Водившись на Американском континенте, он сразу же начал распространяться по Европе наподобие эпидемии азиатского (гриппа. Примерно так лет десять назад писала о картинге одна ив швейцарских газет. Да, судьба этого вида спорта удивительна. На свет он появился как развлечение, но, преодолев океан, -очень быстро и очень прочно вошел в спортивную жизнь почти всех европейских стран. Чем же привлек к себе такое внимание картинг? Прежде всего своей доступностью — тем, что дал возможность многим и многим мечтавшим об автомобильных гонках сесть за руль пусть -неказистой, пусть маленькой, но настоящей спортивной машины. В самом деле, конструкция карта очень проста. Открытая трубчатая сварная рама на четырех колесах. Двухтактный мотоциклетный двигатель воздушного охлаждения с одним цилиндром. Лишь для некоторых (классов обязательна коробка передач. К тому же картинг не требует специальных шоссейных трасс: их с успехом заменяют сравнительно небольшие асфальтированные площадки, закрытые для движения. Вероятно, эти достоинства и определили его огромную популярность, в особенности среди подростков, юношества, хотя в гонках на микроавтомобилях участвуют люди всех возрастов. Но доступность не единственное, что привлекает в картинге. Маленькие автомобильчики способны вычерчивать на трассе такие сложные и крутые линии слалома, какие не под силу другим спортивно-гоночным машинам. Картинг на равных вошел в большую семью автосоревнований. Свыше десяти лет регулярно разыгрывается личное первенство среди сильнейших картингистов Мира. Титул чемпиона 3оспаривают на картах класса 100 см без коробки передач, при старте с хода. На таких же машинах разыгрывается и командное первенство Европы.У нас первые старты картингистов состоялись в 1961 году с участием спортсменов, построивших микроавтомобили собственной конструкции. Среди пионеров отечественного картинга были москвичи 9. Славский, В. Егоров, рижане Л. Вейнхольд, Я. Лаггинмп, курянин Л. Кононов. Именно в Москве, Прибалтике, Курске зародились первые секции картингистов. В 1962 году появилась уже возможность провести Всесоюзные соревнования. Состоялись они в Риге. Вот что писал об этой встрече журнал «За рулем» : «На кольцевой трассе Межапарка и велотреке Сенчу Силе все увидели настоящий спорт, спорт хладнокровных и мужественных людей, которые вели борьбу на маневренных гоночных машинах». Через год после рижских соревнований в Москве состоялось лично-командное первенство страны. В его программе были две гонки—шоссейно-кольцевая на трассе в Лужниках и трековая на стадионе Юных пионеров. В чемпионате участвовали 70 спортсменов из многих городов. Первыми чемпионами СССР стали: в классе 125 см 3 В. Степанов (Московский городской автомотоклуб), а в классе 176 см 3 — О. Кошиц (ДСО «Труд»). Специальный приз журнала «За рулем» — самому молодому призеру — завоевал москвич В. Богатое. С тех пор картинг сделал у нас большие успехи. Его спортивный календарь включает летний и зимний (по ледяной дорожке) чемпионаты Советского Союза, первенства республик, чемпионаты среди юношей. Появились традиционные соревнования с открытыми стартами. Картинг входил в программу трех последних Всесоюзных спартакиад. Их итоги — свидетельство того, что мастера высокого класса выросли у нас не только там, где начинался картинг, но ив Грузии, в Ленинграде, на Украине, в других республиках и городах. Любителям автоспорта хорошо известны имена ведущих картингистов: пятикратного чемпиона страны рижанина В. Бортниека, харьковчанина В. Енина, курянина В. Лыткика, ленинградца А. Заградина, В. Орехова из Подмосковья, их молодых товарищей — Р. Акопова из Тбилиси, москвичей В. Густешова, А. Потехина и многих других талантливых картингистов. Можно ожидать, что в их ряды скоро вольется новое пополнение. «Картинг-клуб», открытый на страницах «Пионерской правды», уже привлек к этому виду спорта многих школьников. За одиннадцать лет заметно изменилось и само содержание соревнований. Теперь спортсмены ведут борьбу только на шоссейно-кольцевых трассах. Длина прямых участков не превышает, как правило, 100 метров. Остальное — бесчисленные повороты различной конфигурации и сложности. Раньше гонщики выступали на самоделках, а сейчас к их услугам отличные серийные машины таллинского и ленинградского заводов. Ныне в картинге принята примерно такая же классификация, как ив большом автоспорте. Она предусматривает четыре класса. Первый — международный, объем двигателя до 100 см 3 . Второй — до 126 см 3 — имеет три группы: «А» — международная с двухтактным мотоциклетным двигателем; «В» — с двухтактным мотоциклетным двигателем отечественного производства; «В» — для юношеских соревнований. Третий класс — до 176 см 8и четвертый — до 50 см» (для подростков и юношей). Особым вниманием спортсменов пользуются карты с двигателем 3 125 см — группы «А». Именно на таких микроавтомобилях картингисты ГДР, Венгрии, Польши, СССР, Чехословакии разыгрывают популярный приз — «Кубок дружбы социалистических стран». Наибольшего успеха в этих соревнованиях мы добивались в 1968—1969 гг., когда сборная страны была обладателем главного командного приза (с 1969 года им стал кубок журнала «За рулем»). Мне посчастливилось дважды (1967 и 1969 гг.) стать первым в личном зачете. Не -раз я вспоминал добрым словом все то, чему научился на картинговых трассах. Вот уже несколько сезонов мне приходится временно оставлять микроавтомобиль и садиться за руль спортивной машины. Не будь в моей спортивной биографии картинга, вряд ли смог бы я добиться победы в пер. венстве страны по зимним автогонкам на ипподроме, много труднее пришлось бы мне и как участнику сверхдальнего авторалли Лондон—Мехико. Об этом я говорю здесь прежде всего для Юных картин га сто в, для тех, кто собирается сесть за руль гоночной «тележки». Останетесь ли вы верны на всю жизнь картингу» как это сделал мой друг и постоянный соперник сорокалетний В. Вортниек, пересядете ли в гоночную машину или просто станете автомобилистом, все равно ваше знакомство с картом не пройдет бесследно. Здесь вы по-настоящему овладеете техникой, научитесь действовать на трассе быстро ив то же время расчетливо, осмотрительно, словом, станете настоящим мастером вождения. А. САФОНОВ, мастер спорта25