А вот пример другого характера. Поздним вечером мчапся по дороге мотоцикл с коляской. При переключен иидальнего света на ближнийвдруг испортился переключатель фарыи свет погас. М ашинаколяскойзацепилась за стоящий на обочинеавтомобиль . П ритолчкенезастегнутыйзащитный шлем упал с головы мотоциклиста < покатили ся по дороге . Водитель ударилсяголовой об асфальтискончался . Вывод прост : шлем долженбыть обяз ательнозастегнут . Ведь он нужен не для того , ч тобыпредъявить его работни ­ к удорожного надзора, а для того , ч тобыобезопаситьмотоциклиста (а равноипассажира ) о ттравмы . Недаром на сор евнованиях по мотоспортуучастники , не застегнувшиешлем , не допускаютсяк старту. Подобное требование нужно включить , на мой взгляд , в новые Правила движения . А заводам , и зготовляю ­ щ имшлемы , н еобходимопоработать над конструкцией застежек, чтобы можно было быстро и надежно застегнуть шлем , д аже не снимаяперчаток . И. Б АЛАШОВ , мастер спортаСООБЩЕНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ТРАНСПОРТ»В Правилахдвижения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР, н апечатанныхв 1971 годутипо ­ графией «Волжская Коммуна» (заказ № 1080), в статье 79 допущенаошибка . Приводим правильный текст статьи: «79. Т рамваюзапрещается : а) п роезжатьпрямо — п ристрелке «налево», в ключеннойс зеленым сигналом, — при стрелке «прямо», включенной скраснымсигналом (на трехстороннем перенрестке); б) п оворачиватьнаправо — при стрелке «направо», включенной с зеленым сигналом».23